Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ обучения грамматике иностранного языка, анализ существующих информационных компьютерных технологий и выявление их эффективности при обучении грамматической стороне речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 6
1.1 Задачи обучения грамматике в средней школе 6
1.2 Характеристика грамматического навыка как объекта усвоения 10
1.3.Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматики 19
Глава 2. Методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 23
2.1 Методические основы обучения грамматике с использованием компьютерных технологий 23
2.2 Комплекс интерактивных упражнений по обучению грамматике английского языка (на материале темы «Present Simple») 31
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

1 Роль иностранного языка в обществе.docx

— 90.30 Кб (Скачать документ)

1.2 Характеристика грамматического  навыка как объекта усвоения

 

Развитие  речи предполагает усвоение необходимых  для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит  в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения  автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи (устной и письменной) предполагает овладение  определенным рядом навыков.

Навык вообще понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности. Автоматизированность действия – основной признак навыка.

Целью закрепления  грамматических знаний является выработка  соответствующих умений, которые  путем последующей автоматизации  переходят в навыки.

Важнейшим условием создания активного грамматического  навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться  навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных  границах, на определенном словарном  материале. Если ученик может в соответствующей  ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет  грамматическим навыком.

Грамматические  навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и  отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Определим  основные виды грамматических навыков  в говорении и письме.

Речевые морфологические навыки – грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т.д.

Синтаксические  речевые навыки. Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах  предложений в аналитических (английском) и флективно-аналитических языках (немецком, французском) в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями. Т.е. навыки владения основными синтаксическими  схемами (стереотипами) предложений.

Перечисленные навыки также можно охарактеризовать как репродуктивные и продуктивные. Остановимся далее на характеристике грамматических навыков в рецептивных  видах речевой деятельности.

Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются  автоматизированные действия по узнаванию  и пониманию грамматической информации (морфологических форм и синтаксических конструкций) в письменном и устном тексте.

Различают рецептивно-активные грамматические навыки аудирования, которые базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений.

Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и  речемоторных образов этих явлений  с их значениями. Данный вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения.

Наряду  с активно-рецептивными речевыми грамматическими  навыками у учащихся формировались  также пассивно-рецептивные навыки.

К таким  навыкам относятся: навыки узнавания  и понимания грамматических явлений  в тексте на основе имеющихся в  зрительной памяти образов, созданных  в процессе формирования и развития читательского опыта. Этот вид грамматических навыков формировался в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста.

Процесс обучения активным грамматическим навыкам  характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет  свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим  фазам формирования навыков.

Выделим их:

Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д. Здесь школьники сознательно конструируют образцы с новым грамматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы.

Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Упражнения элементарного этапа ориентированы на использование аналогии, т.е. черты знакомого переносятся на новое явление, по словам Миролюбовой А.А. Здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях.

Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и  увеличение самостоятельности в  выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.

На совмещающем  этапе продолжается закрепление  серии действий в условиях координации  его с другими действиями. Новое  грамматическое средство на этом этапе  сочетается или перемежается с другими  средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения на задний план.

Показателем достижения результата на этом этапе  можно считать самостоятельное  творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими.

Этап  систематизирующего обобщения необходим  при усвоении обобщений второй ступени  и систематизации усвоенного при  помощи упражнений в анализе, сравнений  и классификаций. Данный этап служит в равной мере как упрочению активных грамматических навыков, так и обучению навыкам понимания грамматических средств активного минимума при  чтении. Наглядными пособиями служили  схемы и таблицы.

Последний этап – включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.  Перечислим составляющие, которые необходимы для максимального достижения формирования практических навыков владения языком.

1. Коммуникативная  направленность. Как мы уже говорили, воспитание направлено на формирование  личности как идеала общества. Следует отметить, что воспитательные  и образовательные задачи решаются  в процессе выработки речевых умений и навыков, другими словами, коммуникативное обучение направлено на развитие личности.

Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает  положительное влияние на развитие всех психических функций человека. При коммуникативном обучении развитие мышления происходит за счет решения  постоянно усложняющихся речемыслительных задач. Тем самым активно развивается  познавательная и коммуникативная  функция мышления.

