Обучение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.
1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.
2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы культуры учебного труда, и ее формирование
1.1. Понятие и сущность культуры учебного труда
1.2. Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте 11
2. Содержание работы учителя начальных классов по формированию культуры учебного труда у младших школьников.
2.1 Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (3 курс).docx

— 70.60 Кб (Скачать документ)

 

  В воспитание культуры  умственного труда школьников  активное участие должны принимать  родители, для которых на классных  и общешкольных родительских  собраниях должны читаться лекции: «Роль родителей в развитии  учебно-познавательных способностей  своих детей», «Как надо и как  не надо помогать детям учиться», «Почему некоторые дети плохо учатся?»,  «Каким должно быть рабочее место ученика», «Воспитание в семье любви к чтению» и д.р.

 

  По проблеме «Воспитание  культуры умственного труда»  в школе ежегодно следует проводить  научно-практические конференции,  к работе которых привлекаются  учителя, ученики, родители, а  также профессора и преподаватели  вузов, студенты, которые делятся  своим опытом организации труда,  приёмами рационализации умственно  деятельности. На пленарном заседании  конференции подводятся итоги  работы за прошедший учебный  год и намечаются задачи на новый. Затем на заседаниях методических объединений участники конференции обмениваются опытом, заслушивают сообщения руководителей объединений, обсуждают и принимают рекомендации. К научно-практическим конференциям готовятся выставки ученических работ. Главное требования к отбираемым на осмотр работам – отражение в них умения самостоятельно овладевать знаниями.

 

  Бесспорно, что основным  плацдармом развития умственных  способностей школьников служит  процесс обучения. Однако в культуру  умственного труда входит множество  вопросов, изучение которых невозможно  включить в содержание учебного  процесса. На уроках по различным  дисциплинам, проводимым различными  учителями, даже при наличии  межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда.

 

Основными требованиями к  методике проведения таких занятий  является следующее: 1) проведение занятий  по воспитанию культуры умственного  труда должно осуществлятся не от случая к случаю, а по заранее разработаной программе и календарному графику; 2) преемственная взаимосвязь с работой учителя-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся; 3) доступная и интересная форма подачи материала; 4) использование примеров из жизни класса; 5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения); 6) применение учащимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познаательные умения; 7) темы и планы занятий, а также специальные памятки ученикам следует записывать в тетрадь “Азбука учебного труда”.

 

  Так, В.О. Пунский предлагает для воспитания культуры умственного труда проводить цикл специальных бесед на следующие темы: “Как научиться беречь время”, “Организация учебной работы”, «Как выработать внимание», «Память и её развитие», «Общие приёмы учебной работы», «Как работать с книгой» и д.р.

 

  Б.А. Русаков в книге «НОТ школьника» приводит примерную программу по основам научной организации труда, куда включаются следующие разделы: общая часть (организационное занятие «Что такое НОТ»; «Сотвори себя сам» самовоспитание воли); гигиена и психофизиологические основы учебного труда школьника («Умеешь ли ты учиться и отдыхать?», «Как научиться лучше запоминать», «Как научиться мыслить» и д.р.); НОТ на уроке и дома («Роль и место ученика на уроке», «Как научиться слушать и записывать» и д.р.); НОТ в трудовом обучении и воспитании школьника; итоговые занятия.

 

  Так как культура  умственного труда представляет  собой сложную, многоуровневую  модель, включающую в себя несколько  взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический,  гигиенический, - то в процессе  воспитания культуры умственного  труда необходим комплексный  подход, т.е. воспитательные воздействия  должны быть направлены на  формирование личности в целом.

 

 

Заключение:

  В ходе исследования  проблемы воспитания культуры  умственного труда, мы основное  внимание сосредоточили на двух вопросах:

педагогические основы воспитания культуры умственного труда;

 исследование зависимости  успеваемости школьников от степени  сформированности мыслительных процессов, составляющих  основу интеллектуального компонента культуры умственного труда.

