Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа
В настоящее время перед современным образованием ставиться сложная задача – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Поэтому появляется необходимость применения новых методик обучения на уроках, и одной из таких методик является проектная методика. Данная курсовая работа посвящена исследованию проектной деятельности на уроках иностранного языка. По причине полного забвения идеи проектов в отечественном образовании, тема курсовой работы дает широкое поле для исследования и является очень актуальной.
Введение
Глава 1. Сущность понятия «проектная методика»
1.1. История метода учебных проектов
1.2. Современное понимание учебных проектов
1.3. Типология проектов
1.3.1 Типы проектов по доминирующему методу
1.3.2 Типы проектов по предметно-содержательной области
1.3.3 Типы проектов по характеру координации
Выводы к главе 1
Глава 2. Метод проектов на уроке иностранного языка
2.1. Специфика метода проектов на уроке иностранного языка
2.2. Принципы проектной работы на уроках иностранного языка
2.3. Требования к использованию проектов
2.4. Этапы проведения проектов
Выводы к главе 2
Глава 3. Экспериментальное применение проектной методики на уроках иностранного языка
3.1. Психологическая характеристика подгруппы
3.2. Подготовительный этап
3.3. Предэкспериментальный срез
3.4. Экспериментальное обучение
3.5. Постэкспериментальный срез
Выводы к главе 3
Заключение
Список литературы
Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель-ученик, субъект-объект на схему партнерского учебного сотрудничества субъект-субъект [Шалыгина, И. В. Организация проектной деятельности в «КМ-Школе», www.km-school.ru].
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Основная цель обучения иностранному языку – речевая деятельность, в которой языковая система выступает только как средство ее реализации [Денисенко, 2005 : 24].
Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:
1)связь идеи проекта с реальной жизнью;
2)наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
3)ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;
подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1)тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;
2)проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
3)необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки [Владыко, 2007 : 64].
2.2. Принципы проектной работы на уроках иностранного языка
Принцип вариативности деятельности на уроках предполагает индивидуальную, парную или групповую форму работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, таблицы, описания, подписи к иллюстративному материалу. Необходимы различные варианты тем и упражнений [Душеина, 2003 : 41].
Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельность учащихся в процессе осуществления проекта, предполагая целенаправленный, мотивированный характер их речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между участниками проекта, практическую ориентацию каждого занятия. Личностно-значимое, мотивированное речевое высказывание учащегося в проектной деятельности является главным условием, которое служит наилучшей предпосылкой формирования речевой деятельности говорения [Проектная деятельность на уроках иностранных языков, gimnytva.siteedit.ru].
Проектная методика является источником использования широкого спектра коммуникативных знаний и умений, что даёт право учащимся расширять и углублять знания, полученные из разных областей, а также представляет возможность открыто высказываться о вещах, которые действительно имеют большое значение для их собственной жизни. Сплетение языка с действительными нуждами учащегося является основой коммуникативного подхода при проектном обучении иностранному языку [Теслина, 2002 : 43].
Принцип проблемности. Процесс изучения языка идет более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а, думая, они учатся говорить [Проектная деятельность на уроках иностранных языков, gimnytva.siteedit.ru].
Данный принцип предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности. В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость [Душеина, 2003 : 41].
Когнитивный подход к грамматике. Не все учащиеся легко усваивают правила или структуры. В процессе работы над проектом дети лучше усваивают логическую систему грамматики, т.к. им предлагается множество возможностей применения пройденных грамматических знаний на практике.
Учащиеся усваивают гораздо лучше и прочнее знания, если им нравится урок. Получение удовольствия – одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки [Организация проектной деятельности в «КМ-Школе», www.km-school.ru].
Принцип соизучения языка и культуры. Данный принцип предполагает создание диалога культур в процессе иноязычной речевой деятельности учащихся. Язык – это элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а также с особенностями функционирования языка в культуре. Поэтому иностранный язык должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей собственной культуре, то есть должен способствовать созданию диалога культур. Таким образом, иностранный язык в проектной работе является также и связующим звеном между англо-говорящим миром и собственным миром ученика [Денисенко, 2005 : 24].
Принцип автономности. Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Следовательно, одним из главных принципов работы по проектной методике при обучении иностранному языку является предоставление обучаемым реальной автономии и возможности проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно- познавательной мыслительной деятельности.
Развитие автономии учащегося в учебной деятельности по овладению изучаемым языком выделяется в качестве важной образовательной цели в современных программах по изучению иностранных языков. При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком [Организация проектной деятельности в «КМ-Школе», www.km-school.ru].
Таким образом, проектная методика – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путём самоорганизации и самообразования учащихся.
Изучение языка продвигается не всегда так, как мы этого хотим. На определенном этапе изучения любой темы может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом и может послужить проектная работа. Ученику наконец-то предоставлена возможность использовать полученные языковые навыки в новых реальных ситуациях [Криковцева, 2007 : 42].
2.3. Требования к использованию проектов
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [Организация проектной деятельности в «КМ-Школе», www.km-school.ru].
Е.С. Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проектов:
1.наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.);
2.практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3.самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4.структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей);
5.использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
•определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
•выдвижение гипотез их решения;
•обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
•обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
•сбор, систематизация и анализ полученных данных;
•подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
•выводы, выдвижение новых проблем исследования [Полат, 2000 : 7].
Последнее, особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.
2.4. Этапы проведения проектов на уроке иностранного языка
Не зависимо от того, к какому виду принадлежит проект, в своей реализации он проходит пять основных этапов, названия которых в разной литературе дается по-разному. Однако, существует общая формулировка этих этапов: планирование, выполнение проекта, оформление проекта, презентация проекта и контроль.
На первом этапе, школьники составляют примерный план проекта (содержание проекта, выбор проблемы и путей ее решения, формулировка задач, выбор предмета информационного поиска, способов сбора и обработки информации), а также выбирают рабочие группы и распределяют роли в команде [Туркина, 2002 : 46].
На этапе выполнения проекта дети выходят в своей деятельности за пределы класса. Главная задача на данном этапе – сбор информации. Ученики знакомятся с литературой, ищут источники информации, анализируют информацию, записывают полученные данные, объединяют материалы, полученные членами группы, корректируют и оформляют материал как проект группы. Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках.
На этапе оформления проекта группа завершает работу над проектом, сводит все полученные данные в единую систему, дополняет проект наглядностью, то есть творчески оформляет конечный продукт своей деятельности. Главная задача этого этапа – творческая переработка материала [Шатько, 2010 : 45].
На четвертом этапе проведения проекта каждая группа выбирает способ презентации своего проекта (устная презентация, схема, видеопоказ, аудиопрослушивание или даже смешение разных способов). Очень важно, чтобы дети в своих презентациях использовали все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование и говорение. Презентация должна быть не только интересна и увлекательна, но и полезна в языковом плане. Главными задачами этого этапа являются: защита проделанной работы, обоснование процесса проектирования и объяснение полученных результатов.
Контроль – это итог проделанной учениками работы. На данном этапе происходит обсуждение проектов, обоснованно выделяются сильные и слабые стороны проектов, подведение итогов, выставление оценки. Как писала Т.В. Душевина в своей статье, очень трудно объективно оценивать конечную работу учеников. Она предлагает два принципа оценки проектной работы: выставлять оценку за проект в целом, то есть использование языковых средств в подаче материала, уровень творчества, четкость и лаконичность презентации, а так же не исправлять ошибки в конечном варианте проекта. Ученикам следует показывать на проверку учителю черновой вариант проекта [Душеина, 2003 : 39].
Такая большая работа как проект не должна быть прямо оценена учителем при помощи баллов. Практика показывает, что более целесообразна комбинированная оценка, состоящая из оценки внешних наблюдателей, гостей презентации, а также самооценки коллектива авторов проекта в виде аналитической записки, графика, речи и т.п.
Выводы к главе 2
Изучив особенности применения проектной методики на уроках иностранного языка можно прийти к выводу, что, выполняя проекты на иностранном языке, повышается интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Так как основная цель обучения иностранному языку – речевая деятельность, то, проект как нельзя лучше способствует овладению иностранным языком. Но, для того, чтобы проект способствовал формированию внутреннего мотива речевой деятельности у учащихся, при использовании проектной методики на уроках иностранного языка необходимо учитывать такие факторы как связь идеи проекта с реальной жизнью, наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников и ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя.
Информация о работе Организация проектной деятельности на уроке иностранного языка