Коммуникативный подход строится таким образом, что  деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и  склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а, наоборот, всячески учитываются при организации  общения на уроке. Обучение все больше строится не на прохождении определенных тем, а на обсуждении проблем из жизни  нашего общества. Благодаря этому  ученики получают возможность обсуждать  свои дела и поступки, текущие события  в жизни класса, школы, города, страны, учатся высказывать свое отношение  к происходящему, обосновывать и  отстаивать собственное мнение.

Одним из непременных условий действительного  коммуникативного обучения иностранному языку является создание на уроках благоприятного психологического климата. К тому же, обучение, построенное  на уважении личности каждого ученика, проходящее в атмосфере доброжелательности, раскрепощенности, помогает раскрыться разным сторонам личности школьника. Из опыта коммуникативного обучения иностранному языку известно, что организация  учебного процесса на основе межличностного общения способствует ускоренному  формированию не только практических навыков по овладению иностранным  языком, но и формированию учебной  группы как коллектива, помогает формированию личности в коллективе и через  коллектив.

К сожалению, не все преподаватели иностранного языка опираются на коммуникативное  обучение, объясняя это тем, что иностранный  язык нужно «штудировать», не отрывая  глаз от текста. Результаты таких методик  неутешительны.

2. Грамматический  минимум. В условиях средней  школы нет реальной возможности  для усваивания всех грамматических  явлений иностранного языка, по  причине его обширности и трудности  при формировании грамматических  навыков. Поэтому необходимо усилить  дифференциацию при отборе материала  для активного и пассивного  грамматического минимума. Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка (Е.И.Пассов). Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чем-то убедить, выразить мнение. Именно выполнению задач служит та или иная грамматическая форма. Поэтому, подчеркивает Е.И. Пассов, и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь имеется, то в процессе продуктивных видов речевой деятельности при возникновении коммуникативной задачи в сознании всплывает адекватная ей и необходимая в этот момент грамматическая форма. Грамматический продуктивный навык должен быть автоматизированным, устойчивым, гибким, «сознательным». «Сознательность» предполагает, что сначала каждое грамматическое действие выполняется учащимися под контролем сознания, а приобретая все необходимые для навыка качества, совершается без осознания, автоматически.

Под рецептивным грамматическим навыком следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением.

Содержание грамматического компонента, соответствующее каждому уровню владения языком, подробно представлено в современном государственном образовательном стандарте по иностранному языку.

За курс обучения в школе  учащиеся должны овладеть:

а) продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:

-  образовывать грамматические  формы и конструкции;

-  выбирать и употреблять  грамматические формы и конструкции  в зависимости от ситуации  общения;

- уметь варьировать  грамматическое оформление высказывания  при изменении коммуникативного  намерения;

- владеть способами  интерпретации значений и перевода  основных грамматических категорий  на родной язык;

- формулировать грамматическое  правило с опорой на схему  или таблицу;

- различать грамматическое  оформление устных и письменных  текстов;

б) рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чтение):

- узнавать/ вычленять из  речевого потока грамматические  конструкции и соотносить их  с определенным смысловым значением;

- дифференцировать и  идентифицировать грамматические  явления (по формальным признакам  и строевым словам);

- соотносить значение  грамматических форм/ конструкций  со смыслом контекста;

- различать сходные  по форме грамматические явления;

- прогнозировать грамматические  формы слова/ конструкции;

- устанавливать группы  членов предложения (подлежащего,  сказуемого, обстоятельства);

- определять структуру  простого предложения (по строевым  элементам, порядку слов и др.);

- определять структуру  сложного предложения, границу  придаточных предложений и оборотов (инфинитивных, причастных, герундиальных,  определительных, обстоятельственных  и т.д.);

- устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные и подчинительные  отношения и связи между элементами  предложений;

- устанавливать связи  между предложениями внутри абзаца  или сложного синтаксического  целого в опоре на связующие  средства языка.

Обучение  грамматике целесообразно строить  по принципу не от термина к значению, а от примеров грамматических форм в предложениях к их значениям.

Таким образом, при выборе грамматического термина  следует руководствоваться следующими критериями:

а) термин не должен противоречить научности  описания грамматического явления;

Информация о работе Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий