Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ обучения грамматике иностранного языка, анализ существующих информационных компьютерных технологий и выявление их эффективности при обучении грамматической стороне речи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 6
1.1 Задачи обучения грамматике в средней школе 6
1.2 Характеристика грамматического навыка как объекта усвоения 10
1.3.Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматики 19
Глава 2. Методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 23
2.1 Методические основы обучения грамматике с использованием компьютерных технологий 23
2.2 Комплекс интерактивных упражнений по обучению грамматике английского языка (на материале темы «Present Simple») 31
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

1 Роль иностранного языка в обществе.docx

— 90.30 Кб (Скачать документ)

- контролирующе-корригирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.

- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;

- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучаемого:

1) принятие и  распознавание ответа обучаемого;

2) анализ и определение  правильности ответа;

3) запоминание результата  и/или сообщение о нем учащемуся.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего:

• получение информационной поддержки;

• диагностика, регистрация  и систематизация параметров обучения;

• работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);

• организация  коллективной работы;

• осуществление  дистанционного обучения

По отношению  к учащемуся компьютер может  выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

• преподавателя;

•  эксперта;

•  партнера по деятельности;

•  инструмента деятельности;

• обучаемого.

При самостоятельной  работе с компьютерными обучающими программами обучаемый может:

• получить учебное  задание;

• запросить дополнительную информацию, необходимую для его  выполнения;

• уяснить способ выполнения задания;

• ввести ответ;

• получить анализ и оценку ответа.

Конкретные цели применения персонального компьютера при обучении грамматики иностранного языка: 

• формирование рецептивных  грамматических навыков чтения и  аудирования;

• формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно  письменной речи;

• контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;

• оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники  по грамматике, системы обнаружения  грамматических ошибок на морфологическом  и синтаксическом уровнях). 

Организационные формы  работы в условиях компьютеризированного  учебного процесса.

1)   персональный компьютер применяется как дополнительное техническое средство обучения для организации самостоятельной работы обучаемых в классе под руководством преподавателя.

2)   автономная работа обучаемого с компьютером в индивидуальном режиме.

3)   дистанционное обучение, при котором персональный компьютер является средством связи между преподавателем и обучающим.

4)   коллективная творческая работа учащихся (создание газеты, написание рассказа)

5)   организованное преподавателем общение разных групп обучаемых с использованием телекоммуникационных компьютерных средств (электронная почта)

6)   работа учащихся за одним персональным компьютером (при обучении говорению)  Основные дидактические принципы при обучении иностранному языку с помощью персонального компьютера: 

1)  принцип научности реализуется в нескольких аспектах:

- применение преподавателями  автоматического анализа текстов;

- улучшение способов  презентации и организации учебного  материала;

- повышение эффективности  процесса усвоения знаний;

2) принцип сознательности:

предоставляет возможность  сознательного выбора обучаемым  собственной стратегии достижения учебной цели, персональный компьютер предоставляет новую информацию именно тогда, когда обучаемый осознал ее необходимость;

3)    принцип доступности:

компьютер предоставляет  информацию  в соответствии с возрастными особенностями пользователей и уровнем владения языком;

4)   принцип активности:

инициатором работы с персональным компьютером является пользователь  поэтому взаимодействие является обоюдно активным, активные формы взаимодействия вызывают значительно большую заинтересованность со стороны обучаемых;

5)   принцип систематичности и последовательности:

управление учебной  деятельностью через определенную, предусмотренную программой  последовательность подачи учебного материала;

6)    принцип прочности усвоения:

реализуется благодаря  постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширение возможностей самостоятельной  работы для ликвидации пробелов в  знаниях;

7)    принцип наглядности:

позволяет в рамках одного средства обучения реализовать  практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования:

• статических  визуальных средств

(тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы);

• динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);

• аудитивных средств

(музыкальное, шумовое  и текстовое сопровождение) ;

• их сочетаний

(озвучивание предъявляемого  на дисплее текста, видеофильм).

Значительным преимуществом  использования компьютерных технологий при обучении грамматики является возможность  обобщения грамматического материала  в таблицах, схемах, диаграммах, которые  могут быть интерактивными. Это позволяет  значительно сократить объем  текстовой информации, что играет очень важную роль для образного  запоминания грамматического материала.

Так же  информационные компьютерные технологии позволяют разнообразить процесс  ознакомления с новой грамматической структурой: это может быть текст  для прослушивания или чтении, в котором цветом или шрифтом  выделяется новая  грамматическая структура.

