Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа
В настоящее время перед современным образованием ставиться сложная задача – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Поэтому появляется необходимость применения новых методик обучения на уроках, и одной из таких методик является проектная методика. Данная курсовая работа посвящена исследованию проектной деятельности на уроках иностранного языка. По причине полного забвения идеи проектов в отечественном образовании, тема курсовой работы дает широкое поле для исследования и является очень актуальной.
Введение
Глава 1. Сущность понятия «проектная методика»
1.1. История метода учебных проектов
1.2. Современное понимание учебных проектов
1.3. Типология проектов
1.3.1 Типы проектов по доминирующему методу
1.3.2 Типы проектов по предметно-содержательной области
1.3.3 Типы проектов по характеру координации
Выводы к главе 1
Глава 2. Метод проектов на уроке иностранного языка
2.1. Специфика метода проектов на уроке иностранного языка
2.2. Принципы проектной работы на уроках иностранного языка
2.3. Требования к использованию проектов
2.4. Этапы проведения проектов
Выводы к главе 2
Глава 3. Экспериментальное применение проектной методики на уроках иностранного языка
3.1. Психологическая характеристика подгруппы
3.2. Подготовительный этап
3.3. Предэкспериментальный срез
3.4. Экспериментальное обучение
3.5. Постэкспериментальный срез
Выводы к главе 3
Заключение
Список литературы
Отличительная черта проектной методики, особенно это касается уроков иностранного языка) - особая форма организации. Учитель должен выбрать тематику проекта на сопоставление особенностей страны изучаемого языка и страны проживания, выделить проблему, которую учащиеся должны своим проектом решить, а так же вовлечь всех учащихся в работу над проектом.
Организация проекта – это довольно таки сложное, но в то же время интересное и продуктивное занятие. В своей работе учитель должен опираться на принципы проектной работы и учитывать все требования к использованию проектной методики, чтобы иметь хороший результат. Так же стоит обращать внимание на этапы проведения проекта. Если проект будет логичен и иметь четкую структуру, то, ученикам будет легче работать над проектом, а учителю вести контроль их работы.
Глава 3. Экспериментальное применение проектной методики на уроках иностранного языка
3.1. Психологическая характеристика подгруппы
Во время проведения эксперимента было исследовано две группы. Первая группа – экспериментальная, а вторая – контрольная.
В экспериментальной подгруппе (5 «Б» класс МОУ Гимназия № 24) были выявлены следующие возрастные особенности учащихся: изменения социальной ситуации развития, агрессивность, отчуждение, дисгармония отношений с одноклассниками, меланхолия, снижение работоспособности, самоизоляция. Большинство этих особенностей связано с началом подросткового возраста (11 лет), т.е. ученик находится в положении между ребенком и взрослым; переходом из начальной в среднюю школу (изменение характера учебной деятельности) – больше теоретических предметов, учителей со своими требованиями и оценками достижения и поведения учеников. Ученик несет больше ответственности, происходит переоценка коллектива, друзей и себя.
Таким образом, было заметно появление мини-группы учеников (3 девочки). Девочки не проявляют никакого интереса на других учеников, не подпускают в свой круг общения, позволяют себе проявление агрессии, как на переменах, так и в течение урока. Из-за такого отношения к другим ученикам, девочки не пользуются особой популярностью среди сверстников. По отношению к учителям девочки пытаются показать свою независимость и право голоса.
В классе так же наблюдается пример самоизоляции. Было замечено, что одна девочка не чувствует себя частью коллектива, скучает на уроках, не проявляет особого интереса к учебе. Так же среди учеников наблюдается меланхолия.
В группе четко можно выделить лидеров. Наибольшей симпатией пользуются девочка и мальчик. Исходя из наблюдений, их популярность среди одноклассников можно объяснить тем, что эти ученики очень добрые и открытые, всегда охотно участвуют в жизни класса, всегда готовы помочь своим одноклассникам.
В целом класс очень умный, дружный, активный. Проводя уроки, чувствовалась обратная связь. Наиболее частые отметки, получаемые, учениками класса являются 4 и 5. Среди учеников не было замечено чувство соперничества, дети поддерживают и помогают друг другу. Дисциплина в классе не вызывает беспокойства, на уроке дети внимательно слушают учителя.
