Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ обучения грамматике иностранного языка, анализ существующих информационных компьютерных технологий и выявление их эффективности при обучении грамматической стороне речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 6
1.1 Задачи обучения грамматике в средней школе 6
1.2 Характеристика грамматического навыка как объекта усвоения 10
1.3.Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматики 19
Глава 2. Методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 23
2.1 Методические основы обучения грамматике с использованием компьютерных технологий 23
2.2 Комплекс интерактивных упражнений по обучению грамматике английского языка (на материале темы «Present Simple») 31
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

1 Роль иностранного языка в обществе.docx

— 90.30 Кб (Скачать документ)

б) термин не должен порождать у учащихся ложных ассоциаций;

в) преимущество следует отдавать термину, отражающему 

3. Доступность  упражнений. Основным фактором, обуславливающим  успех обучения речевой деятельности  и формирования грамматических  навыков, являются упражнения, ибо  в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются  речевые навыки и умения.

Кроме умело  построенной системы упражнений, обучение должно происходить на доступных  объяснениях и посильных заданиях.

Слишком легкая и слишком трудная работа не стимулирует активности учащихся. Недоступность текста, трудность  объяснения вызывают у учащихся чувство  уныния и упадок энергии. Слишком  простое задание, которое можно  выполнить походя, без всякого  напряжения, демобилизует учащегося, приучает его относиться к работе несерьезно и ведет к его пассивности.

Работа  по иностранному языку возбуждает активность тогда, когда она дает ясно ощутимые практические результаты уже в самом процессе обучения.

Оптимальный обучающий и воспитательный эффект достигается только тогда, когда  учащиеся убеждены в применимости получаемых знаний в практической жизни, когда  изучаемый материал связан с реальными  речевыми ситуациями, а в классной комнате чувствуется биение сегодняшней жизни.Поэтому и грамматические упражнения должны в большей степени исходить из жизненных ситуаций, чем из данного на уроке правила: их задача – показать, как изучаемое явление используется в речи, в каких типичных ситуациях, а затем путем повторения условий акта речи заставить учащегося воспроизводить его.

4. Групповая  и самостоятельная работа учащихся. Такой фактор, как сочетание фронтальных,  индивидуальных и парных форм  работы на уроке способствует  такому построению занятия, при  котором каждый учащийся все  время работает, не выключаясь  в определенные моменты (например, при индивидуальном опросе) из  учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Дидактические возможности  компьютерных технологий в обучении  иностранной грамматики

 

В последние  годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Если мы обратимся  к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: Информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин "новая информационная технология обучения". Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены, и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Информационные  и коммуникационные технологии  - это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и  оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная  почта, сотовые и спутниковые  технологии, сети беспроводной и кабельной  связи, мультимедийные средства, а также  Интернет)"

В настоящее  время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое  использование информационных компьютерных технологий открывается для учителя новые возможности в преподавании.

 Использование  средств информационных компьютерных технологий при обучении иностранному языку способствует реализации известных дидактических принципов: сознательность обеспечивается возможностью осмысленного выбора обучаемым собственной стратегии учения; прочность достигается за счет компьютерной визуализации и структурирования учебного материала, осознанной тренировочной деятельности в интерактивном режиме, организации контроля и корректировочных действий на основе обратной связи;  доступность и посильность реализуется за счет возможностей предоставления обучаемым справочной информации и индивидуальной информационной поддержки, обеспечения вариативности содержания и различных форм представления учебного материала; активность обеспечивается вовлечением в учебный процесс всех обучаемых, организацией их самостоятельной учебной деятельности; учет индивидуальных особенностей реализуется путем предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения, темпа работы; наглядность обеспечивается на базе технологии мультимедиа.

Пригодность технических средств  обучения и контроля для использования  на занятиях по иностранному языку  определяется по следующим критериям:

1)они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса;

2)обеспечивать немедленное и постоянное  подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

3)повышать сознательность и интерес к изучению языка;

4)обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых;

5)обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

Перед учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса;
  • стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

На уроках учитель  может использовать различные виды компьютерных программ:

1. Учебные программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2. Программы-тренажеры для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал учащимися уже усвоен.

3. Контролирующие программы для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы  для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картинки, фотографии, видеофрагменты).

5. Информационно-справочные материалы  для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных программ.ражения ученика.

Внедрение информационно-коммуникативных  технологий в образовательную среду  урока позволяет:

    • повышать и стимулировать интерес учащихся;
    • активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала;
    • индивидуализировать обучение;
    • повысить скорость изложения и усвоения информации;
    • вести экстренную коррекцию знаний.

Использование передовых информационных технологий даёт возможность более  эффективно осуществлять контроль над  качеством знаний. Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ:

  • экономия времени на проверку работы учащихся;
  • снимается психологическая зависимость от учителя, "доброго" или "строгого"
  • ученик начинает более объективно оценивать себя.

С появлением новых компьютеров  появилась возможность использовать интерактивные формы обучения и  контроля на уроках. Внедрение компьютерной техники в образовательный процесс  развивает личность, формирует познавательную активность, творческий потенциал. Компьютер  на уроке - это не дань моде, а средство обучения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Методика обучения грамматике английского  языка с использованием компьютерных технологий

2.1 Методические основы  обучения грамматике с использованием  компьютерных технологий

 

Обучение с помощью  компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого  ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность  слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить  фразы на иностранном языке в  микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может  выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и  т.д.

Применение персонального  компьютера в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству.

Персональный компьютер  может применяться учителем для  решения личных дидактических задач  в течение урока:

а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая  информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции  произношения);

б) формирование у  учеников общеучебных и специальных  знаний и умений по предмету;

в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

г) организация  индивидуального и группового обучения;

д) управление процессом  обучения.

Компьютер может  использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

1) интерес учащихся  к компьютеру приводит к высокой  мотивации процесса обучения;

2)ученики охотно  ведут диалог с компьютером,  у них повышается общая, компьютерная  и языковая культура;

3)индивидуализация  обучения;

4)возможность обеспечения  непосредственной обратной связи;

5)компьютер не  проявляет отрицательных эмоций  при повторении ошибок:

6)объективность  отметки;

7)обеспечивается  эффективное выполнение упражнений  и тренировок. При его использовании  нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

Преимущества использования  персонального компьютера для самостоятельной проработки учебного материала:

• неограниченное время работы, определяемое потребностями  самого учащегося;

• свободный режим  работы (выбор времени работы, определение  пауз в работе и темпа усвоения материала);

• исключение воздействия  субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев  без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков  работы).

Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление  компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют  школьной программе, методическим целям  и дидактическим принципам в  обучении.

 

Выделяют следующие  принципы использования технических средств обучения:

• обусловленности;

• необходимости;

• информативности;

• надежности.

Принцип обусловленности предписывает четкое определение условий применения персонального компьютера в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.

Принцип необходимости обуславливает применение персонального компьютера только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д.

Принцип информативности раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку персональный компьютер позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди технических средств обучения компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранному языку.

Принцип надежности указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием персонального компьютера.  

 

Выделим основные методические функции, реализуемые  средствами компьютера:

- информативная - практически любая компьютерная обучающая программа (кроме контролирующих) включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в компьютерной обучающей программе);

- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по иностранным языкам. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;

Информация о работе Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий