Обучение детей второго года жизни на занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Цель: изучение обучения детей второго года жизни в дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс обучения детей второго года жизни.
Предмет исследования: процесс обучения детей второго года жизни на занятиях.
Задачи исследования: – Анализ литературы по проблеме обучения детей раннего возраста; – Определить уровень нервно – психического развития детей второго года жизни;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(Обучение детей второго года жизни на занятиях).doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

Надо заметить, что с развитием более высокого уровня игры предшествующие ему этапы не исчезают бесследно. Дети продолжают в самостоятельной деятельности познавать и физические свойства, и назначение новых для них предметов, и при умелом педагогическом руководстве эти знания могут быть включены в содержание новых игр. Недопустимо форсирование более сложных этапов игры в ущерб предыдущим, так же как и длительная остановка на одном каком-либо этапе. Последнее неблагоприятно сказывается не только на дальнейшем совершенствовании игровой деятельности, но и на общем психическом развитии ребенка.

Ниже мы приводим ряд конкретных педагогических рекомендаций, которые воспитатель, опираясь на содержание занятий и дидактических игр, может использовать в целях самостоятельной игры детей 2 и 3 г. жизни.

Практика показывает, что если занятия и дидактические игры с детьми второго года жизни проводятся не от случая к случаю, а систематически, то они оказывают большое влияние на самостоятельную игру детей.

Воспитатели отмечают, что после проведения ряда занятий многие дети в самостоятельной игре воспроизводят показанные им действия с куклой (заворачивают в одеяло, укладывают спать в кроватку, кормят), с другими игрушками (строят домик для петушка и собачки, приводят их в домик, катают в коляске), строят из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, машину и др.).

Таким образом, по собственной инициативе дети отражают в процессе самостоятельной игры с игрушками, дидактическим и строительным материалом то, чему их учили на занятиях. Большей частью они используют отдельные элементы занятия, а некоторые повторяют все его содержание.

Вместе с тем следует отметить, что не все дети и не всегда отражают свои знания и умения, полученные на занятиях, в самостоятельной игре. Это объясняется тем, что на занятии они либо не усвоили нужное содержание, либо не умеют еще воспроизводить это содержание в процессе самостоятельной игры. Безусловно, от ребенка этого возраста не следует добиваться точного копирования того или иного занятия. Не столь важно, для кого он будет строить в игре домик, и большой или маленький домик получится, кто пойдет или поедет по дорожке. Постройки должны изображать реальные предметы: стол, стул, домик – и быть пригодными для задуманной ребенком игры.

Наблюдения показали, что для лучшего отображения в играх содержания занятий соответствующий игровой материал детям 1 г. – 1 г. 6 мес. надо давать на следующий день или через день после их проведения. Более старшим материал можно давать через 2–3 дня после занятия. Например, спустя 2–3 дня после специально организованного наблюдения за тем, как воспитательница стирала кукольное белье, детям можно дать для самостоятельной игры соответствующие игрушки (кукольные платья, ванночки, повесить веревочку и др.) и побудить их к игре с этими предметами. В игре они могут не только отражать то, что получили на занятиях, но и использовать элементы нового, увиденного ранее в каких-нибудь других условиях (дома, на улице и т.д.).

Необходимо также привлечь внимание ребенка к тем игрушкам, которые использовались на занятии. Для этого следует расставить их на видных местах, а затем заинтересовать ими детей. Важно, чтобы малыш по собственной инициативе обращался к воспитателю по поводу той или иной игрушки. Это имеет большое значение как для закрепления игровых способов действий с предметом, так и для развития активной речи ребенка.

Вопросы, которые воспитатель задает тому или иному ребенку, должны вытекать из содержания занятий. Например, после нескольких занятий с сюжетными игрушками он может задать примерно такие вопросы: «Саша, скажи, как собачка лает, как петушок поет? Лена, скажи: Катя, Андрюша, принесите куклу. Покажи, где у нее нос, глаза, руки, ноги». После ряда занятий со строительным материалом можно предложить ребенку построить машину, дорожку или что-нибудь другое.

Детей в возрасте 1 г, – 1 г. 6 мес. надо побуждать к конкретным действиям, прямо называя игровую задачу, например: «Лена, покачай куклу, она хочет спать. Сережа, вот кубик и кирпичик, построй машину». Иногда следует привлечь внимание малыша к какой-нибудь игрушке без указания выполнить конкретное действие с ней: «Оля, поиграй с куклой, с машиной» и т.п. Если ребенок не знает, что нужно делать, как играть, необходимо подсказать ему и проследить за тем, какие он будет выполнять действия с игрушками.

Детей в возрасте 1 г. 6 мес. воспитатель все чаще начинает побуждать выполнять одно и то же действие с разными игрушками: «Саша, покорми собачку, а теперь покорми птичку. И зайчика тоже покорми, он очень хочет есть». Кроме того, он учит играть одновременно с двумя игрушками. Сначала дает ребенку или просит его самостоятельно вставить два каких-нибудь предмета: «Сережа, возьми куклу (мальчика Вову) и чашку. Дай пить Вове из чашки», – а затем при выборе второго предмета для игры побуждает ребенка проявить самостоятельность: «Наташа, построй стул для куклы… Кукла уже посидела на стуле. Может быть, ты посадишь на стул зайчика или мишку?» И т. п.