  При характеристике  педагогических основ воспитания  культуры умственного труда мы  установили, что культура умственного  труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические  и гигиенические компоненты, предполагает  воспитание каждого учащегося  в индивидуальном режиме. Личностный  компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все  остальные компоненты культуры  умственного труда. Тем не менее остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.

   Центральное место  в понятии «культура умственного  труда» занимают интеллектуальные  умения и навыки, основанные на  овладении учащимися основными  операциями мышления, - это  умение  выделять учебную задачу, осуществлять  активную мыслительную обработку

Текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.

  Основным плацдармом  воспитания культуры умственного  труда является процесс обучения. Однако в культуру умственного  труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно  включить в содержание учебного  процесса. Задача учителя – свести  в единый комплекс формируемые  знания об учебно-познавательной деятельности.

  В ходе исследования  зависимости успеваемости школьников  от степени сформированности у них мыслительных процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением учиться. Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «культура умственного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения.

  Наиболее полно воплотившееся  в опыте учителей-новаторов педагогика  сотрудничества, нацеливает на искоренение  существовавшего в школе в  течении многих веков, принуждения к учению. Нужно научиться помогать школьникам формировать у себя могучие внутренние стимулы -–жажду и радость познания. В связи с этим воспитание культуры умственного труда приобретает особенно большое значение. Ведь если у школьников не формированы навыки учебного труда, если поэтому учебный труд является для них непосильно тяжелым и в значительной степени безрезультатным, внутренние стимулы к учению выработать невозможно.

  Ключ к оптимизации  учебно-воспитательного процесса  – формирование учебно-познавательных  умений не только на эмпирическом  уровне, но и на теоретическом.

  Небольшой и далеко ещё не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.

  Для повышения эффективности  учебного процесса требуется  полномасштабно разработать и  внедрить комплексную систему  воспитания культуры умственного  труда, охватывающую и учебную,  и воспитательную работу, как  в стенах школы, так и в  учебном труде дома.

  В развитии учебно-познавательных  способностей учащиеся должны  активно участвовать не только  учителя  и родители, но и сами школьники. 

  Повышение эффективности  всей многогранной работы по  обучению учащихся умению учиться  – одна из самых главных  предпосылок повышения качества  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.            Азаров Ю.П. Радость учить учиться.  – М: Политиздат, 1988, - с.335

2.            Активизация познавательной деятельности  младших школьников. Книга для  учителя. –Минск: Нар. 1987, с.109

3.            Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Как преодолеть трудности в  обучении детей. –М: Ось-98, 1988, с.221

4.            Бабаинский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабаинского. –М 1987, с.118-131

5.            Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М.: Знание, 1987, с.91

6.            Баранов С.П. и д.р. : Педагогика.: Просвещение, 1987, - 367с.

7.            Бардин К.В. Как научить детей  учиться. –М.: Просвещение, 1987, - 112с.

8.            Басова Н.В. Педагогика и практическая  психология. – Ростов на Дону, Феликс, 1999, - 416с.

9.            Боденко Б.И. Выявление некоторых причин трудностей в учении// Научно-практические проблемы школьной психологической службы. –М., 1987, -с.104-126.

10.       Буйлис А. На путях научной организации труда// Народное образование, 1983, №1, -с.14-18.

11.       Внедрение  научных знаний в учебно-воспитательный  процесс. –М.: Знание, 1990, -62с.

12.       Гальперин  П.Я. Формирование умственных  действий и понятий. –М.: Прогресс, 1965, -206с.

13.       Границкая А.С Научить думать и действовать. –М.: Просвещение, 1991, -172с.

14.       Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. –М.: Педагогика, 1983, -130с.

15.       Гузин Н.В. Учись учиться. –М.: Просвещение, 1981, -108с.

