Организация проектной деятельности на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание

В настоящее время перед современным образованием ставиться сложная задача – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Поэтому появляется необходимость применения новых методик обучения на уроках, и одной из таких методик является проектная методика. Данная курсовая работа посвящена исследованию проектной деятельности на уроках иностранного языка. По причине полного забвения идеи проектов в отечественном образовании, тема курсовой работы дает широкое поле для исследования и является очень актуальной.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность понятия «проектная методика»
1.1. История метода учебных проектов
1.2. Современное понимание учебных проектов
1.3. Типология проектов
1.3.1 Типы проектов по доминирующему методу
1.3.2 Типы проектов по предметно-содержательной области
1.3.3 Типы проектов по характеру координации
Выводы к главе 1
Глава 2. Метод проектов на уроке иностранного языка
2.1. Специфика метода проектов на уроке иностранного языка
2.2. Принципы проектной работы на уроках иностранного языка
2.3. Требования к использованию проектов
2.4. Этапы проведения проектов
Выводы к главе 2
Глава 3. Экспериментальное применение проектной методики на уроках иностранного языка
3.1. Психологическая характеристика подгруппы
3.2. Подготовительный этап
3.3. Предэкспериментальный срез
3.4. Экспериментальное обучение
3.5. Постэкспериментальный срез
Выводы к главе 3
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.

В современном понимании учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [Корнева, 2006 : 21].

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств [Сокол, 2008 : 17].

Следовательно, учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

а) проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

б) целеполаганию и планированию деятельности;

в) самоанализу и рефлексии;

г) презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

д) умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

е) поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

ж) практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

з) выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

и) проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению) [Использование учебного проекта как интегративного дидактического средства обучения иностранному языку в средней школе, revolution.allbest.ru]

 

1.3 . Типология проектов

 

Понимания того, что представляет собой проект и проектная методика является недостаточным при организации проектной деятельности на уроках. Так как метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Для того чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы [Полат, 2000 : 8].

Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах [Проект-средство развития творчества и самостоятельности учащихся, portal.krsnet.ru].

              Очень важно знать какие бывают проекты не только для общего понимания проблемы, но также и для того, чтобы учитель, разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, мог четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов [Полат, 2000 : 8].

Существует огромное количество различных видов проектов, все зависит от того, какими критериями и признакам руководствуется педагог. Один только Е.С. Полат в своей работе разделяет все проекты по шести типологическим признакам:

1)по доминирующему методу в проекте или виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный;

2)по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3)по характеру координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участинка проекта);

4)по характеру контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний (региональный) и международный;

5)по количеству участников проекта: личностные, парные, групповые; 

6)по продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные [Полат, 2002 : 163].

 

1.3.1. Типы проектов по доминирующему методу

 

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов [Полат, 2002 : 167].

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характер [Кукушина, 2004 : 229].

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п. [Полат, 2002 : 167]

Ролево-игровые проекты так же отличаются тем, что их структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, Осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая [Борисова, 2007 : 32].

Информационные проекты часто путают с исследовательскими проектами, но, все-таки, информационные проекты больше ориентированы на исследование информации, а не проблемы. Большим плюсом информационных проектов является работа с различными источниками информации от книг до статей в Интернете. А если учесть тот факт, что дети готовят проект на английском языке, то у них есть возможность использовать в подготовке и аутентичные тексты. Это не только повышает кругозор ученика, но и мотивирует его к дальнейшему изучению английского языка.

Информационные проекты требуют от учителя большого внимания к деятельности его учеников, особенно когда ученики в поиске информации выходят за стены класса. Преимущество информационного проекта над другими видами проектов в том, что он совмещает в себе исследование проблемы, анализ информации и творческий подход к принятию решению. Настолько разнообразная творческая работа является очень действенным источником внутренней мотивации ребенка, средством воспитания уверенности в себе, дает возможность развивать навыки исследования, ученик учиться выражать себя, свои идеи [Владыко, 2007 : 62].

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенный с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта [Копылова, 2004 : 77].

 

1.3.2. Типы проектов по предметно-содержательной области

 

Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета. Обычно выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Но, все же работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Такие проекты требуют тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей и задач проекта, а также тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам и форма презентации [Полат, 2000 : 8].

Межпредметные проекты обычно выполняются во внеурочное время. Это могут быть как небольшие проекты, затрагивающие два-три предметы, а также и достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций [Полат, 2000 : 8].

 

1.3.3. Типы проектов по характеру координации

 

Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).

Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из ... ). Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта в разные регионы планеты и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему [Полат, 2000 : 9].


Выводы к главе 1

Изучив и проанализировав историю возникновения и развития метода учебных проектов можно прийти к выводу, что, несмотря на то, что проектная методика является сравнительно молодой методикой, популярность ее применения на уроках набирает обороты. Благодаря тому, что проектное обучение направлено, прежде всего, на развитие активного самостоятельного мышления ребенка, метод проектов привлек внимание многих педагогов и нашел широкое применение во многих странах мира.

В современном понимании метод проектов – это система учения, при которой «Технология» - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Благодаря трудам таких педагогов-сторонников проектного метода как Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик, С.Т.Шацкий, М.В.Купенин и Е.С. Полат, для современного учителя открылся богатый выбор проектов. Один только Е.С. Полат выделяет типологию проектов по шести типологическим признакам.  Таким образом, проект – это многогранное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у ученика, которые во многом зависят от типа выполняемого им проекта.


Глава 2. Метод проектов на уроке иностранного языка

 

2.1. Специфика метода проектов на уроке иностранного языка

 

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности [Туркина, 2002 : 46].

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Аппозитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора [Шелавина, 2009 : 38].

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении [Туркина, 2002 : 46].

Информация о работе Организация проектной деятельности на уроке иностранного языка