Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ обучения грамматике иностранного языка, анализ существующих информационных компьютерных технологий и выявление их эффективности при обучении грамматической стороне речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 6
1.1 Задачи обучения грамматике в средней школе 6
1.2 Характеристика грамматического навыка как объекта усвоения 10
1.3.Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматики 19
Глава 2. Методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 23
2.1 Методические основы обучения грамматике с использованием компьютерных технологий 23
2.2 Комплекс интерактивных упражнений по обучению грамматике английского языка (на материале темы «Present Simple») 31
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

1 Роль иностранного языка в обществе.docx

— 90.30 Кб (Скачать документ)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Факультет английского языка

 

Кафедра методики преподавания иностранных  языков

 

 

Курсовая работа

 

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ  ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

                                                                       Исполнитель:

Тимошко И.И., студентка

                                                                   427 группы

 

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                 Силкович Лилия Александровна,

доцент кафедры 

                                                                   методики преподавания 

                                                             иностранных языков, кандидат педагогических  наук, доцент

 

 

 

Минск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 6

1.1 Задачи обучения грамматике в средней школе 6

1.2 Характеристика грамматического навыка как объекта усвоения 10

1.3.Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматики 19

Глава 2.  Методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 23

2.1 Методические основы обучения грамматике с использованием компьютерных технологий 23

2.2 Комплекс интерактивных упражнений по обучению грамматике английского языка (на материале темы «Present Simple») 31

Заключение 39

Список литературы 40

Приложение 43

 

 

 

Введение

Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи.

При изучении традиционных грамматик  иностранного языка учащиеся, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Поэтому зачастую пассивная работа учащихся и непонимание того или  иного правила, той или иной грамматической конструкции снижает внимание и  интерес учащихся не только к изучению данной грамматической темы, но и к  изучению иностранного языка в целом.

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области  образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникаций, способствующих формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности.

Внедрение и использование новых  информационных технологий в процесс  обучения иностранным языкам позволяет: повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повысить скорость изложения и усвоения информации, вести экстренную коррекцию знаний.

Использование компьютерных технологий при обучении грамматической стороне речи является актуальным в связи с недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и, следовательно, учителя испытывают ряд трудностей, которые, во-первых, связаны с недостаточным техническим оснащением кабинетов иностранного языка, а, во-вторых, с недостаточно сформированным умением учащихся пользоваться компьютером как средством работы с информацией, и как средством самостоятельной работы с тем или иным грамматическим материалом.

Объектом исследования выступает процесс обучения грамматике английского языка.

Предметом исследования является методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ обучения грамматике иностранного языка, анализ существующих информационных компьютерных технологий и выявление их эффективности при обучении грамматической стороне речи.

Задачи исследования:

1) уточнить психолингвистические  основы обучения грамматике иностранного  языка;

2) описать  грамматический навык  как объект усвоения и этапы  его формирования;

3) проанализировать особенности  отбора грамматического материала  в учебных целях;

4) исследовать роль информационных компьютерных технологий в обучении иностранному языку;

5) описать методические основы  обучения грамматике иностранного  языка с использованием компьютерных  технологий;

6) создать комплекс интерактивных  упражнений по обучению грамматике  английского языка  с использованием  компьютерных технологий (на материале  темы «Present Simple»);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий

    1. Задачи обучения грамматике в средней школе

 

  Пожалуй, ни один из аспектов  обучения языкам не был на  протяжении многих лет предметом  столь интенсивных обсуждений  и дискуссий. Она играла и  продолжает играть неодинаковую  роль при обучении родным или  иностранным языкам, но также  и в системе образования отдельных  стран мира.

Разберем  понятие «грамматика». Она понималась по-разному. Это понятие еще до нашей эры стало областью знаний. Понятие «грамматика» (греч. grammatiké) первоначально обозначало «искусство чтения и письма».

В средние  века «свободное искусство» grammatica (лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским языком, сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, построенной, как правило, по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель.