Существующие  современные компьютерные программы  предлагают разнообразные грамматические упражнения, особенностью которых является мгновенная проверка правильности выполнения, при этом допущенные ошибки выделяются цветом и звуковым сигналом, что  значительно улучшает запоминание. В случае возникновения затруднений  учащийся может вернуться к выполнению отдельных моментов упражнения. При  этом все эти программы включают в себя грамматические справочники. Благодаря технологии гиперссылок  можно переходить от определенной темы справочника к соответствующему упражнению и наоборот.

Реализовать принцип дифференциации обучения позволяет  наличие грамматических упражнении различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Комплекс интерактивных  упражнений по обучению грамматике  английского языка (на материале темы «Present Simple»)

 

Для начала знакомим учащихся с новым  грамматическим материалом, в данном случае «Present Simple».  Используем мультимедийную презентацию Power Point. В ней четко и структурированно объясняются правила употребления настоящего времени в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах.(См. Приложение)

В английском языке мы используем Present Simple, для того, чтобы сказать о действиях, которые происходят постоянно, не в момент речи. Мы не связываем действие с определенным моментом, а считаем, что действие происходит постоянно или повторяется время от времени.

Сигнальные слова:

usually

often 

always


 

 

V (-S) 
Do/Does


Вспомогательный глагол данного  времени do/ does .

Мы используем do / does, чтобы  задать вопрос или построить отрицательное  предложение. 

Глагол(V) в Present Simple употребляется в обычной форме, но в 3 лице ед. числе (после he/ she/ it) глагол принимает окончание -s

  • I like ice-cream
  • We go to school every day
  • He reads a lot of books every day.
  • My mother likes bananas ( = she)
  • My friends play football ( = they)

Если глагол оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -tch, -x, -z, -zz то прибавляется окончание –es.

  • push - pushes
  • mix-mixes

 

 

Если глагол оканчивается -y с предшествующей согласной то y меняется на i + окончание -s 

 

  • study - studies
  • cry - cries

 

 Eсли глагол  заканчивается на -о то прибавляем  окончание -es

  • go - goes
  • do - does

Для того чтобы сделать  предложение в Present Simple отрицательным  необходимо поставить вспомогательный  глагол do/does + not перед глаголом. Does используется в 3 лице ед. Числе (после he she it). Когда мы используем does глагол используется без окончания -s

Do not work / Does not work 
Или сокращенная форма: 
Don’t work / Doesn’t work


 

  • I don’t smoke
  • He doesn’t drink milk ( обратите внимание глагол после does стоит без окончания -s)
  • Nike and Tim do not go to school (Nike and Tim = they)
  • My granny does not see well ( = she) 

Обратите внимание еще раз! После does окончание -s к глаголу не прибавляется!!!

Мы уже знаем что  вопросы в английском языке отличаются своим порядком слов. Для того чтобы  сделать предложение вопросительным нам необходимо поставить вспомогательный  глагол в вопросах перед подлежащим.

Do/Does

подлежащее

глагол

Do

you

like


 

  • Do you like milk?
  • Does she read a lot ?
  • Does Nike go to school?(обратите внимание что после вспомогат. глагола does глагол стоит без окончания -s)
  • Do children read well?

Если мы имеем  дело со специальными вопросами то вопросительное слово употребляется  перед вспомогательным глаголом do/ does

  • What do you like?
  • Where does she live?

Present Simple так же используется  для выражения будущего действия  запланированного графиком, расписанием  и т.д.

После объяснения правила целесообразно предложить учащимся упражнения на проверку понимания  и первичное закрепление. Упражнения следует подбирать от простого к  более сложному.

В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования  грамматики:

1) имитационные  упражнения-могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения.

2) подстановочные  упражнения- используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.

Type "have" or "has".

mother 

  dad 

my frog 

the lion and you 

you and the dentist 

you and me 


Check me                   Help

 

В этом упражнении ученик подставляет глаголы  have/has. Для проверки результата нажимает клавишу Check me.

 

Results

have 

 

grandpa and I 

have 

 

my fence 

has 

 

uncle Bill 

has 

 

you and grandma 

have 

 

the bag 

has 

 


3) Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи.

 

" + "

" - "

" ? "

 

I (do)

 

He( work)

She (sleep)

We( work)

They (drink)

Mike (write)

You (have)

We( be)

Информация о работе Обучение учащихся средней школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий