Обучение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.
1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.
2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы культуры учебного труда, и ее формирование
1.1. Понятие и сущность культуры учебного труда
1.2. Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте 11
2. Содержание работы учителя начальных классов по формированию культуры учебного труда у младших школьников.
2.1 Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (3 курс).docx

— 70.60 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение   3

1. Теоретические основы  культуры учебного труда, и  ее формирование 

1.1. Понятие и сущность  культуры учебного труда 

1.2. Особенности формирования  культуры учебного труда в  младшем школьном возрасте  11

2. Содержание  работы учителя  начальных классов по формированию  культуры учебного труда у  младших школьников.

2.1 Особенности формирования  культуры учебного труда в  младшем школьном возрасте 

Заключение 

Литература 

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Моя курсовая работа посвящена исследованию проблемы комплексного воспитания культуры умственного труда у школьников начальных классов.

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким  ученикам.

На поставленный вопрос может  быть дано множество ответов. Но одной  из самых главных причин, порождающих  низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учиться.

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

Одной из важнейших составных  частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

Представители первой теории утверждали, что главное и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.

Современная педагогика исходит  из признания единства материального  и формального образования, поэтому  в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими  знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов  учения; воспитание у учащихся самостоятельности  в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала  и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Большая важность моей работы в исключительной интеллектуальности вопросов, касающихся культуры умственного труда, на современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается  объем знаний, которыми должен овладеть учащийся в процессе школьного обучения. Прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью, особыми приёмами учебной работы.

Важность воспитания культуры умственного труда сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики.

За последние два десятилетия  для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже  немало. Министерством просвещения  СССР издан важный нормативный документ «Рекомендации о развитии общих  учебных умений и навыков школьников (1984г.). В программы учебных предметов  включены разделы, в которых указано, какими умениями должны овладеть учащиеся. Задачи формирования культуры умственного  труда широко освещены в воспитательной программе средней школы (см. Примерное содержание воспитания школьников). Под ред. И.С. Марьенко – М, 1984

Так, в книге Запа А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» предложен систематический курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных основных способностей (умению анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает в себя 12 поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания, в каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления; даются методики диагностики способностей.

В книге «Учить умению учиться» под редакцией В.О. Пупского описан опыт работы педагогического коллектива Ворошиловградской средней школы и внедрению межпредметной методики формирования

Учебно-познавательных умений.

В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся.

Книга известного польского  писателя и педагога Я. Руднянского «Как учиться?» адресована школьникам от 9 до 16 лет. Автор даёт ребятам много полезных советов о том, как развить свой ум, память и наблюдательность, освоить скорочтение и мн.др.

Английский учёный Дуглас Хамблин в книге «Формирование учебных навыков» знакомит с поисками решения этой задачи в современной английской педагогике. Рекомендуемая в книге работа с учащимися выступает как сопутствующая, дополнительная по отношению к основному учебному процессу.

Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах (см. Библиографию).

Но в настоящее время  перед педагогической наукой и школой стоит задача; разработать и реализовать  на практике преемственную систему  комплексного воспитания культуры умственного  труда учащихся всех классов, – как  на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными  усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей.

Цель моей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.

1.Обьекты исследования: учебная  деятельность младших школьников.

2.Предмет исследования: содержание  интеллектуальных умений - важнейших  составляющих культуры умственного  труда.

Гипотеза исследования: культура умственного труда – сложное  понятие, включающее личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический  компоненты.

Одним из основных компонентов  является интеллектуальный. От сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости младших школьников.

Задачи исследования:

1) выявить и охарактеризовать  основные составляющие культуры  умственного труда; 

2) рассмотреть умения, входящие  в интеллектуальный компонент  культуры умственного труда;

3) описать методику организации  работы педагогического коллектива  по созданию комплексной системы  воспитания  культуры умственного  труда; 

4) исследовать зависимость  общей успеваемости младших школьников  от степени сформированности у них умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда.

 

Глава 1. Педагогические основы воспитания культуры умственного  труда

1.1. Характеристика  основных составляющих культуры  умственного труда

Культура умственного  труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют  личностное отношение к учебной  деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических  сторон, дающих возможность ученику  качественно, рационально, с наименьшими  затратами сил и времени выполнять  любую умственную работу.

  Таким образом, в  понятие «культура умственного  труда»

Входят четыре взаимосвязанных  компонента:

 Личностный;

 

 Интеллектуальный;

 

 Организационно-технический;

 

 Гигиенический.

 

  Культура умственного  труда представляет собой своеобразный  сплав интеллектуальной, организационно-технической,  гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением  субъекта к данной деятельности.

 

  Воспитание культуры  умственного труда представляет  собой сложную многоуровневую  модель, включающую в себя учебно-организационные,  учебно-информационные и учебно-коммуникативные  умения и навыки.

 

  Культура умственного  труда школьников предполагает  воспитание каждого учащегося  в индивидуальном режиме.

 

  Личностное отношение  (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение,  духовный мир личности) выступает  главным компонентом, оказывающим  воздействие на все остальные  компоненты, составляющие культуру  умственного труда.

 

  При воспитании культуры  умственного труда особое место  отводится формирования положительного  отношения ученика к учению.

 

  С целью формирования  у школьников положительных мотивов  к процессу обучения с 1-ого  класса начинается формирование  четырёх взаимосвязанных стимулов: «а) осознание учения как общественного  и личностного дома; б) убеждение  в возможности и необходимости  развития своих умственных способностей; в) стремление облегчить учебный  труд и сделать его более  производительным;

 

Г) проявление интереса к  процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности».[1] Наивысшего уровня мотивации  достигает тогда, когда возникает  устойчивая и действенная потребность  в самообразовании, в совершенствовании  своих интеллектуальных способностей.

 

  Для развития мотивации  используется особая группа приёмов:  «пробуждение положительного отношения  к учёбе; раскрытие новизны  и актуальности изучаемого материала;  организация познавательной дискуссии;  приучение школьников к выполнению  соответствующих требований; создание  ситуации успеха и поощрение  учащихся».[2]

 

  Центральное место  в понятии «культура умственного  труда» занимает интеллектуальный  компонент. Интеллектуальные умения  и навыки при работе с книгой  обслуживают операционную сторону  процесса познания, обеспечивая  качественное овладение содержательной  стороны исследуемого материала.  Интеллектуальный компонент является  решающим при работе школьника  с другими источниками учебной  информации: устным словом, наблюдением,  познавательными задачами, в процессе  выполнения домашних заданий.

 

  Элементы личностного  и интеллектуального компонентов  выстукают своеобразным «фундаментом»,  на основе которого строится  весь процесс обучения. Организационно-технический  и гигиенический компоненты обеспечивают  наиболее экономичное и интенсивное  овладение учебным материалом.

 

  Отметим, что в предисловии  «Рекомендаций о развитии общих  учебных умений и навыков школьников»[3] отдельно упоминается раздел: организация  учебного труда.

 

  Правильная организация  учебной работы включает в  себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних  условий деятельности. К внешним  условиям относятся  

 

правильный режим работы;

 

оборудование места для  занятий;

 

определение оптимального порядка  приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.

 

  Без соблюдения этих  условий не могут быть достигнуты  сколько-нибудь серьёзные успехи  в учебной деятельности.

 

Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки  желанию погулять или поиграть и  т.д.

 

  Воспитание привычке  к систематической работе начинается  с установления твёрдого режима  занятий, без которого не могут  быть достигнуты серьёзные успехи  в учебе. Вот почему садится  за уроки надо всегда вы  одно и тоже время.

 

  Одно из важных  правил приготовления уроков  заключается в том, что бы  начинать работу незамедлительно,  т.к. чем дольше человек оттягивает  начало работы, тем больше усилие  потребуется ему для того, чтобы   заставить себя приступить к  ней, тем более длительным будет  период «втягивания» или «вхождения».

 

По словам психологов, когда  человек выполняет работу, которая  не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно  сменяют друг друга два этапа. Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек  работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности.  

 

Таким образом, человек, оттягивающий начало  работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный  на принуждении себя. Чем длиннее  этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет  у него  искушение затянуть начало работы в следующий раз.

 

Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким  моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.

Информация о работе Обучение школьников