В последующий  период, особенно начиная с XIX в., понятие «грамматика» наполняется новым содержанием и в языкознании, и в обучении языкам. По определению лингвистов , грамматика стала обозначать:

а) грамматический строй языка;

б) раздел языкознания, изучающий такой строй;

          в) совокупность правил изменения  слов, их соединений в сочетания. 

Следует при этом отметить, что в ХХ в. лингвисты и методисты, отечественные  и зарубежные, стали особенно часто  включать в понятие «грамматика» разные разделы науки о языке, например, такие, как словообразование и фонетика , а также орфография, элементы лексикологии, фразеологии, стилистики и др., которые в свою очередь включаются в учебники грамматики разных языков.

В прошлом  веке лингвисты настаивали почти  на полной или абсолютно полной ликвидации грамматики и всех учебников грамматики в общеобразовательных учреждениях.

Многие  европейские педагоги отмечают, что  образовательные и развивающие  цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при  изучении традиционных грамматик иностранных  языков, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают практической значимости изучения грамматических явлений и  понятий.

Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой – преувеличение  ее роли в учебном процессе, отрицательно сказываются на результатах практического владения языком.

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка – его словарем и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение  на данном языке было успешным: надо знать еще условия употребления тех или иных языковых единиц и  их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка  должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом  лексических единиц и правилами  их сочетания в предложении, но и  в зависимости от характера отношений  между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с  собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка. Также в процессе общения  имеет место ориентация на социальные характеристики речевого партнера:  его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями  и речевыми ограничителями. Недостаточный  уровень грамматических навыков  становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной  компетенции. Таким образом, «грамматика  имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью  обеспечивается формирование умений устного  и письменного общения»

Следуя И.Л. Бим, обучать грамматике иностранного языка - это значит формировать специфические  для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых  одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.  Для реализации этой грамматической цели необходимо:

    1) рассматривать обучение грамматике, не как самоцель, а как средство  для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения,  т.е. как средство овладения  способами структурного оформления  речи, несущей то, или иное предметное  содержание;

    2) отобрать необходимый и достаточный  грамматический минимум, усвоение  которого обеспечит, с одной  стороны, относительно правильное  грамматическое оформление продуктивных  видов речевой деятельности, главным  образом говорения, с другой  стороны - обеспечит рецепцию, т.е.  понимание при чтении и аудировании;  следовательно, речь идет об  отборе активного грамматического  минимума и так называемого  пассивного минимума;

    3) обеспечить прочное и автоматизированное  владение грамматическим минимумом  для активного использования  в речи, что требует в условиях  школы особых усилий, т.е. добиться  такого положения, чтобы при  говорении достаточно было "запустить  лишь первый элемент, и все  остальные "срабатывают" по  заданной программе".

Исходя из сказанного, можно уточнить общие  требования к овладению грамматической стороной речи:

а) учащиеся должны быть в состоянии грамматически  правильно оформлять свои устно-речевые  высказывания, концентрируя при этом основное внимание на его содержание;

б) учащиеся должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение содержательной информации. Этой цели должен способствовать отобранный грамматический минимум. Он определяется, как известно, действующей программой. Критерием отбора, которого обычно выступают такие показатели, как  его частотность и употребительность  в речи, а также его обобщенность, т.е. способность распространяться на то, или иное количество грамматических явлений.

Грамматический минимум — это определенный набор грамматических явлений (грамматические формы, структуры, правила изменения слов и соединения их в предложения), предназначенных для правильного оформления речи, как с точки зрения морфологии, так и с точки зрения синтаксиса.

Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые  предназначены для употребления в говорении и письменной речи.

Под пассивным  грамматическим минимумом понимаются те явления, которые учащиеся могут  узнавать и понимать в тексте.

Активный  грамматический минимум отбирается на основе следующих принципов: а) принцип  распространенности в устной речи; б) принцип образцовости; в) принцип  исключения синонимических грамматических явлений.

Пассивный грамматический минимум отбирается с учетом: а) принципа распространенности в книжно-письменном стиле речи; б) принципа многозначимости грамматического  явления.

Информация о работе Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий