Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ обучения грамматике иностранного языка, анализ существующих информационных компьютерных технологий и выявление их эффективности при обучении грамматической стороне речи.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 6
1.1 Задачи обучения грамматике в средней школе 6
1.2 Характеристика грамматического навыка как объекта усвоения 10
1.3.Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматики 19
Глава 2. Методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 23
2.1 Методические основы обучения грамматике с использованием компьютерных технологий 23
2.2 Комплекс интерактивных упражнений по обучению грамматике английского языка (на материале темы «Present Simple») 31
Заключение 39
Список литературы 40
б) термин не должен порождать у учащихся ложных ассоциаций;
в) преимущество следует отдавать термину, отражающему
3. Доступность
упражнений. Основным фактором, обуславливающим
успех обучения речевой
Кроме умело
построенной системы
Слишком легкая и слишком трудная работа не стимулирует активности учащихся. Недоступность текста, трудность объяснения вызывают у учащихся чувство уныния и упадок энергии. Слишком простое задание, которое можно выполнить походя, без всякого напряжения, демобилизует учащегося, приучает его относиться к работе несерьезно и ведет к его пассивности.
Работа по иностранному языку возбуждает активность тогда, когда она дает ясно ощутимые практические результаты уже в самом процессе обучения.
Оптимальный обучающий и воспитательный эффект достигается только тогда, когда учащиеся убеждены в применимости получаемых знаний в практической жизни, когда изучаемый материал связан с реальными речевыми ситуациями, а в классной комнате чувствуется биение сегодняшней жизни.Поэтому и грамматические упражнения должны в большей степени исходить из жизненных ситуаций, чем из данного на уроке правила: их задача – показать, как изучаемое явление используется в речи, в каких типичных ситуациях, а затем путем повторения условий акта речи заставить учащегося воспроизводить его.
4. Групповая
и самостоятельная работа
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: Информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин "новая информационная технология обучения". Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены, и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.
Информационные и коммуникационные технологии - это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)"
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование информационных компьютерных технологий открывается для учителя новые возможности в преподавании.
Использование средств информационных компьютерных технологий при обучении иностранному языку способствует реализации известных дидактических принципов: сознательность обеспечивается возможностью осмысленного выбора обучаемым собственной стратегии учения; прочность достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи; доступность и посильность реализуется за счет возможностей предоставления обучаемым справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, обеспечения вариативности содержания и различных форм представления учебного материала; активность обеспечивается вовлечением в учебный процесс всех обучаемых, организацией их самостоятельной учебной деятельности; учет индивидуальных особенностей реализуется путем предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения, темпа работы; наглядность обеспечивается на базе технологии мультимедиа.
Пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:
1)они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;
2)обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;
3)повышать сознательность и интерес к изучению языка;
4)обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых;
5)обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.
Перед учителем встают новые задачи:
На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
1. Учебные программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
2. Программы-тренажеры для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал учащимися уже усвоен.
3. Контролирующие программы для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картинки, фотографии, видеофрагменты).
5. Информационно-справочные материалы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных программ.ражения ученика.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет:
Использование передовых информационных технологий даёт возможность более эффективно осуществлять контроль над качеством знаний. Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ:
С появлением новых компьютеров
появилась возможность
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Применение персонального компьютера в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству.
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:
а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения);
б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;
в) контроль, оценка
и коррекция результатов
г) организация индивидуального и группового обучения;
д) управление процессом обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
1) интерес учащихся
к компьютеру приводит к
2)ученики охотно
ведут диалог с компьютером,
у них повышается общая,
3)индивидуализация обучения;
4)возможность обеспечения
непосредственной обратной
5)компьютер не
проявляет отрицательных
6)объективность отметки;
7)обеспечивается
эффективное выполнение
Преимущества использования персонального компьютера для самостоятельной проработки учебного материала:
• неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося;
• свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);
• исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.
Выделяют следующие принципы использования технических средств обучения:
• обусловленности;
• необходимости;
• информативности;
• надежности.
Принцип обусловленности предписывает четкое определение условий применения персонального компьютера в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
Принцип необходимости обуславливает применение персонального компьютера только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д.
Принцип информативности раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку персональный компьютер позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди технических средств обучения компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранному языку.
Принцип надежности указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием персонального компьютера.
Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера:
- информативная - практически любая компьютерная обучающая программа (кроме контролирующих) включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в компьютерной обучающей программе);
- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по иностранным языкам. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;