Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа
В настоящее время перед современным образованием ставиться сложная задача – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Поэтому появляется необходимость применения новых методик обучения на уроках, и одной из таких методик является проектная методика. Данная курсовая работа посвящена исследованию проектной деятельности на уроках иностранного языка. По причине полного забвения идеи проектов в отечественном образовании, тема курсовой работы дает широкое поле для исследования и является очень актуальной.
Введение
Глава 1. Сущность понятия «проектная методика»
1.1. История метода учебных проектов
1.2. Современное понимание учебных проектов
1.3. Типология проектов
1.3.1 Типы проектов по доминирующему методу
1.3.2 Типы проектов по предметно-содержательной области
1.3.3 Типы проектов по характеру координации
Выводы к главе 1
Глава 2. Метод проектов на уроке иностранного языка
2.1. Специфика метода проектов на уроке иностранного языка
2.2. Принципы проектной работы на уроках иностранного языка
2.3. Требования к использованию проектов
2.4. Этапы проведения проектов
Выводы к главе 2
Глава 3. Экспериментальное применение проектной методики на уроках иностранного языка
3.1. Психологическая характеристика подгруппы
3.2. Подготовительный этап
3.3. Предэкспериментальный срез
3.4. Экспериментальное обучение
3.5. Постэкспериментальный срез
Выводы к главе 3
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Факультет иностранных языков
Кафедра лингвистики и лингводидактики
Курсовая работа
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор работы:
студентка группы 273
Силантьева Кристина Борисовна
Научный руководитель:
ассистент кафедры
лингвистики и лингводидактики
Ващук Д.С.
ТОМСК 2011
Оглавление
Введение………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Сущность понятия «проектная методика»…………………..………. | 6 |
1.1. История метода учебных проектов………………………………...… | 6 |
1.2. Современное понимание учебных проектов………………………… | 7 |
1.3. Типология проектов ……..…………………………………………… | 11 |
1.3.1 Типы проектов по доминирующему методу……………… | 12 |
1.3.2 Типы проектов по предметно-содержательной области.… | 15 |
1.3.3 Типы проектов по характеру координации……………….. | 15 |
Выводы к главе 1………………………………………………………………… | 16 |
Глава 2. Метод проектов на уроке иностранного языка …………………….. | 18 |
2.1. Специфика метода проектов на уроке иностранного языка……………………………………………..……………… | 18 |
2.2. Принципы проектной работы на уроках иностранного языка……. | 20 |
2.3. Требования к использованию проектов ………..…………………… | 22 |
2.4. Этапы проведения проектов………………………………………… | 24 |
Выводы к главе 2 ……………………………………………………………… | 26 |
Глава 3. Экспериментальное применение проектной методики на уроках иностранного языка…………………………………………………………….. | 28 |
3.1. Психологическая характеристика подгруппы …………………… | 28 |
3.2. Подготовительный этап …..……………………………………….. | 29 |
3.3. Предэкспериментальный срез ……………………………………….. | 29 |
3.4. Экспериментальное обучение……………………………………….. | 31 |
3.5. Постэкспериментальный срез………………………………………. | 32 |
Выводы к главе 3...……………………………………………………………… | 34 |
Заключение ……………………………………………………………………… | 35 |
Список литературы …………………………………………………………….. | 37 |
Введение
Идея трудовых школ в США в 1920-е гг. стала толчком для возникновения проектной методики. Метод проектов также получил свое распространение, как в Европе, так и в России. Благодаря работам американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса метод проектов быстро развивался и получил широкое применение в школах.
Что же касается российских школ, то идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Особое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина.
Проектная методика широко использовалась в России в 30-е годы. Но, в связи с тем, что метод проектов не дал положительных результатов, он был надолго забыт. Одной из причин такой неудачи, было недостаточное исследование теоретической проблемы проектного обучения. Что, в итоге привело к неоднозначному пониманию сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы.
В настоящее время перед современным образованием ставиться сложная задача – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Поэтому появляется необходимость применения новых методик обучения на уроках, и одной из таких методик является проектная методика.
Данная курсовая работа посвящена исследованию проектной деятельности на уроках иностранного языка. По причине полного забвения идеи проектов в отечественном образовании, тема курсовой работы дает широкое поле для исследования и является очень актуальной.
Целью исследования является разработка учебного проекта, направленного на работу с дополнительной информацией (поиск, обобщение и анализ).
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать уровень учебного процесса при обучении работы с текстами.
2. Провести предэкспериментальный, текущий и постэкспериментальный срезы.
3. Разработать учебный проект, направленный на работу с дополнительной информацией.
Предметом исследования является организация проектной деятельности на уроке иностранного языка.
Объектом исследования являются особенности организации проектной деятельности на уроке иностранного языка.
Была выделена следующая гипотеза: если на уроках иностранного языка использовать проектную методику, то учащиеся смогут преодолеть барьер общения на иностранном языке.
При выполнении курсовой работы нами применялись теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы исследования:
1) теоретический анализ научных источников и литературы;
2) анализ и синтез;
3) сравнение;
4) дедукция и индукция;
5) статистические методы.
Эмпирические методы исследования:
1) метод педагогического наблюдения;
2) метод беседы;
3) метод рейтинга и самооценки;
4) метод изучения продуктов деятельности;
5) метод педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные статьи из журнала «Иностранные языки в школе», Интернет-ресурсы, а также учебные и методические пособия.
Данная курсовая работа включает в себя введение, теоретическую, методическую и экспериментальную части, заключение и список использованной литературы. Во введение определена цель, поставлены задачи и представлен материал для изучения. Основная часть разделена на две главы. Первая глава (теоретическая часть) представляет собой теоретическое освящение данной проблемы: историю метода учебных проектов, современное понимание учебных проектов, типология проектов по основным типологическим признакам. Вторая глава (методическая часть) содержит в себе методические разработки: специфику метода проектов на уроке иностранного языка, принципы проектной работы на уроках иностранного языка, требования к использованию проектов и этапы проведения проектов. Третья глава (экспериментальная часть) включает в себя психологическую характеристику подгруппы, подготовительный этап эксперимента, предэкспериментальный срез, экспериментальное обучение, постэкспериментальный срез. Работу завершает заключение, обобщающее результаты исследования. В заключении сделаны выводы и представлены результаты работы.
Глава 1. Сущность понятия «проектная методика»
1.1 . История метода учебных проектов
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике [Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения, works.tarefer.ru].
Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса [Деменева, Е. А., Шилова, Т. А. Проектная деятельность на уроках иностранных языков, gimnytva.siteedit.ru].
Система Дьюи, обучающая «путем делания», обогащающая личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Дж. Дьюи выдвигает лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья».
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач [Шатько, 2010 : 33].
Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся [Гальскова, 2006 : 37].
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы, но был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.(1) Учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился [Загрекова, 2004 : 97].
В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода [Использование учебного проекта как интегративного дидактического средства обучения иностранному языку в средней школе, revolution.allbest.ru].
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи [Пахомова, 2003 : 54].
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения [Криковцева, 2004 : 214].
1.2 . Современное понимание метода учебных проектов
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [Бухаркина, 2005 : 27].
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект – это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. [Душеина, 2003 : 38].
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов [Полат, 2000 : 7].
Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой «Технология» - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость [Проект-средство развития творчества и самостоятельности учащихся, portal.krsnet.ru].
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению [Теслина, 2002 : 44].
Информация о работе Организация проектной деятельности на уроке иностранного языка