Обучение детей второго года жизни на занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Цель: изучение обучения детей второго года жизни в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс обучения детей второго года жизни.
Предмет исследования: процесс обучения детей второго года жизни на занятиях.
Задачи исследования: – Анализ литературы по проблеме обучения детей раннего возраста; – Определить уровень нервно – психического развития детей второго года жизни;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(Обучение детей второго года жизни на занятиях).doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

На коллективных занятиях воспитательница должна быть внимательна к каждому ребенку, наблюдать, как он осваивает предлагаемый материал, своевременно помогать ему, подбадривать.

Перед воспитателем вместе с тем стоит существенная задача – развить у детей способность действовать самостоятельно в пределах их возможностей.

Детям до 1 г. 6 мес. требуется активная, действенная помощь взрослого. В этом возрасте у них уже формируется понимание речи окружающих, однако пока еще не совершенное, и дети не сразу способны уяснить, что от них требуется. Поэтому бывают случаи, что на занятии ребенок иногда отказывается выполнять предложение воспитателя, хотя и проявляет признаки заинтересованности. Полезно в таких случаях вместе с ним проделать то, что требуется, а потом предложить ему повторить то же самое самостоятельно. Воспитательница читает детям «Ладушки», сопровождая чтение игровыми действиями. Одни дети по ее предложению повторяют эти действия, другие улыбаются, но играть отказываются. В таких случаях воспитательница повторяет текст и, говоря: «Шу-у! Полетели!» – берет руки ребенка, легко опускает их на его голову, после чего он это движение начинает повторять.

Дети старшей подгруппы меньше нуждаются в непосредственной помощи воспитателя. Уровень их развития позволяет постепенно повышать требования к самостоятельности действий. Воспитательница побуждает детей к некоторым усилиям при выполнении задания. У каждого ребенка следует при этом поддерживать бодрое настроение, желание довести дело до конца. Поэтому, если воспитательница замечает, что ребенок, несмотря на все попытки, не может справиться с поставленной перед ним задачей, она приходит ему на помощь, не допуская, чтобы его усилия остались бесплодными. В противном случае у него будет вырабатываться робость, неуверенность в своих силах. При этом воспитательница ограничивает свою помощь тем, что показывает ребенку способ действия, старается его ласково подбодрить, добивается, чтобы он воспроизвел то, что она ему показала. Таким образом, детей в возрасте около. 2 лет и старше следует учить самостоятельно, достигать желаемых результатов. Важно только, чтобы те задания, которые предлагаются детям, были доступны их пониманию, их возможностям.

Воспитательница, соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по возрасту и по уровню развития), обеспечивает прочное усвоение сведений и умений всей группой.

Решающую роль играет при этом тщательная подготовка воспитательницы к занятию. Важно, чтобы она сама хорошо умела пользоваться материалом, который предлагает детям. Если, например, по ходу занятия кукла должна пройти по столу или поплясать, полезно предварительно проделать с нею эти движения и найти наиболее интересные, выразительные; продумать, как лучше расположить игрушки, предметы, которые дети будут рассматривать, различать, называть. Стихи или потешки необходимо знать наизусть, тогда их нетрудно произнести свободно, естественно, выразительно. Иначе воспитательница, заглядывая в книгу или на листок бумаги, где записан текст, делает паузы, нарушая ритмичность чтения, и т.д. Все это снижает художественную и воспитательную ценность литературных произведений. Незнание текста сковывает движения воспитателя в тех случаях, когда чтение сопровождается показом игрушек или игровыми действиями.

Таким образом, чтобы занятия давали положительные результаты, воспитателю нужно владеть необходимыми знаниями и практическими умениями.

Играм и другим видам самостоятельной деятельности отводится все время бодрствования детей, свободное от режимных процессов, организованных дидактических игр, занятий.

Несмотря, на то что деятельность детей вне занятий протекает под руководством воспитателя, им предоставляется возможность действовать по своей инициативе, выбирать игровой материал и использовать его в разных вариантах.

У детей раннего возраста следует воспитывать умение самостоятельно играть в игры-забавы, в дидактические, сюжетные, сюжетно-строительные и подвижные игры. Необходимо также приучать детей к проявлению самостоятельности при овладении основными видами движений (ходьбой, бегом, лазаньем и др.) и их совершенствовании, а также в доступных практических действиях (в основном, в элементарных действиях по самообслуживанию). Следует побуждать детей самостоятельно рассматривать книги, картины, наблюдать за окружающим; общаться по своей инициативе с взрослыми и сверстниками, воспроизводить знакомые потешки, стихи, песенки, пытаться что-то нарисовать, слепить и т.д.

