Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
Цель моей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.
1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.
2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.
Введение 3
1. Теоретические основы культуры учебного труда, и ее формирование
1.1. Понятие и сущность культуры учебного труда
1.2. Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте 11
2. Содержание работы учителя начальных классов по формированию культуры учебного труда у младших школьников.
2.1 Особенности формирования культуры учебного труда в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература
Кроме того, школьник должен иметь постоянное место для занятий, лучше всего отдельный столик и полку для книг. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в неё.
Таким образом, организационно-технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.
1.2. Основное содержание умений, интеллектуального компонента культуры умственного труда и способы их формирования
Уровень культуры умственного
труда школьников определяет все
стороны и результаты обучения: качество
формируемых знаний и умений; познавательную
активность учащихся и развитие их
мышления, творческих сил; производительность
учебного труда и зависящий от
неё уровень учебной нагрузки;
эффективность использования
Перед каждым новым поколением людей, прежде всего встаёт задача овладения накопленным социальным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определённые способы учебной деятельности. «Способы деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирований и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. »[4] Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная функции школы реализуются в органическом единстве.
«Усвоенные способы учебно-
В процессе обучения взаимосвязано формируются как общие, т.е. межпредметные умения, применяемые при изучении всех или многих дисциплин, так и специальные, т.е. предметные умения, которые используются лишь в ходе какой-то одной дисциплины.
Особенно велико значение межпредметных умений, т.к. именно они играют определяющую роль в развитии общего мышления и их формирование лежит в основе обучения именно учиться.
Интеллектуальный компонент является центральным в понятии «культура умственного труда»
Однако в школьной практике укоренился «узковедомственный» подход к интеллектуальному развитию учащихся. Авторы учебников и, следовательно, учителя заботятся о выработке, главным образом, специальных умений, которые нужны для изучения «своего» предмета. Межпредметные же умения являются как бы «ничейными» и поэтому их формированию уделяется намного меньше внимания. Устранение этого недостатка будет способствовать выработке специальных умений (например, умение выделять в учебном материале главное требуется и для проведения наблюдения за каким-либо естественным явлением, и при изучении исторического события).
Интеллектуальные умения на эмпирическом уровне вырабатываются лишь благодаря многочисленным упражнениям, но без разъяснения учителями и, значит, без осознания школьниками используемых методов учения и познания, вследствие чего процесс происходит в основном стихийно, интуитивно.
Педагогическая
Отметим, что интеллектуальные умения основываются на специальных мыслительных операциях.
Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важнейшими среди них являются анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация и др.
Как правило, учащиеся,
анализируя изучаемое явление,
раскрывая связи между ними, оценивая
события общественной жизни,
«Каждый учитель, - по утверждению Гузина Н.П., - не раз убеждался в том, что отсутствие у учащихся знаний о структуре и правилах мыслительных операций приводит к глубочайшим ошибкам в практике учебной работы. Так, при сравнении изучаемых объектов ученики нередко вместо раскрытия в них общего и различного описывают каждый объект отдельно; сравнивают второстепенные, а не существенные и т.п.» 1
Авторы монографии «Психология усвоения знаний в школе» утверждает: «Мы выделяем в сознательной деятельности в качестве ведущих процессов анализ и синтез. Таким образом, основные закономерности, которые помогают раскрыть сущность перехода от низших этапов усвоения к высшим – закономерности анализа и синтеза. Это означает также, что в других мыслительных операциях мы обнаруживаем проявление различных форм анализа и синтеза, которые лежат в их основе».[6] Но не все исследователи согласны с этим утверждением. Так, Шорохова Е.В. подвергает сомнению положение о том, что «анализ и синтез» есть основной механизм умственной деятельности, а абстракция и обобщение их производные, или представляют собой своеобразные формы мыслительной деятельности, имеющие разную физиологическую основу».[7]
Исходным приёмом
логического мышления является
анализ. На эмпирическом уровне
умение анализировать начинает
формироваться ещё в
С анализом неразрывно
связан синтез, который представляет
собой противоположную
«Вводить и разъяснять эти понятия желательно одновременно, что позволяет использовать для облегчения усвоения данных приёмов противопоставление»[8]
Синтезирование – наиболее трудная для учащихся операция, ведь именно мыслительное соединение элементов требует раскрытия тех внутренних связей, которые делают элементы составными частями целостного объекта. Именно благодаря раскрытию этих связей синтезированное знание об изучаемом объекте является более полным, чем сумма знаний об отдельных её частях. Что касается термина «синтез», то он в практике обучения встречается довольно редко, потому что эта логическая процедура обычно осуществляется не отдельно, а как составная часть других способов учебно-познавательной деятельности: обобщения, классификации, систематизации, формулирование вывода.
«Всё познается в
сравнении» – в этом
«Осознанное оперирование
данным логическим приёмом
Сравнение служит основой
классификации. Данный термин
начинает применяться уже в
6 классе при ознакомлении
Мыслительной операцией
более высокого уровня
Усвоение логического
приёма, обобщение возможно лишь
в том случае, если школьники
уже овладели такими
Учитель ограничивается раскрытием лишь педагогического смысла термина, объясняя учащимся, что обобщением называется выделение и объединение самого главного в изученном материале. Школьники постепенно обучаются умению осуществлять всё более сложные операции обобщения: от обобщения нескольких фактов до обобщения огромного количества фактов входящих в содержание учебных дисциплин.
Таким образом, постепенно,
по ходу изучения
Таким образом, только
овладев в полной мере
Есть все основания
считать, что обучение умению
учиться только на
Для повышения качества обучения
необходимо развивать учебно-
О том, что только
эмпирический уровень
Т.И. Шамова приводит следующие сведения: «Сами учителя зачастую не владеют знаниями о ведущих учебных умениях. На заданны нами 225 слушателями курсов в Ворошиловградском пединституте и в институте усовершенствования учителей вопросы «Что такое анализ, сравнение, обобщение?» ответили лишь 136 учителей; из их ответов правильными или частично правильными были только 48%.[13]