Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
Цель моей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.
1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.
2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.
Введение 3
1. Теоретические основы культуры учебного труда, и ее формирование
1.1. Понятие и сущность культуры учебного труда
1.2. Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте 11
2. Содержание работы учителя начальных классов по формированию культуры учебного труда у младших школьников.
2.1 Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы культуры учебного труда, и ее формирование
1.1. Понятие и сущность культуры учебного труда
1.2. Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте 11
2. Содержание работы учителя
начальных классов по
2.1 Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Моя курсовая работа посвящена исследованию проблемы комплексного воспитания культуры умственного труда у школьников начальных классов.
Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам.
На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Но одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учиться.
Формирование знаний лишь
тогда оказывается
Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.
Представители первой теории утверждали, что главное и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.
Современная педагогика исходит
из признания единства материального
и формального образования, поэтому
в задачи умственного воспитания
входит: вооружение учащихся математическими
знаниями основ наук о природе, человеческом
обществе и мышлении; развитие познавательных
потребностей, интересов и способностей;
формирование социально значимых мотивов
учения; воспитание у учащихся самостоятельности
в учебной работе; а также формирование
умений и навыков умственной деятельности
(наблюдения, сравнения, выработка понятий,
понимание причинно-
Большая важность моей работы в исключительной интеллектуальности вопросов, касающихся культуры умственного труда, на современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается объем знаний, которыми должен овладеть учащийся в процессе школьного обучения. Прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью, особыми приёмами учебной работы.
Важность воспитания культуры
умственного труда сегодня
За последние два десятилетия для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже немало. Министерством просвещения СССР издан важный нормативный документ «Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников (1984г.). В программы учебных предметов включены разделы, в которых указано, какими умениями должны овладеть учащиеся. Задачи формирования культуры умственного труда широко освещены в воспитательной программе средней школы (см. Примерное содержание воспитания школьников). Под ред. И.С. Марьенко – М, 1984
Так, в книге Запа А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» предложен систематический курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных основных способностей (умению анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает в себя 12 поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания, в каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления; даются методики диагностики способностей.
В книге «Учить умению учиться» под редакцией В.О. Пупского описан опыт работы педагогического коллектива Ворошиловградской средней школы и внедрению межпредметной методики формирования
Учебно-познавательных умений.
В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся.
Книга известного польского писателя и педагога Я. Руднянского «Как учиться?» адресована школьникам от 9 до 16 лет. Автор даёт ребятам много полезных советов о том, как развить свой ум, память и наблюдательность, освоить скорочтение и мн.др.
Английский учёный Дуглас Хамблин в книге «Формирование учебных навыков» знакомит с поисками решения этой задачи в современной английской педагогике. Рекомендуемая в книге работа с учащимися выступает как сопутствующая, дополнительная по отношению к основному учебному процессу.
Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах (см. Библиографию).
Но в настоящее время перед педагогической наукой и школой стоит задача; разработать и реализовать на практике преемственную систему комплексного воспитания культуры умственного труда учащихся всех классов, – как на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей.
Цель моей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.
1.Обьекты исследования: учебная
деятельность младших
2.Предмет исследования: содержание
интеллектуальных умений - важнейших
составляющих культуры
Гипотеза исследования: культура
умственного труда – сложное
понятие, включающее личностный, интеллектуальный,
организационно-технический и
Одним из основных компонентов является интеллектуальный. От сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости младших школьников.
Задачи исследования:
1) выявить и охарактеризовать
основные составляющие
2) рассмотреть умения, входящие в интеллектуальный компонент культуры умственного труда;
3) описать методику организации
работы педагогического
4) исследовать зависимость
общей успеваемости младших
Глава 1. Педагогические основы воспитания культуры умственного труда
1.1. Характеристика
основных составляющих
Культура умственного
труда - это синтез качеств личности,
которые в совокупности характеризуют
личностное отношение к учебной
деятельности, уровень её интеллектуальных,
организационно-технических, гигиенических
сторон, дающих возможность ученику
качественно, рационально, с наименьшими
затратами сил и времени
Таким образом, в понятие «культура умственного труда»
Входят четыре взаимосвязанных компонента:
Личностный;
Интеллектуальный;
Организационно-технический;
Гигиенический.
Культура умственного
труда представляет собой
Воспитание культуры
умственного труда
Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.
Личностное отношение
(отношение учащегося к учению,
направленность, интересы, мировоззрение,
духовный мир личности) выступает
главным компонентом,
При воспитании культуры
умственного труда особое
С целью формирования
у школьников положительных
Г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности».[1] Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.
Для развития мотивации
используется особая группа
Центральное место
в понятии «культура
Элементы личностного
и интеллектуального
Отметим, что в предисловии
«Рекомендаций о развитии
Правильная организация
учебной работы включает в
себя ряд взаимосвязанных
правильный режим работы;
оборудование места для занятий;
определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.
Без соблюдения этих
условий не могут быть
Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.
Воспитание привычке
к систематической работе
Одно из важных
правил приготовления уроков
заключается в том, что бы
начинать работу
По словам психологов, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа. Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности.
Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.
Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.