Педагог, внимательно наблюдая за поведением всех воспитанников, должен добиваться, чтобы во время бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью. Последнее имеет большое значение для обеспечения положительного эмоционального климата в группе. Важно своевременно переключать ребенка с одного рода его самостоятельных занятий на другой, не допуская переутомления как физического, так и умственного.

Надо предоставить ребенку возможность двигаться (входить на горку, сходить с нее, возить игрушки в машине, переносить с одного места на другое кирпичики, играть мячом и т» д.), рассматривать картинки, наблюдать за окружающим (смотреть из окна на улицу, где ездят машины, ходят люди;, на деревья; на птиц, которые поют или прыгают с ветки на ветку).

Соотношение между разными видами самостоятельной деятельности по количеству времени, которое на них отводится, зависит от возраста детей, от новизны и доступности каждого вида. Так, при овладении ходьбой (в конце 1 и в начале 2 г. жизни) дети большую часть бодрствования ходят, их игры с образными игрушками кратковременны. С возрастом (если ребенок воспитывается в благоприятных педагогических условиях) все больший удельный вес по времени начинают занимать самостоятельные дидактические и сюжетные игры.

Исходным условием формирования разных видов самостоятельной деятельности у детей раннего возраста является их своевременное освоение и постоянное обогащение. Главный источник, «питающий» детскую самодеятельность, – целенаправленное воспитание и обучение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого овладевает основными способами действий, присущих той или иной деятельности. Усвоив эти способы, он сможет их применять сам в тех же или в несколько измененных условиях.

В группах раннего возраста воспитание и обучение могут осуществляться в различных формах: на специальных занятиях; в совместных играх со взрослым; в повседневной жизни при непосредственном посильном участии детей в решении элементарных практических задач; в процессе наблюдений за окружающим, общения со взрослыми, сверстниками, ознакомления с произведениями художественной литературы, доступными произведениями искусства (картинами, музыкальными произведениями).

Воспитателю следует очень гибко, не перегружая внимания детей несущественными для них деталями, использовать все эти формы обучения и воспитания для развития у ребенка потребности в познании свойств предметов окружающего мира, желания активно с ними действовать в соответствии с их физическими особенностями и социальным назначением. Это способствует формированию у ребенка ведущей, определяющей его психическое развитие на данном возрастном этапе, предметной деятельности.

Переход от предметных действий, выполняемых ребенком под руководством взрослого, самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять свою роль ведущей деятельности.

Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия; так, в дидактических играх детям предлагается решать самые разнообразные задачи с предметами: соотносить по форме, цвету, величине и т.д. (матрешки, пирамидки и др.); в подвижных играх ребенок пользуется каталками, тележками, мячами; большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире, окружающем ребенка с детства, возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами.

Особая роль в познании ребенком окружающего предметного мира принадлежит дидактическим играм и занятиям. Рекомендуемые в данной книге обучающие игры и занятия позволяют педагогу в определенной системе передавать детям в доступной форме знания и умения, необходимые для умственного развития. Одни игры и занятия способствуют обогащению сенсорного опыта, другие знакомят ребенка с социальным назначением предметов, с элементарными предметами-орудиями, посредством третьих он познает мир через слово.

Знания и умения, приобретенные в совместной деятельности с взрослым, станут внутренним достоянием ребенка в том случае, если он по собственному желанию будет многократно варьировать новые действия с предметами, повторять их словесные обозначения.

Для этого воспитателю надо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы в групповой комнате и на участке детям были созданы условия для всех видов самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке, что позволит детям самостоятельно находить нужный предмет, а после игры убирать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заниматься разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Простейшие дидактические игрушки, книги должны храниться в открытом шкафу рядом со столами, за которыми играют дети. Более сложные дидактические игрушки и игрушки-забавы следует размещать так, чтобы они находились в поле зрения ребенка, но немного выше его роста. Тогда педагог в случае надобности поможет воспитаннику взять игрушку, а затем проследит за его игрой.

С дидактическими игрушками и пособиями (пирамиды, «боча-та», вкладыши, шаробросы, пособия на различение и группировку предметов по форме, величине, цвету, формочки для песка, снега и др.) дети могут играть самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя после соответствующего обучения на занятиях.

В групповой комнате должно быть предусмотрено специальное место для рассматривания детьми иллюстраций в книгах, картинок. Необходимо учить их бережно относиться к картинкам, книгам, самостоятельно перелистывать страницы, внимательно рассматривать изображения. Следует также побуждать детей к высказываниям, как при рассматривании книг, так и при наблюдении за окружающим.