В процессе организации самостоятельной игры детей старше полутора лет воспитатель помогает закрепить ранее усвоенные ими способы действий и упражняет детей в произнесении различных слов: «Оля, я сейчас принесу кирпичик, и мы построим дом. Сначала ты будешь строить дом, а потом я буду строить дом. Построй дом сама». Если ребенок в процессе постройки делает что-либо неправильно, воспитатель помогает ему исправить ошибку. Потом строит дом сам и побуждает ребенка сделать так же. Затем уже без показа просит построить еще один дом. После неоднократного правильного выполнения задания необходимо побуждать ребенка произносить слова дом, окно, дверь: «Оля, что ты построила? Дом? Скажи: дом. А это что? Это окно, а это дверь. Скажи: окно, дверь».

Наблюдая за игрой детей, воспитатель находит удобный момент, когда можно подключиться к ней, с тем чтобы помочь ребенку либо усложнить игру с этим же предметом, не изменяя ее основного хода. В процессе усложнения игры необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только могли выполнять действия с теми или иными предметами, но и произносили бы отдельные слова и простые предложения (двух- и трехсловные).

В одном случае следует побуждать ребенка воспроизводить с одним и тем же предметом в определенной последовательности два или три действия, каждое из которых в отдельности в предыдущие дни он выполнял правильно: «Наташа, как хорошо твоя кукла Катя поет и пляшет. А теперь ты заверни Катю в одеяло, покачай ее и уложи спать в кроватку. Скажи: спи, Катя, спи».

В другом случае следует попросить ребенка выполнить то же самое действие, но с другой игрушкой: «Сережа, кто это по дорожке идет? Куколка? А ты возьми собачку и покажи, как собачка пойдет по дорожке. Сережа, скажи собачке: иди, иди, собачка. Иди, иди по дорожке».

В третьем случае воспитатель может попросить ребенка выполнить с разными предметами разные действия: «Лена, что кошечка делает? Молоко из тарелки пьет? Да? А где домик у кошечки? Нет домика? Построй, пожалуйста, из кубиков домик для кошечки. Приведи в домик еще и петушка. Лена, скажи, кто еще в домик пришел?»

В четвертом случае воспитатель меняет назначение постройки, которую ребенок сделал. В связи с этим ребенок либо продолжает строительство той же самой постройки, либо из других материалов строит новую: «Андрюша, ты построил хороший дом. А кто в домике живет? Петушок и козлик? Катя тоже хочет в домике жить. Но этот домик маленький для Кати, она в него даже войти не может. Где же Катя будет жить? Для Кати надо построить большой дом», Воспитательница просит ребенка либо увеличить размеры домика, где живут петушок и козлик, и при этом сама помогает ему, либо из больших кирпичей просит рядом построить другой дом.

Кроме того, воспитательница может изменить и условия, в которых ребенок действовал сам или производил действия с тем или иным предметом. Например, воспитательница сначала учила детей строить из маленьких кубиков дорожку на столе. Построив дорожку, дети с удовольствием водили по ней маленькую куколку. Спустя некоторое время воспитательница принесла в группу большие кубики и предложила построить дорожку на полу. После того как дорожка была построена, детям дали машины, чтобы они могли возить их по дорожке (можно и лошадку на колесах, тележку).

С целью развития речи детей в процессе их самостоятельной игры иногда очень важно затеять разговор с ребенком о том, что он делает, вспомнить содержание того или иного, занятия, прочесть стихотворение, потешку, с тем чтобы вызвать у него определенные чувства, вызвать речевые реакции. Необходимо чаще побуждать детей повторять слова и отвечать на разные вопросы,

В период самостоятельной игры необходимо следить за тем, чтобы дети не переключались то и дело с одной игрушки на другую. Безусловно, важно, чтобы ребенок научился применять примерно те же способы действий и произносить те же слова, которым его обучали на занятиях. Но вместе с тем плохо, если ребенок действует только по трафарету. Необходимо всячески поощрять его самостоятельные действия. Для правильного руководства игрой детей воспитателю нужно знать их индивидуальные особенности, В ходе самостоятельной игры эти особенности проявляются наиболее ярко.

Некоторые дети предпочитают играть с какой-либо одной игрушкой (например, с куклой или машиной) и совсем не играют со строительным материалом. Может быть и наоборот: ребенок долгое время играет, например, с кубиками, но совсем не играет с сюжетными игрушками. Учитывая эти особенности и опираясь на то, к"чему ребенок имеет больше всего склонность, необходимо постепенно обращать его внимание на другие игрушки. Если ребенок играет с куклой, то надо предложить ему совместно с воспитателем построить для куклы стул, стол, посадить куклу на стул, на стол поставить посуду и покормить куклу или помочь построить для куклы дом. Если ребенок увлекается строительством, то, используя его постройки, нужно побудить организовать игру с привлечением сюжетных игрушек. Например, помочь построить дом, поместить в дом кошку, собаку, мишку, зайчика, попросить ребенка покормить их и уложить спать и т.д.

Некоторые дети не проявляют интереса к окружающему, большую часть времени играют с одной и той же игрушкой, по многу раз выполняют одно и то же действие (бросают, поднимают, возят машину или носят в руке куклу), трудно переключаются на что-нибудь новое. Встречаются дети слишком возбудимые: они не усидчивы на занятиях, часто отвлекаются, не могут спокойно досидеть до конца, не играют долго одной игрушкой, быстро теряют к ней интерес, способы действий, полученные на занятиях, в самостоятельной игре не воспроизводят» Такие дети очень подвижны, впечатлительны, часто плачут.

Детей инертных следует чаще эмоционально приобщать к решению игровых задач с опорой на их личный предметный опыт. Для этого необходимо использовать материал занятий, заинтересовывать ребенка теми игрушками, с которыми проводились занятия. Например, побуждать ребенка выполнять несколько последовательных действий с куклой (укладывать спать, после сна одевать и кормить). Можно дать ребенку игрушечную кошку, попросить показать, как она бегает, сказать, как мяукает. Затем попросить ребенка найти собачку, сказать, как она лает, показать, как бегает. После этого дать коляску, предложить ребенку посадить в коляску кошку и собачку и покатать их.

Иногда следует ограничивать двигательную активность ребенка и стараться сосредоточить его внимание на чем-либо определенном. Например, привлечь к совместному наблюдению за детьми, которые гуляют на участке. Можно предложить ребенку поиграть с какой-нибудь игрушкой, дающей возможность длительно выполнять одно и то же действие (например, «медведь-силомер», «клюющие курочки» и др.). Вместе с тем такого ребенка надо вовремя переключить на другой вид игры, например на игру, с мячом. После этого следует обратить внимание ребенка на игрушки, с которыми проводились занятия, например, дать ему строительный материал и помочь построить что-нибудь из кубиков и кирпичиков.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указывается, что необходимо приучать детей во время игры не мешать друг другу и соблюдать элементарные правила поведения в коллективе (делиться игрушками, приносить предметы, нужные другому для игры; играть в общую игру с распределением действий). Развитие совместных игр и воспитание соответствующего поведения целесообразно начинать уже на самих занятиях. Этому особенно способствуют занятия с предметами, в ходе которых дети учатся строить различные постройки (дорожку, забор, стол, стул, ворота, машину), а потом получают сюжетные игрушки (куклу, собачку, кошку и др.) и организуют игру с использованием этих построек. Например, дети строят дорожки, по которым сначала просто водят своих кукол; затем куклы начинают ходить друг к другу в гости. Встречаясь, они здороваются. Потом дети начинают водить кукол каждый по «чужой» дорожке. Или же один ребенок строит стол, а другой – стул. Первый сажает на стул куклу, второй ставит на стол чашку. Потом по очереди они поят куклу чаем. Третий ребенок строит ворота, четвертый осторожно прокатывает через эти ворота свой автомобиль и т.д.

На занятиях с цветными шариками, цветными втулочками воспитатель приучает детей обмениваться игрушками (например, красные втулочки сначала дает Сереже и Наташе, а синие – Андрюше и Оле; спустя некоторое время красные получают Андрюша и Оля, а синие – Сережа и Наташа). В результате у детей вырабатывается спокойное отношение к тому, что им приходится отдавать те или иные игрушки. Таким образом, перечисленные занятия, а также и многие другие построены так, что дети приучаются общаться между собой.

Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их надо постепенно приучать к этому, объединяя с детьми более спокойными. Такое объединение может быть осуществлено сначала на занятиях с использованием вспомогательных предметов-орудий. Характер деятельности на этих занятиях вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание их сверстников, побуждает к подражанию.

Благоприятные условия для воспитания правильного поведения создаются также и тогда, когда сразу же после занятия детям раздают соответствующие игрушки, и они получают возможность отразить в своих действиях и речи усвоенное на занятиях. В это время воспитатель побуждает их обмениваться игрушками, выполнять как одинаковые, так и разные действия с предметами, следит, чтобы они не мешали друг другу. Предварительная работа воспитателя подготавливает и облегчает установление правильных взаимоотношений между детьми в ходе их самостоятельной игры и способствует развитию совместных игр. Именно в процессе самостоятельной игры воспитатель должен всячески развивать у детей зачатки коллективизма. То, что в конце занятий детям даются игрушки для самостоятельной игры, способствует овладению содержанием занятия. Это также позволяет учить детей играть с предметами, непосредственно применяемыми на занятии, связать их игру с содержанием занятия. Тем самым уже в процессе учебной деятельности дети подготавливаются к самостоятельным играм.

Информация о работе Обучение детей второго года жизни на занятиях