Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа
Цель: изучение обучения детей второго года жизни в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс обучения детей второго года жизни.
Предмет исследования: процесс обучения детей второго года жизни на занятиях.
Задачи исследования: – Анализ литературы по проблеме обучения детей раннего возраста; – Определить уровень нервно – психического развития детей второго года жизни;
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей?
Прежде всего, состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указанным направлениям дает возможность провести комплексную оценку здоровья и развития ребенка.
При оценке поведения детей, за которыми воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки – в эпикризный период – особенно внимательно) следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка! Для этого можно пользоваться памяткой-вопросником.
Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):
1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по споен инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон: 1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное).
2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями).
3. Длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный). Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
При выявлении нервно-психического развития ребенка второго года жизни следует его оценивать исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.
Специальные; проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей.
Каковы методы контроля за психическим развитием детей?
1. Метод опроса матери (при приеме ребенка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу развития ребенка).
2. Метод наблюдения в группе за поведением детей.
3. Метод диагностики психического развития ребенка.
От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью определенного материала, в определенной ситуации, которая должна, быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.
При выявлении уровня развития очень важно установить интимный контакт с ребенком, и взрослый всем своим видом, тоном должен внушить ему уверенность, что малыш выполнит задание, стимулировать у него желание выполнить его. Обычно дети с большим интересом относятся к такому занятию. Однако поведение взрослого при проведении диагностики не совсем обычно: он должен не обучать ребенка, не показывать, а только умело выявлять уже сформированные умения малыша. Ребенок обычно ждет оценки со стороны взрослого. И если он хорошо справился с заданием, нужно это обязательно положительно оценить. Если ребенок не справляется с задачей, взрослый дает другую – на возраст ниже. Так, если ребенок 2 лет не выполнил задание соответственно своему возрасту, ему дается такое же задание, как ребенку 1 года 9 месяцев, но и в том случае, если малыш справился с требованием, так же нужно его похвалить.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев; I год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев; 1 год 10 месяцев – 2 года.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети разделены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1-й квартал). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвертую с еще большей задержкой – на три эпикризных срока. В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе – опережение на один эпикризный срок – ускоренное развитие; на два эпикризных срока – высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки): I степень – 1 – 2, II – 3 – 4, III – 5 – 7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В 1 группе – дети с верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1 другая на 2 эпикризных срока), во II группе – с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1, другая часть на 2 эпикризных срока).
Как примерно распределяются дети по группам развития в процентном отношении?
Первая группа развития – 33,1%
Вторая группа – 52%
Третья группа – 13,65%
Четвёртая группа – 1,25%
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой 1 степени, т.е. на 1 – 2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учет с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвертой – обязательной консультации психоневролога.
Такая оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?
В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма №127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикризных детей, используя памятку-вопросник.
Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года.
Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма №112).
Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.
Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам, который должен совпадать (даже несколько опережать) с планом врача; он тоже пишет эпикризы в истории развития в эти же сроки.
В начале месяца педагог дает назначения воспитателям групп (в дневнике группы), за какими детьми в данном месяце следует вести особое наблюдение.
Проведя комплексную оценку состояния здоровья, врач и педагог передают свои назначения родителям и воспитателям групп. Срочные назначения фиксируются в дневнике группы, а все другие обычным путем – в перспективном плане работы. Оценка уровня развития детей (по группам развития) проводится не реже одного раза в квартал.
Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы детского учреждения.
Рассмотрим примерные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и методику их определения.
1 год 3 месяца Понимание речи
Запас понимаемых слов быстро расширяется. Понимание ребенком названий окружающих предметов.
1.
Материал. 3–4 игрушки (разные виды транспорта, животных, предметы обихода, детских игр – машины, часы, мячик, собака).
Методика. Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где…?» – ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают найти.
Поведение ребенка. По просьбе взрослого он находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если малыш выбирает не менее 3 предметов.
2.
Материал. Предметы одежды, обуви.
Методика. Ситуация естественная – при общении с ребенком в группе. Малышу предлагают найти 4 предмета из одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку.
Поведение ребенка. По слову взрослого он находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если малыш найдет не менее 3 предметов;
Понимание ребенком действий.
Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку>.
Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет куклу в кроватку.
Ребенок ориентируется в группе.
Методика. Ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы>, «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки».
Поведение ребенка. Выполняет не менее 3 поручений взрослого.
Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи.
Активная речь
Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Методика. Ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 минут.
Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах» и др.).
Сенсорное развитие
Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Материал. Кубы-вкладыши. Размер большого куба – 10 см; малого – 7 см.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывают маленький куб из большого. Ребенку предлагают положить куб обратно (вложить маленький в большой).
Поведение ребенка. Вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз повторить это действие (не более 3 раз).
Игра и действия с предметами
Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).
1.
Материал. Кукла, тарелочка.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают перечисленные предметы и предлагают задание покормить куклу. Если малыш затрудняется, можно ему показать действие.
Поведение ребенка. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.
Примечания. Данное задание можно не проверять, если ребенок выполнил его при выявлении понимания речи.
2.
Материал. 2 кирпичика, 2 кубика.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагают поиграть с кубиками: сделать машину («би-би») или построить дом. Если он затрудняется, действие можно показать.
Поведение ребенка. Самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика машину, двигает ее, воспроизводя движения, или кладет один кубик на другой (строит дом).
3.
Материал. Стержень с 4–5 кольцами (одной величины). Методика. Ребенку предлагают надеть кольца на стержень. Поведение ребенка. Надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.
Движения
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Методика. Ситуация естественная – наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности.
Поведение ребенка. Выполняет указанные движения.
Навыки
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Методика. Ситуация естественная – процесс кормления.
Поведение ребенка. Самостоятельно ест второе» блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может оставить пищу несъеденной, проявить неаккуратность.
1 год 6 месяцев
Понимание речи
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации).
1.
Материал. 2 однородных предмета, отличных друг от друга, по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная), и контрольный предмет (кукла).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладывают предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.
2.
Материал. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика. Та же, что и в первой ситуации.
Информация о работе Обучение детей второго года жизни на занятиях