Сравнительно большая площадь отводится для кукольной мебели и сюжетно-образных игрушек.

Для сюжетной игры нужны куклы и игрушки в образах животных, выполненные из различных материалов и разнообразные по внешнему оформлению и размерам. Так, например, необходимы крупная – по размеру руки ребенка – посуда, соразмерные его росту предметы кукольной мебели (на «кукольный» стул дети не только сажают кукол, но и садятся сами и пр.). В распоряжении детей должны также иметься предметы для «ряженья» (косынки, фартуки, халаты и др.) и зеркало. Широко используется в игре сюжетно-транспортная игрушка.

Материал для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки и др.) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как дети еще не умеют самостоятельно использовать эти предметы по назначению (для рисования, лепки и т.д.). Данный возрастной период является необычайно благодатным для воспитания у детей интереса к изобразительной деятельности.

На участке должно быть удобное место для игр и хранения всех видов игрушек и пособий. Для игры на открытом воздухе целесообразно использовать пластмассовые и легкие деревянные игрушки. Недопустимо предлагать детям поломанные, негодные к употреблению игровые пособия.

Воспитателю следует учитывать, что игровой материал, предназначенный для самостоятельной деятельности, побуждает детей к игре при том условии, если он систематически обновляется в соответствии с изменениями в содержании занятий и дидактических игр.

Кроме того, развертывание самостоятельных игр детей в значительной степени зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, протекающее в форме равноправного доброжелательного «сотрудничества», направляющего ребенка на воспроизведение в игре знаний и умений, способов действия с предметами, полученных на занятиях, может быть осуществлено разными педагогическими приемами.

Описывая дидактические игры и занятия, авторы данной книги раскрывают и педагогические приемы, способствующие формированию разных видов самостоятельной деятельности детей с пособиями. Эти приемы способствуют закреплению материала занятий, усвоению новых знаний, умений.

На самостоятельную игру, развивающуюся на основе предметной деятельности, непосредственное влияние оказывают занятия с сюжетно-образными игрушками. Однако в целом уровень развития игровой деятельности ребенка опосредованно определяется уровнем его интеллекта, который формируется и на других занятиях, и в других видах самостоятельной деятельности.

Педагогические приемы руководства игрой должны быть направлены на то, чтобы побуждать ребенка отображать свой личный опыт, в том числе и опыт, полученный на разных дидактических занятиях, а также в самостоятельной игровой деятельности.

На ранних ступенях развития ребенка возможности воспроизведения жизненного опыта в игре связаны с преобразованием и совершенствованием его предметно-игровых действий. Принято выделять следующие этапы развития игры.

Начальный этап – ознакомительная предметно-игровая деятельность ребенка, к которой его побуждает взрослый через предмет-игрушку и общение» На данном этапе игра позволяет ребенку познавать свойства предметов. Без совместной со взрослым деятельности по выявлению этих свойств дети могут оставаться равнодушными даже к самым привлекательным игрушкам; их действия с предметами не будут совершенствоваться.

Развитие умения действовать с игрушками в соответствии с их особенностями приводит к следующему этапу предметно-игровой деятельности – отобразительной игре, которая свойственна детям в возрасте от 6–7 мес. до 1 г. – 1 г. 2 мес. Усваивая в процессе игр-занятий разные, в зависимости от физических и функциональных свойств игрушек, способы действия, ребенок пытается повторить их в самостоятельной деятельности: мячик, шарик катает; в большой по объему предмет складывает мелкие игрушки; машину, коляску возит и т.д.

На базе отобразительной предметно-игровой деятельности и обогащения опыта предметной деятельности формируется сюжетно-отобразительная игра, содержанием которой является воспроизведение детьми назначения предметов, смысла действий людей, знакомых им жизненных ситуаций: кормление кукол и укладывание их спать, перевозка груза на автомобиле и др. Такая игра характерна для детей второго и начала третьего года жизни.

Основной целью обучающих игр (сюжетно-дидактических, игр-инсценировок), направленных на формирование сюжетно-отобразительной игры, должно быть ознакомление детей с назначением разного рода предметов повседневного обихода, приобщение к действиям с ними.

Умение ребенка действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением позволяет ему к концу третьего года жизни перейти к первым сюжетно-ролевым играм. Роль сначала передается ребенком в действии, затем он ее обозначает словом («Я – шофер, солдат» и т.п.).

Информация о работе Обучение детей второго года жизни на занятиях