16.       Гуревич  К.М., Горбачёва Е.И. Умственное  развитие школьников: критерии и  нормативы. –М.: Знание, 1992, -79с.

17.       Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. –М.: Педагогика, 1982, -124с.

18.       Ермолаева  Б.А. Учись учиться. –М.: Молодая гвардия, 1988, -93с.

19.       Зах А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М.: Просвещение, 1984, -318с.

20.       Запорожец  Н.И. Развитие умений и навыков  учащихся в процессе преподавания  истории(4-8 классы). –М.: Знание, 1987, -144с.

21.       Зинченко  С.Н. Почему детям бывает трудно  учиться. –Киев. Рад. Школа, 1990, -54с.

22.       Ивин  А.А. Искусство правильно мыслить.  –М.: Просвещение, 1987, 116с.

23.       Игры-обучение, тренинг, досуг / Под. Ред. В.В. Петрусинского. –М.: Новая школа, 1994.

24.       Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.– Педагогика, 1981, -96с.

25.       Калмынова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. _.: Знание, 1981, -184с.

26.       Крупская  Н.К. За подлинно политехническую  школу// Педагогические сочинения:  В 10т. –М., 1959, т.4 – с.457.

27.       Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М–: Педагогика, 1983, -80с.

28.       Лернер И.Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории. –М.: Знание, 1982, -108с.

29.       Локалова Н.П. Как помочь слабо успевающему школьнику. –М.: Педагогика, 1995, -94с.

30.       Мейкман И. Важнейшие свойства умственной деятельности. Рига, 1970, -99с.

31.       Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –М.: Педагогика, 1989, -218с.

32.       Обучение  и развитие младших школьников. –Волгоград: ВГПИ, 1990, -111с.

33.       Овчинников  Г.С, формирование приёмов мышления  в обучении младших школьников. –Челябинск: ЧГПИ, 1987, -82с.

34.       Паламарчук  В.Ф. Школа учит мыслить. –М.: Знание, 1979, -144с.

35.       Пономарёв  Я.И. Знание, мышление и умственное  развитие. –М.: 1967, -118с.

36.       Поспелов  Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование  мыслительных операций у старшеклассников. –М.: Педагогика, 1989, -157с.

37.       Примерное  содержание воспитания школьников / Под ред. И.С. Марьенко. –М., 1984, с.21-22.

38.       Пупский В.О. Азбука учебного труда. –М.: Просвещение, 1988, -144с.

39.       Рекомендации  о развитии общих учебных умений  и навыков школьников/ Авт. сост. Н.А. Лошкарёва: Главное управление школ Министерства просвещения СССР. –М., 1984, -21с.

40.       Рогов  Е.И. Психология познания. –М.: Владивосток, 1998, -176с.

41.       Ростапова Т.А. Общая психология. Динамика умственных способностей детей. –М.: Флинта, 1998, -84с.

42.       Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мгд. Обучение. Здоровье. –М.: Просвещение. 19889, -23с.

43.       Рудиянский Я. Как учиться.  –М.: Просвещение, 1992, -188с.

44.       Русанов Б.А. НОТ школьника. –М.: Просвещение, 1979, -128с.

45.       Савина  Ф.К. Формирование познавательных  интересов учащихся в условиях  реформ школы. –Волгоград: ВГПИ, 1988, -61с.

46.       Сухомлинский  В.А. Методика воспитания коллектива // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.1, с.76-94.

47. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2, с.349-357.

48. Сухомлинский В.А Разговор с молодым директором школы// Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.

49. Сухомлинский В.А  Сто советов молодому учителю//Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.

50. Сухомлинский В.А  Воспитание коммунистического отношения к труду. –М.: Учпедизд., 1959, 233с.

51. Талызина Н.Ы Управление процессом усвоения знания. –М.- Знание, 1975, -204с.

52. Теоретические основы содержания общего средного образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я Лернера. –М.: Просвещение, 1983, -164с.

Информация о работе Обучение школьников