«Если человек удерживает
в памяти выделенные им смысловые опорные
пункты, то вместе они образуют как бы
логическую схему, отражающую структуру
материала. А, имея такую схему в голове,
уже нетрудно будет воспроизвести по ней
материал с нужной степенью подробности»[25]
Удерживать логическую
схему в памяти проще, чем
весь текст. И если ученик
во время ответа руководствуется
её, то можно гарантировать, что
он своими словами, пусть не
так подробно и гладко, как
в учебнике, но всё же сумеет
логично и связно рассказать
всё существенное. Не имея в
памяти такой опорной схемы,
ученик может в ответе пропустить
один из разделов. Бывает, что
случайно выпавшая из памяти
фраза в подготовленном рассказе
не позволяет ему припомнить,
о чём надо говорить дальше.
Всё это не грозит
ученику, который удерживает во
время ответа логическую опорную
схему, потому что благодаря
ей он всё время сохраняет контроль над
изложением материала. Забыть какую-нибудь
фразу ему не страшно, он легко может её
другой, близкой по смыслу. Составлению
такой опорной схемы и надо обучить ученика.
На первых порах
это будет для него специальная
работа. Выполняя домашнее задание,
ученик сначала должен будет
прочитать материал и только
потом приступить к его умственной
обработке: разбить на смысловые
группы, дать этим группам названия
или выделить в них смысловые
опорные пункты и, наконец,
свести их вместе и составить
логическую опорную схему материала. По
мере того как школьник будет осваивать
эти умения, он начнёт справляться с этой
работой в процессе чтения. То он с первого
раза увидит смысловые куски в какой-то
части материала; то какие-нибудь слова
сами бросятся в глаза и «осядут» в памяти
как опорные пункты; то ученик обнаружит,
что, отложив книгу, он может представить
себе план большей части или даже всего
материала. В конце концов, даже в результате
однократного чтения у школьника складывается
в уме логическая опорная схема материала.
Теперь для того, чтобы убедиться, что
он знает урок, ему достаточно перебрать
в уме пункты логической схемы.
У человека, освоившего
рациональные приёмы учения, чтение,
понимание и запоминание происходят
одновременно. Прямо по ходу чтения
он анализирует содержание текста,
замечает, где кончается один
смысловой кусок и начинается
следующий, выделяет смысловые
опорные пункты в тексте, позволяющие
ему отметить главную мысль
в каждом смысловом куске, мысленно
соотносить их между собой,
строя логическую схему материала.
Благодаря такой активной умственной
работе над текстом осмысление
происходит по ходу чтения, а
запоминание – одновременно с
пониманием прочитанного.
Как ни странно
умение находить логические связи
в материале, построить усвоение
только на этом умении всё-таки
невозможно. Какая-то часть материала
требует точного запоминания:
формулы, иностранные слова, определения,
формулировки основных законов.
Роль таких твёрдо заученных
положений заключается в том,
что «они становятся как бы
базисными или на которые накладываются
другие знания».[26] Такой психологический
приём, как соотнесение изучаемого
материала с имеющимися знаниями
– ещё один путь, облегчающий
школьнику усвоение.
Таким образом, умение
работать с книгой и другими
источниками информации является
составной частью общеучебных умений
и навыков школьников.
Не менее важными общеучебными
умениями и навыками являются: овладение
приёмами поиска нужной литературы в библиотеке,
знакомство с основными видами литературы
– художественной, общественно-политической,
научно-популярной, справочной, а также
умение слушать и осмысливать предлагаемую
устную информацию, пользоваться различными
техническими источниками информации
(телевидение, радио и д.р.), а также умения,
формирующие культуру устной и письменной
речи, т.е. умения отвечать на вопросы и
ставить их; связно излагать изучаемый
материал (сжато, подробно, выборочно);
использовать различные типы речи – описание,
повествование, рассуждение; выступать
с докладами сообщениями; принимать участие
в дискуссии; выполнять различные работы
– изложение, сочинение, отзыв или рецензия,
составление деловых бумаг и т.д.; делать
краткие записи основного содержания
информации – простой и сложный план,
тезисы, конспект, реферат, графическая
форма записи (схема, таблица, график, диаграмма).
Наконец, обязательным
компонентом учебной деятельности,
который нужно сформировать у
школьника, чтобы он мог успешно
учиться, является контроль и
самооценка.
Так, первоклассники
достаточно хорошо могут контролировать
своё внешнее поведение, но
ещё не умеют держать под
контролем свою умственную деятельность.
И причина этого не сколько в лёгкой
переключаемости детей, сколько в непонимании
ими задач контроля и самооценки. Обычная
в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками,
заключается в следующем. Для того чтобы
выучить, скажем, правило, ребёнок садится
пытается запомнить его в ходе многократного
прочитывания. Он не замечает пропущенного
или изменённого им слова, хотя при этом
нередко искажается смысл самого правила.
Прочитав материал 5-6 раз, ребёнок откладывает
книгу и заявляет: «Выучил». При этом ребёнок
не пользуется активным воспроизведением
материала ни как средством запоминания,
ни как средством контроля. Он не пытается
сам повторить нужное правило, чтобы убедиться,
знает он его или нет. Он говорит: «Выучил»,
когда чувствует близость того, что он
запомнил к оригиналу. То, что при этом
могло выпасть какое-то слово и изменился
смысл правила, он самостоятельно обнаружить
не в состоянии.
Необходимость формирования
у школьников контроля и самооценки
вполне очевидна.
Если речь идёт
о начальных классах, то, прежде
всего необходимо довести до сознания
ребёнка со всей ясностью одну простую
истину: только повторяя урок самому себе,
товарищам, родителям, можно убедиться,
выучил ты его или нет.
По мере того как
ученик переходит из класса
в класс, меняется и объём,
и качественное содержание изучаемого
материала. Соответственно этому
меняются и приёмы умственной
работы школьника. Понятно, что
и приёмы самоконтроля также
должны измениться. Вначале пересказ
материала был одновременно и
способом заучивания, и способом
контроля. С течением времени
пересказ вслух или про себя
становится по преимуществу методом
самоконтроля и должен помогать
ученику разобраться, выучил он урок или
нет, а что касается самого материала,
то решающее значение имеют разные виды
активной работы с ним.
Затем полный развёрнутый
контроль начинает постепенно
сокращаться, и ученик всё чаще
проверят прочность запоминания,
воспроизводя только логическую
опорную схему материала. Повторять
несколько раз заданный урок во всей его
полноте, как это требуется при ответе
в классе, становится приёмом нерациональным,
трудоёмким и отнимающим в силу большого
объёма материала очень много времени.
Поэтому старшеклассники, овладевшие
правильными учебными навыками и привыкшие
самостоятельно работать над рационализацией
своего умственного труда, контролируют
себя, намечая в уме план ответа. Если ученик
мысленно представляет себе схему ответа,
значит, он хорошо помнит содержание.
«Следует обратить
особое внимание на то, чтобы
у школьника постепенно складывались
достаточно прочные, устойчивые
и объективные критерии оценки
самого себя и своих знаний».[27]
Иначе рано или поздно придется
столкнуться с проблемой расхождения
самооценки со школьной отметкой.
Значение выполнения
учебных задач дома в том,
что они развивают самостоятельность
рассуждений и действий ученика.
Хотя он работает в соответствии
с указаниями учителя и по
учебнику, но действует индивидуально,
что способствует развитию мышления,
помогает осознанному овладению
материалом.
Учащиеся привыкают
контролировать себя, свои мысли,
свои действия. Ученик вынужден
искать пути и способы решения
задания.
Особенно полезны
в этом отношении творческие
задания, когда, например, на доступном
фактически материале можно выполнить
задание разными способами.
«Домашняя учебная
работа должна удовлетворять
определённым требованиям».[28]
Домашние задания должны
быть небольшими, но содержательными.
Они сосредоточены на усвоении, закреплении
или повторении конкретного правила,
операции мышления, практического действия.
Перегрузки заданиями возникают
в силу того, что учитель стремиться
дать большие по объёму задания, которые
охватывают все стороны изучаемого
материала.
Учебные задания на
дом более просты и понятны,
чем та учебная работа, которая
проводится в классе. Иногда учитель
даёт задания на дом, которое
равноценно по трудности или
превышает сложность заданий,
выполняемых в классе. Но ведь
в классе ученик работает под
руководством учителя, в условиях
коллективных действий. Если домашнее
задание сложно, ученик тратит
много времени, у него снижается
интерес и познавательная активность.
Поэтому нужно подбирать задание, где
теоретическое положение повторяется
на более простом фактическом материале
(например, дать математическую задачу
с более простыми данными, дать для грамматического
задания более простое предложение и т.п.).
Домашнее задание полезно
связывать с непосредственными
наблюдениями и впечатлениями
детей, особенно при составлении
задач, примеров, предложений, сочинений.
Обязательным требованием
является необходимость инструктивных
указаний о том, как выполнять
задание. Главное в том, чтобы
предупредить возможность механического
копирования того, что выполнялось
в классе. Ученик всегда должен
понимать, какое правило, теоретическое
положение лежит в основе выполнения
задания.
Полезно индивидуализировать
домашние задания в соответствии
с познавательными возможностями
ученика и его успехами в учёбе.
Для отстающего или неуспевающего
ученика более лёгкое задание
укрепляет его силы, формирует
уверенность. Более трудное задание
для хорошо успевающих учеников способствует
более интенсивному умственному
развитию. Для всех учащихся иногда
можно давать задания на разных уровнях
с правом выбора желаемого варианта.
Всякое домашнее задание
должно быть проверенно учителем.
Это формирует у школьников
ответственность и дисциплину.
Учителю нужно знать,
каковы формы помощи родителей
в учебной домашней работе
школьников. Влияние родителей может
быть как положительным так и отрицательным.
Своевременная консультация для родителей
закрепит полезную помощь и снизит или
вовсе ликвидирует неправильное воздействие
на выполнение домашней работы.
Таким образом, самостоятельная
домашняя работа школьников играет
важнейшую роль в деле отработки
приёмов учебно-познавательной деятельности,
т.к. выполняя домашнее задание
учащиеся отрабатывают навыки
активной умственной деятельности
при работе с книгой и другими
источниками информации, а также
навыки правильной организации
учебной работы, а кроме того
приёмы самооценки и самоконтроля.
1.3. Методика воспитания
культуры умственного труда младших
классов.
Воспитание культуры
умственного труда осуществляется
как в ходе учебного процесса,
так и во внеурочной деятельности
учащихся. Основными направлениями
в решении задач обучения учащихся
умению учиться являются реализация
межпредметной схемы разъяснения общих
вопросов учебно-познавательной деятельности
в ходе изучения всех школьных дисциплин
и проведения классным руководителем
тематического цикла бесед о культуре
учебного труда.
Кроме того, значительное
влияние на овладение учащимися
навыками умственного труда оказывает
применение наглядного материала:
стенды с памятками, используемыми
как при изучении только одной
учебной дисциплины или нескольких
родственных дисциплин, так и
межпредметные. В кабинете истории, например,
нужно иметь памятки для характеристики
общественного стоя, раскрытия причин
революций, изучения народных движений
и войн, характеристики выдающихся личностей.
В кабинете физики – типовые планы изложения
учебного материала о физическом явлении,
физическом законе, физической теории;
в кабинете русского языка и литературы:
«Как определять части речи», «Как писать
изложение», «Как составлять отзыв о прочитанной
книге», «Как охарактеризовать художественное
произведение»; в кабинете иностранных
языков: «Как работать со словарём», «Как
работать на текстом» и д.р.; в вестибюле
школы – «Учись учиться».
В школьной библиотеке
должны быть созданы постоянно
обновляемые выставки новой литературы
для учащихся и учителей о
формировании умений и навыков
учебного труда; составлен также
тематический каталог книг и
журнальных статей по данной
проблеме; проводится обсуждение
книг, наиболее заинтересовавших
учащихся. Кроме того, в библиотеке
также должны быть стенды с
памятками: «Как читать общественно-политическую
и научно-популярную книгу», «Как
читать газету», и т.п. Школьная
библиотека должна проводить
библиотечно-библиографические занятия,[29]
развивающие навыки работы с
книгой.
Для развития учебно-познавательных
способностей учащихся в школе
могут быть созданы специальные
кружки и факультативы: «Учись
учиться», где наряду с теоретическими
сведениями, выполняются практические
задания: составить список литературы
о самообразовании; написать сочинение
«Каковы мои интересы и способности»;
а также изучается методика
скорочтения и т.д.
Воспитанию культуры
умственного труда способствуют
следующие внеклассные мероприятия:
тематические общешкольные и
классные собрания: «НОТ школьника»,
«Знания нужны, как винтовка в бою», «Учиться,
чтобы знать, творить и бороться», «Умей
учиться, чтобы уметь трудиться», «Учиться
на совесть», «Учение и труд рядом идут»;
диспут «Ради чего ты учишься?»; конкурсы
на звание лучшего математика, лучшего
читателя; рейды-проверки «Твой режим
дня», «Твоё рабочее место»; выпуск специальных
бюллетеней «Умеешь ли ты учиться?», «азбука
учебного труда»; конференций отличников
и хорошистов по обмену опытом рациональной
организации учебного труда; проведение
«недель знаний» по каждому учебному предмету;
анкетирование: «Учёба – тягость или радость?»,
куда можно включить такие вопросы: Что
побуждает тебя учиться? Лёгким или тяжёлым
является для тебя учебный труд? Умеешь
ли ты учиться? Что следовало бы сделать
учителям для улучшения учёбы школьников?