Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ обучения грамматике иностранного языка, анализ существующих информационных компьютерных технологий и выявление их эффективности при обучении грамматической стороне речи.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 6
1.1 Задачи обучения грамматике в средней школе 6
1.2 Характеристика грамматического навыка как объекта усвоения 10
1.3.Дидактические возможности компьютерных технологий в обучении иностранной грамматики 19
Глава 2. Методика обучения грамматике английского языка с использованием компьютерных технологий 23
2.1 Методические основы обучения грамматике с использованием компьютерных технологий 23
2.2 Комплекс интерактивных упражнений по обучению грамматике английского языка (на материале темы «Present Simple») 31
Заключение 39
Список литературы 40
- контролирующе-корригирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.
- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;
- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучаемого:
1) принятие и
распознавание ответа
2) анализ и определение правильности ответа;
3) запоминание результата
и/или сообщение о нем
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего:
• получение информационной поддержки;
• диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
• работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
• организация коллективной работы;
• осуществление дистанционного обучения
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:
• преподавателя;
• эксперта;
• партнера по деятельности;
• инструмента деятельности;
• обучаемого.
При самостоятельной работе с компьютерными обучающими программами обучаемый может:
• получить учебное задание;
• запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения;
• уяснить способ выполнения задания;
• ввести ответ;
• получить анализ и оценку ответа.
Конкретные цели применения персонального компьютера при обучении грамматики иностранного языка:
• формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
• формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;
• контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;
• оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).
Организационные формы работы в условиях компьютеризированного учебного процесса.
1) персональный компьютер применяется как дополнительное техническое средство обучения для организации самостоятельной работы обучаемых в классе под руководством преподавателя.
2) автономная работа обучаемого с компьютером в индивидуальном режиме.
3) дистанционное обучение, при котором персональный компьютер является средством связи между преподавателем и обучающим.
4) коллективная творческая работа учащихся (создание газеты, написание рассказа)
5) организованное преподавателем общение разных групп обучаемых с использованием телекоммуникационных компьютерных средств (электронная почта)
6) работа учащихся за одним персональным компьютером (при обучении говорению) Основные дидактические принципы при обучении иностранному языку с помощью персонального компьютера:
1) принцип научности реализуется в нескольких аспектах:
- применение преподавателями
автоматического анализа
- улучшение способов
презентации и организации
- повышение эффективности процесса усвоения знаний;
2) принцип сознательности:
предоставляет возможность сознательного выбора обучаемым собственной стратегии достижения учебной цели, персональный компьютер предоставляет новую информацию именно тогда, когда обучаемый осознал ее необходимость;
3) принцип доступности:
компьютер предоставляет информацию в соответствии с возрастными особенностями пользователей и уровнем владения языком;
4) принцип активности:
инициатором работы с персональным компьютером является пользователь поэтому взаимодействие является обоюдно активным, активные формы взаимодействия вызывают значительно большую заинтересованность со стороны обучаемых;
5) принцип систематичности и последовательности:
управление учебной
деятельностью через
6) принцип прочности усвоения:
реализуется благодаря постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширение возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях;
7) принцип наглядности:
позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования:
• статических визуальных средств
(тексты, фотографии,
рисунки, схемы, графики,
• динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);
• аудитивных средств
(музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение) ;
• их сочетаний
(озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм).
Значительным преимуществом
использования компьютерных технологий
при обучении грамматики является возможность
обобщения грамматического
Так же
информационные компьютерные технологии
позволяют разнообразить
Существующие современные компьютерные программы предлагают разнообразные грамматические упражнения, особенностью которых является мгновенная проверка правильности выполнения, при этом допущенные ошибки выделяются цветом и звуковым сигналом, что значительно улучшает запоминание. В случае возникновения затруднений учащийся может вернуться к выполнению отдельных моментов упражнения. При этом все эти программы включают в себя грамматические справочники. Благодаря технологии гиперссылок можно переходить от определенной темы справочника к соответствующему упражнению и наоборот.
Реализовать принцип дифференциации обучения позволяет наличие грамматических упражнении различного уровня.
Для начала знакомим учащихся с новым грамматическим материалом, в данном случае «Present Simple». Используем мультимедийную презентацию Power Point. В ней четко и структурированно объясняются правила употребления настоящего времени в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах.(См. Приложение)
В английском языке мы используем Present Simple, для того, чтобы сказать о действиях, которые происходят постоянно, не в момент речи. Мы не связываем действие с определенным моментом, а считаем, что действие происходит постоянно или повторяется время от времени.
Сигнальные слова:
usually |
often |
always |
V (-S) |
Вспомогательный глагол данного времени do/ does .
Мы используем do / does, чтобы задать вопрос или построить отрицательное предложение.
Глагол(V) в Present Simple употребляется в обычной форме, но в 3 лице ед. числе (после he/ she/ it) глагол принимает окончание -s
Если глагол оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -tch, -x, -z, -zz то прибавляется окончание –es.
Если глагол оканчивается -y с предшествующей согласной то y меняется на i + окончание -s
Eсли глагол заканчивается на -о то прибавляем окончание -es
Для того чтобы сделать предложение в Present Simple отрицательным необходимо поставить вспомогательный глагол do/does + not перед глаголом. Does используется в 3 лице ед. Числе (после he she it). Когда мы используем does глагол используется без окончания -s
Do not work / Does not work |
Обратите внимание еще раз! После does окончание -s к глаголу не прибавляется!!!
Мы уже знаем что
вопросы в английском языке отличаются
своим порядком слов. Для того чтобы
сделать предложение
Do/Does |
подлежащее |
глагол |
Do |
you |
like |
Если мы имеем дело со специальными вопросами то вопросительное слово употребляется перед вспомогательным глаголом do/ does
Present Simple так же используется
для выражения будущего
После объяснения
правила целесообразно
В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования грамматики:
1) имитационные упражнения-могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения.
2) подстановочные упражнения- используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.
Type "have" or "has".
mother |
|
dad |
|
my frog |
|
the lion and you |
|
you and the dentist |
|
you and me |
Check me Help
В этом упражнении ученик подставляет глаголы have/has. Для проверки результата нажимает клавишу Check me.
Results
I |
have |
||
grandpa and I |
have |
||
my fence |
has |
||
uncle Bill |
has |
||
you and grandma |
have |
||
the bag |
has |
3) Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи.
" + " |
" - " |
" ? " |
||
I (do) |
||||
He( work) |
| |||
She (sleep) |
| |||
We( work) |
| |||
They (drink) |
| |||
Mike (write) |
| |||
You (have) |
| |||
We( be) |
|