Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
Цель моей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.
1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.
2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.
Введение 3
1. Теоретические основы культуры учебного труда, и ее формирование
1.1. Понятие и сущность культуры учебного труда
1.2. Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте 11
2. Содержание работы учителя начальных классов по формированию культуры учебного труда у младших школьников.
2.1 Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература
В воспитание культуры
умственного труда школьников
активное участие должны
По проблеме «Воспитание
культуры умственного труда»
в школе ежегодно следует
Бесспорно, что основным
плацдармом развития
Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее: 1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществлятся не от случая к случаю, а по заранее разработаной программе и календарному графику; 2) преемственная взаимосвязь с работой учителя-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся; 3) доступная и интересная форма подачи материала; 4) использование примеров из жизни класса; 5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения); 6) применение учащимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познаательные умения; 7) темы и планы занятий, а также специальные памятки ученикам следует записывать в тетрадь “Азбука учебного труда”.
Так, В.О. Пунский предлагает для воспитания культуры умственного труда проводить цикл специальных бесед на следующие темы: “Как научиться беречь время”, “Организация учебной работы”, «Как выработать внимание», «Память и её развитие», «Общие приёмы учебной работы», «Как работать с книгой» и д.р.
Б.А. Русаков в книге «НОТ школьника» приводит примерную программу по основам научной организации труда, куда включаются следующие разделы: общая часть (организационное занятие «Что такое НОТ»; «Сотвори себя сам» самовоспитание воли); гигиена и психофизиологические основы учебного труда школьника («Умеешь ли ты учиться и отдыхать?», «Как научиться лучше запоминать», «Как научиться мыслить» и д.р.); НОТ на уроке и дома («Роль и место ученика на уроке», «Как научиться слушать и записывать» и д.р.); НОТ в трудовом обучении и воспитании школьника; итоговые занятия.
Так как культура
умственного труда
Заключение:
В ходе исследования
проблемы воспитания культуры
умственного труда, мы
педагогические основы воспитания культуры умственного труда;
исследование зависимости
успеваемости школьников от
При характеристике
педагогических основ
Центральное место
в понятии «культура
Текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.
Основным плацдармом
воспитания культуры
В ходе исследования
зависимости успеваемости
Наиболее полно воплотившееся
в опыте учителей-новаторов
Ключ к оптимизации
учебно-воспитательного
Небольшой и далеко ещё не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.
Для повышения эффективности
учебного процесса требуется
полномасштабно разработать и
внедрить комплексную систему
воспитания культуры
В развитии учебно-
Повышение эффективности
всей многогранной работы по
обучению учащихся умению
Литература
1.
Азаров Ю.П. Радость учить
2.
Активизация познавательной
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М: Ось-98, 1988, с.221
4. Бабаинский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабаинского. –М 1987, с.118-131
5. Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. –М.: Знание, 1987, с.91
6. Баранов С.П. и д.р. : Педагогика.: Просвещение, 1987, - 367с.
7. Бардин К.В. Как научить детей учиться. –М.: Просвещение, 1987, - 112с.
8.
Басова Н.В. Педагогика и
9. Боденко Б.И. Выявление некоторых причин трудностей в учении// Научно-практические проблемы школьной психологической службы. –М., 1987, -с.104-126.
10. Буйлис А. На путях научной организации труда// Народное образование, 1983, №1, -с.14-18.
11. Внедрение
научных знаний в учебно-
12. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. –М.: Прогресс, 1965, -206с.
13. Границкая А.С Научить думать и действовать. –М.: Просвещение, 1991, -172с.
14. Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. –М.: Педагогика, 1983, -130с.
15. Гузин Н.В. Учись учиться. –М.: Просвещение, 1981, -108с.
16. Гуревич К.М., Горбачёва Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. –М.: Знание, 1992, -79с.
17. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. –М.: Педагогика, 1982, -124с.
18. Ермолаева Б.А. Учись учиться. –М.: Молодая гвардия, 1988, -93с.
19. Зах А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М.: Просвещение, 1984, -318с.
20. Запорожец
Н.И. Развитие умений и
21. Зинченко
С.Н. Почему детям бывает
22. Ивин
А.А. Искусство правильно
23. Игры-обучение, тренинг, досуг / Под. Ред. В.В. Петрусинского. –М.: Новая школа, 1994.
24. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.– Педагогика, 1981, -96с.
25. Калмынова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. _.: Знание, 1981, -184с.
26. Крупская
Н.К. За подлинно
27. Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М–: Педагогика, 1983, -80с.
28. Лернер И.Я. Развитие мышления у учащихся в процессе обучения истории. –М.: Знание, 1982, -108с.
29. Локалова Н.П. Как помочь слабо успевающему школьнику. –М.: Педагогика, 1995, -94с.
30. Мейкман И. Важнейшие свойства умственной деятельности. Рига, 1970, -99с.
31. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. –М.: Педагогика, 1989, -218с.
32. Обучение и развитие младших школьников. –Волгоград: ВГПИ, 1990, -111с.
33. Овчинников
Г.С, формирование приёмов
34. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. –М.: Знание, 1979, -144с.
35. Пономарёв Я.И. Знание, мышление и умственное развитие. –М.: 1967, -118с.
36. Поспелов
Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование
мыслительных операций у
37. Примерное
содержание воспитания
38. Пупский В.О. Азбука учебного труда. –М.: Просвещение, 1988, -144с.
39. Рекомендации
о развитии общих учебных
40. Рогов Е.И. Психология познания. –М.: Владивосток, 1998, -176с.
41. Ростапова Т.А. Общая психология. Динамика умственных способностей детей. –М.: Флинта, 1998, -84с.
42. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мгд. Обучение. Здоровье. –М.: Просвещение. 19889, -23с.
43. Рудиянский Я. Как учиться. –М.: Просвещение, 1992, -188с.
44. Русанов Б.А. НОТ школьника. –М.: Просвещение, 1979, -128с.
45. Савина
Ф.К. Формирование
46. Сухомлинский
В.А. Методика воспитания
47. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. // Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2, с.349-357.
48. Сухомлинский В.А Разговор с молодым директором школы// Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.
49. Сухомлинский В.А Сто советов молодому учителю//Избр. Произведения: В5т. –Киев, 1979-1980, -т.2.
50. Сухомлинский В.А Воспитание коммунистического отношения к труду. –М.: Учпедизд., 1959, 233с.
51. Талызина Н.Ы Управление процессом усвоения знания. –М.- Знание, 1975, -204с.
52. Теоретические основы содержания общего средного образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я Лернера. –М.: Просвещение, 1983, -164с.