Обучение детей второго года жизни на занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Цель: изучение обучения детей второго года жизни в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс обучения детей второго года жизни.
Предмет исследования: процесс обучения детей второго года жизни на занятиях.
Задачи исследования: – Анализ литературы по проблеме обучения детей раннего возраста; – Определить уровень нервно – психического развития детей второго года жизни;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(Обучение детей второго года жизни на занятиях).doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

Регулярные занятия развивают у детей сосредоточенность и способствуют более внимательному наблюдению за происходящим. На занятиях воспитатель направляет внимание ребенка на что-либо существенное, учит выделять его. В результате целенаправленных воздействий в процессе многих занятий у ребенка формируются способности, дающие ему возможность в дальнейшем овладевать различными знаниями в ходе его самостоятельной деятельности.

По мере того как ребенок усваивает различные знания, умения и навыки, у него складываются определенные представления об окружающем, он начинает постепенно отражать в своих действиях не только то, что получает на занятиях, но и то, что наблюдает в жизни (например, если ребенок много раз видел едущие трамваи, машины, слышал, как они гудели, а потом останавливались, то и в ходе самостоятельной игры у него машина так же едет, гудит, останавливается). Следовательно, наблюдения за окружающим, как и занятия, обогащают самостоятельную игру детей. Если же дети овладели определенными способами действий с предметами, следует всячески способствовать усложнению и совершенствованию их игры. Большое внимание необходимо уделять тому, чтобы каждый ребенок учился как можно полнее отображать в своей игре не только то, что он получил на различных занятиях, но и в процессе наблюдения за окружающим. Детей следует учить отображать главное, а также интересное и необычное из того, что они получили на занятии и что увидели в жизни (например, во время игры с куклой проявил свое отношение к ней, успокоил, когда она упала, уложил куклу спать, спел ей песенку и после этого старался не шуметь и т.п.).

Воспитателю необходимо, наблюдая за игрой детей, подмечать, что из жизненных впечатлений дети сами, по собственной инициативе, стремятся отобразить в ходе своей игры. Например, обратить внимание, какие постройки делают дети из кирпичиков и кубиков, с какими сюжетными игрушками преимущественно играют: только ли с теми, которые изображают домашних животных, или с другими – со слоном, обезьяной и т.п. В результате наблюдений у воспитателя может возникнуть необходимость в проведении какого-нибудь занятия: организовать наблюдение за птичкой в клетке, за скворцами, живущими в скворечнике, за строительством ближайшего дома; провести занятие с игрушками – слоном, обезьяной, а потом с картинками, на которых изображены слон, играющие обезьянки и т.д. Следовательно, самостоятельная игра детей может дать материал для проведения специальных занятий, которые не были предусмотрены в плане работы воспитателя.

Обращаясь с вопросами и предложениями к детям, воспитатель может выяснить, например, кто из детей самостоятельно правильно делает ту или иную постройку, понимает речь воспитателя, произносит звукосочетания или слова; кто делает это лишь с помощью воспитателя, а кто вообще даже в ответ на его неоднократные побуждения ничего не может выполнить (показать, построить, произнести). Полученные данные воспитатель сопоставляет с теми, которые давались детям на занятиях, и делает заключение о том, в какой степени они усвоили содержание того или иного занятия и что из этих занятий смогли перенести в свою игру.

Наблюдая за игрой, воспитатель стремится выяснить не только, с какими игрушками играют дети, но и главным образом, какие действия с ними они производят и какие при этом произносят слова. В результате он делает вывод, на что в первую очередь следует обратить внимание детей при организации последующих занятий. Наблюдая игру, воспитатель может проверить и действенность занятий.

Требование систематического руководства самостоятельной игрой детей отнюдь не означает, что воспитатель все время должен разговаривать с детьми или учить их чему-либо. В определенные моменты, когда почти все дети в одинаковой степени увлечены чем-либо, надо предоставить им возможность действовать самостоятельно; при этом необходимо всячески охранять игру детей от каких-либо внешних помех.

Предметом особой заботы воспитателя при формировании самостоятельной игры детей раннего возраста должны быть способы решения игровых задач. Если педагог не предлагает детям время от времени в качестве игрового материала так называемые предметы-заменители (палочку вместо ложки, шарик вместо апельсина, яблока и т.п.), у них может задерживаться развитие отвлеченного мышления и воображения. А именно наличие воображаемой ситуации является, по мнению Л.С. Выготского, главным признаком игры. Следовательно, задачи умственного развития ребенка, развития его воображения смыкаются с задачей формирования игры как деятельности начиная с раннего возраста.

Предлагаемые в пособии рекомендации по многофункциональному использованию на занятиях дидактических игрушек и пособий с опорой на жизненный опыт детей раскрывают большие возможности для развития воображения ребенка уже на втором году его жизни.

Очень важно создать такие условия, чтобы и в самостоятельной игре дети могли применять и варьировать умения, полученные в совместной со взрослыми деятельности (например, цветные палочки можно группировать по цвету, а можно использовать их как конфеты для угощения кукол; эти же палочки могут быть цветными огоньками). Детей третьего года жизни следует побуждать наряду с действиями с игрушками и предметами-заменителями к действиям с воображаемыми предметами (предлагать покормить птичек или курочек зернышками, которые как будто насыпали перед ними, достать для собачки из кастрюли вкусную ароматную косточку и пр.).

Переходом к действиям детей с воображаемыми предметами могут служить действия с предметами, изображенными на картине, панно. Например, дети покупают нарисованные овощи, складывают в сумку, затем кормят ими кукол. Овладение действиями с элементами воображаемой ситуации способствует переводу детей на более высокий этап игры, с решением игровых задач, как в действенном, так и речевом плане (поскольку развернутую жизненную ситуацию невозможно воспроизвести лишь при помощи одних действий с игрушками). Ролевое общение детей в игре требует употребления слов, обозначающих обобщенные представления ребенка о действиях взрослых, о воображаемых или наглядно представленных предметах.

Для обогащения, и усложнения игры требуется не только побуждать детей к воспроизведению в самостоятельной деятельности содержания дидактических игр, занятий, отдельных наблюдаемых ими явлений – необходим также целый комплекс взаимосвязанных педагогических мероприятий, который позволил бы детям инициативно решать игровые задачи разными способами, ведущими к отображению в игре обобщенного реального и игрового опыта. С этой целью следует подводить детей к тому, чтобы они учились сочетать опыт, полученный в активной практической повседневной деятельности, с опытом, приобретенным на специальных занятиях, надо создавать такие игровые ситуации, в которых ребенок мог бы творчески использовать все свои знания, весь свой опыт»

Приведем пример подготовки детей 3-го года жизни к самостоятельной игре, отражающей их представления о работе доктора. Для того чтобы вызвать у детей интерес к игровой ситуации и выяснить, какой опыт у них имеется по данной теме, сначала была проведена сюжетно-дидактическая игра с куклой Андрюшей. После того как Андрюша познакомится с детьми, воспитатель вместе с ними выясняет, почему у куклы надета на шею теплая повязка. Андрюша объясняет, что он простыл, у него болит горло, и врач дал ему микстуру и витамины (показывает пустую бутылочку и коробку). По совету воспитателя Андрюша пьет воображаемое лекарство, принимает витамины, угощает ими детей, Заявляет, что он уже здоров. Расспрашивает детей, не болели ли они, как их лечил доктор, ходили ли они в поликлинику, что там видели и т.д.

Через два дня на занятии дети рассматривали иллюстрации к сказке «Доктор Айболит» К. Чуковского. Воспитатель обратил их внимание на заботливое отношение доктора к больным, побеседовал с ними о том, как одет доктор, что ему требуется для работы (машина скорой помощи, градусник, таблетки и др.)

На следующей неделе с небольшими подгруппами детей была организована экскурсия в кабинет врача. Посещение медицинского кабинета совпало с необходимостью измерить рост и вес детей.

Непосредственному деловому контакту медицинского персонала с детьми предшествовал игровой момент, когда доктор бережно прослушал и полечил «заболевшую» куклу, которую малыши принесли с собой.

Затем, когда каждый ребенок спокойно подходил для измерения роста и веса, педагог обращал внимание наблюдавших со стороны детей, какие действия производит доктор, что он говорит и пр. Игрушки для самостоятельной игры «в доктора» детям принес тоже Андрюша. Дети вместе с воспитателем рассмотрели принесенные предметы (халат, шапочка, «ростомер», коробочки для таблеток, витаминов). Вместе выбрали место для кабинета доктора, решили, кто будет выполнять его роль. (Сначала доктором был сам воспитатель.) Затем воспитатель помог детям выдвинуть игровые мотивы («Я бы хотела узнать, подросла ли моя дочка»; «Вот мишутка у Сережи что-то грустный, плачет – не заболел ли?» и т.д.). Для развития игры и подведения детей к планированию игровых действий педагог задал ряд вопросов (куда пойдет мама с дочкой от доктора? что нужно сделать дома, для того чтобы вылечить больную? и т.д.).

Позднее, чтобы продлить интерес детей к игре, были введены дополнительные атрибуты (автомобиль «Скорая помощь», горчичники и др.).

Такое естественное, целенаправленное обогащение игры детей способствовало формированию устойчивого интереса к игре. При осуществлении игрового замысла дети творчески заимствовали от взрослых эмоционально-выразительные средства, пытались быть такими же внимательными к больным, как их доктор. В игре иногда участвовало одновременно до 5 человек.

Вместе с тем возрос познавательный интерес детей к реальной ситуации, связанной с работой врача. Это было видно по тем вопросам, которые они задавали медицинскому персоналу: почему вы завязали лицо? (надели маску при эпидемии гриппа), а скоро вы вылечите нашу тетю Таню? (няня заболела) и др.

Итак, умелое руководство игрой, регулярное проведение занятий способствуют более внимательному наблюдению за происходящим.

На занятиях же воспитатель направляет внимание ребенка на что-либо существенное, учит выделять его, развивает у детей сосредоточенность. В результате целенаправленных воздействий в процессе многих занятий у ребенка формируются способности, дающие ему возможность в дальнейшем овладевать различными знаниями в ходе его самостоятельной деятельности.

Поэтому, чем разнообразнее содержание занятий и чем активнее воспитатель их проводит, тем богаче игра детей.

Наблюдение за игрой и анализ ее содержания позволяет, в свою очередь, педагогу наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать всю воспитательную работу с детьми.

 

2. Выявление состояния изучаемой проблемы

 

2.1 Планирование занятий по программе «Радуга» в экспериментальной группе

занятие ребенок развитие программа

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.

Число занимающихся может быть разным – от 3–4 до 6–8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2–4 детей более старшего возраста. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6–8 детей.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.

На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т.д. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими.

Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

Информация о работе Обучение детей второго года жизни на занятиях