3.2. Подготовительный этап
На данном этапе были разработаны основные положения проведения эксперимента. Ниже приведены основные характеристики эксперимента:
Варьируемые условия:
- использование аутентичных текстов;
- использование презентаций.
Неварьируемые условия:
- средняя ступень обучения (5 «Б» класс, МОУ Гимназия № 24);
- 6 уроков английского языка в неделю;
- сроки проведения эксперимента: с 18 по 28 февраля 2011 года.
3.3. Предэкспериментальный срез
Данный предэкспериментальный срез направлен на выявление проблем у учащихся по заявленной теме. Во время данного среза учащимся были предоставлены следующие задания:
1) Чтение и пересказ аутентичного текста с выявлением его идеи и проблемы;
2) Самостоятельный поиск дополнительной информации и путей решения проблемы.
Таблица 1
Результаты предэкспериментального среза экспериментальной группы
Имя | Критерии | |||
Скорость | Количество фраз, клише | Креативность | Средний балл | |
Б.Р. | 6 | 0,6 | 1 | 2,5 |
Г.И. | 8 | 0,8 | 1 | 3,2 |
Д.Д. | 5 | 0,5 | 1 | 2,1 |
Д.А. | 3 | 0,3 | 0 | 1,1 |
К.В. | 3 | 0,3 | 0 | 1,1 |
Л.А. | 5 | 0,5 | 0 | 1,8 |
Н.А. | 5 | 0,5 | 1 | 2,1 |
П.М. | 8 | 0,8 | 2 | 3,6 |
П.В. | 8 | 0,8 | 1 | 3,2 |
Р.Е. | 3 | 0,3 | 0 | 1,1 |
С.Я. | 9 | 0,9 | 1 | 3,6 |
С.А. | 5 | 0,5 | 1 | 2,1 |
Ц.К. | 7 | 0,7 | 1 | 2,9 |
Ш.С. | 6 | 0,6 | 1 | 2,5 |
Скорость речи.
Критерий предполагает собой количество фраз, сказанных учащимся за единицу времени. Единица полезного времени – 3 минуты. Стандарт – 10 фраз.
Количество фраз – коэффициент от стандарта.
В данном критерии высчитывалось соотношение количества сказанных фраз к количеству желаемых фраз.
Креативность.
Данный критерий оценивался по трехбалльной системе:
0 – полное дублирование образца,
1 – добавление личного отношения, эмоций,
2 – пересказ текста с добавлением дополнительного материала.
В ходе проведения среза возникли следующие проблемы: не всегда проявлялась логичность пересказа, у учащихся возникали трудности при определении основной проблемы текста, учащиеся также не могли придумать решение проблемы и стеснялись выражать эмоции и свое отношение к проблеме.
3.4. Экспериментальное обучение
В ходе обучения экспериментальной группе учеников 5 Б класса был предложен проект на английском языке «Цветы».
На подготовку проекта ученикам давалась неделя. Дети могли использовать любые технические средства при презентации выполненной работы, а также подбирать материал из богатого списка источников от энциклопедий до статей в Интернете.
Суть проекта заключалась в поиске информации о редких цветковых растениях России и Великобритании. Дети были поделены на две группы. В каждой группе выделялся лидер, который отвечал за выполнение проекта и распределял роли внутри группы.
Первая группа разрабатывала проекты о редких цветах Великобритании, а вторая группа – о редких цветах России. В основе проекта лежала следующая проблема – детям необходимо было не только творчески представить наработанный ими материал о редких цветах, но и предложить свои методы и пути сохранения и даже спасения редких цветковых растений. На каждом этапе выполнения проекта лидер группы предоставлял учителю отчет по проделанной работе, таким образом, учитель помогал в организации проекта и поиске информации, корректировал работу учеников и вел контроль их деятельности.
В конце проекта был подведен итог, ученики сравнили редкие цветковые растения нашей страны и растения страны изучаемого языка. Таким образом, была достигнута общеобразовательная цель проекта - лингвострановедческая компетенция. Также дети обсуждали плюсы и минусы своих проектов, которые они будут учитывать в дальнейшей работе. Дети аргументировано ставили друг другу и самим себе оценки.
Такой информационный проект «Цветы», прежде всего, был направлен на работу с огромным количеством информации (поиск, обобщение и анализ). При подготовке проектов дети учились применять свои знания на практике, работать в команде и использовать все доступные способы презентации проекта.
Проект «Цветы» дал возможность ученикам проявить свои творческие и организаторские способности, находчивость и изобретательность. Такой вид работы на уроках мотивирует детей на поиск дополнительного материала по различным темам, а также помогает ученикам преодолевать барьеры общения, так как выполнение проекта ведется на английском языке.
3.5. Постэкспериментальный срез
Постэкспериментальный срез проходил в форме игры. Учащимся были даны фразы, из которых им требовалось логично построить текст, дать ему название и обосновать его, выделить основную идею и проблему текста. Пересказ текста должен был также включать в себя поиск решения поставленной проблемы и его обоснование, при этом ученик опирался на свой опыт, активизируя межпредметные связи.
Таблица 2
Результаты постэкспериментального среза экспериментальной группы
Имя | Критерии | |||
Скорость | Количество фраз, клише | Креативность | Средний балл | |
Б.Р. | 8 | 0,8 | 2 | 3,6 |
Г.И. | 10 | 1 | 2 | 4,3 |
Д.Д. | 6 | 0,6 | 1 | 2,5 |
Д.А. | 4 | 0,4 | 0 | 1,4 |
К.В. | 4 | 0,4 | 1 | 1,8 |
Л.А. | 5 | 0,5 | 0 | 1,8 |
Н.А. | 6 | 0,6 | 1 | 2,5 |
П.М. | 9 | 0,9 | 2 | 3,9 |
П.В. | 9 | 0,9 | 1 | 3,2 |
Р.Е. | 4 | 0,4 | 1 | 1,8 |
С.Я. | 9 | 0,9 | 2 | 3,9 |
С.А. | 6 | 0,6 | 1 | 2,5 |
Ц.К. | 8 | 0,8 | 1 | 3,2 |
Ш.С. | 7 | 0,7 | 1 | 2,9 |
Постэкспериментальный срез показал, что количество ошибок в речи учащихся заметно уменьшилось. Ученик стал более логично выстраивать свое высказывание, применять более сложные конструкции при доказательстве своих утверждений, использовать дополнительную информацию, смело выражать свои идеи и предложения и легко включать фантазию.
Проводя итоги эксперимента, можно сказать, что гипотеза была подтверждена. Дети стали активнее работать на уроках, у них повысился интерес к изучению иностранного языка. Дети с легкостью вступают в дискуссии на иностранном языке, отстаивают свою точку зрения. Таким образом, можно сказать, что проектная методика помогает учащимся преодолеть барьер общения на иностранном языке.
Выводы к главе 3
Данная глава представляет собой описание эксперимента, который проводился на учениках МОУ Гимназии № 24. Эксперимент проводился на экспериментальной подгруппе, для подведения итогов и результатов (прогресса или регресса) была исследована также контрольная подгруппа. В данной главе представлена психологическая характеристика учащихся экспериментальной подгруппы. Здесь также представлены особенности и характер данного эксперимента, характеристики и условия его проведения.
Данная глава включает в себя преэкспериментальный и постэкспериментальный срезы по владению работы с текстом, результаты которых представлены в таблицах. После каждой таблицы приводится анализ результатов, описание проблем, возникших в ходе проведения срезов и трудностей, стоявших перед учащимися.
Как показали результаты двух срезов, при применении на уроках проектной методики, учащимся проще работать с информацией, они с легкостью выделяют главную идею и проблемы текста. Уровень владения иностранным языком возрос, а число трудностей при понимании и пересказе текста уменьшилось. Также можно сказать, что проектная методика мотивирует учащихся на поиск новой информации по данной проблеме и путях ее решения. Таким образом, можно прийти к выводу, что проектная методика помогает учащимся преодолеть барьер общения на иностранном языке, что подтверждает гипотезу и делает результат эксперимента положительным.
Заключение
В современном обществе протекает так называемый процесс информатизации общества, который, в свою очередь, ведет к процессу информатизации образования. Такая «информационная эпоха» ставит перед современным образованием сложную задачу – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Таким образом, можно прийти к выводу, что традиционного урока на современном этапе образования становиться не достаточно. Появляется необходимость применения новых методик обучения на уроках, и одной из таких методик является проектная методика.
Информация о работе Организация проектной деятельности на уроке иностранного языка