Основная классификация методов обучения в дидактике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 06:55, лекция

Описание

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Содержание

13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
13.2. Проблема типологии педагогических технологий
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
13.6. Критерии выбора педагогических технологий
Список рекомендуемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Основная классификация методов обучения в дидактике.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

  Основная классификация методов обучения в дидактике. 

Тема 13. РАЗВИВАЮЩИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

13.1. Понятия "педагогическая  технология", "методика", "методы", "средства", "форма" 

13.2. Проблема  типологии педагогических технологий 

13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии

13.4. Имитационное  моделирование и игровые технологии  и их применение в обучении 

13.5. Рефлексия  совместной деятельности обучающего  и обучающихся 

13.6. Критерии  выбора педагогических технологий 

Список рекомендуемой литературы 
 

ВЕРНУТЬСЯ К  ОГЛАВЛЕНИЮ

13.1. Понятия "педагогическая  технология", "методика", "методы", "средства", "форма"

Понятие "педагогической технологии"

Критерии технологичности  педагогической технологии

Структура педагогической технологии

Сущность "педагогической технологии" и требования, предъявляемые к ней

Методика и  технология

Методы обучения и их классификация 

Приемы и средства обучения

Формы обучения

2 Основные формы  педагогического общения 

Способы обучения

Системы обучения

Понятие "педагогической технологии"

В педагогической и психологической литературе часто  встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием  компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В  педагогической науке появилось  специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

     Понятие  "педагогическая технология" может  рассматриваться в трех аспектах: 

научном - как  часть педагогической науки, изучающая  и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая  педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Критерии технологичности  педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям  технологичности, которыми являются: 

концептуальность;

системность;

управляемость;

эффективность;

воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Концептуальность  педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Системность  означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: 

логикой процесса,

взаимосвязью  его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Эффективность,  указывает на то, что современные  педагогические технологии существуют  в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Воспроизводимость  - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:  

концептуальная  основа;

содержательный  компонент обучения;

процессуальная  часть - технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Концептуальная  часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Содержательную  часть технологии составляют  цели - общие и конкретные, а также  содержание учебного материала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Процессуальная  часть представлена системной  совокупностью следующих элементов: 

организация учебного процесса;

методы и формы  учебной деятельности учащихся;

методы и формы  работы преподавателя;

деятельность  педагога по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые  к ней

Как и любая  технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Организация и  реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся: 

принцип научности  и доступности обучения;

принцип системности обучения и связи теории с практикой;

принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

принцип наглядности;

принцип прочности  усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Методика и  технология

Педагогика давно  искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и  постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.

     В  результате педагогика накопила  в своем арсенале значительное  число эффективных методик. Однако  проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Очевидно, что совершенствование методик  надо продолжать, но процесс их  накопления и эмпирического (основанного  на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

     Поступательное  развитие педагогики открывает  большие возможности в поиске  новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.

     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

     По  сравнению с обучением, построенным  на основе методики, технология  обучения имеет серьезные преимущества. 

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Технология, в  которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология позволяет  свести к минимуму ситуации, когда  педагог поставлен перед выбором  и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных  на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. 

Методы  обучения и их классификация

Существенной  составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы  упорядоченной взаимосвязанной  деятельности преподавателя и учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В  педагогической литературе нет  единого мнения относительно  роли и определения понятия  "метод обучения". Так, Ю.К.  Бабанский считает, что "методом  обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются: 

по внешним  признакам деятельности преподавателя  и учащихся:

лекция;

беседа;

рассказ;

инструктаж;

демонстрация;

упражнения;

решение задач;

работа с книгой; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по источнику  получения знаний:

словесные;

наглядные:

демонстрация  плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

использование технических средств;

просмотр кино- и телепрограмм;

практические:

Информация о работе Основная классификация методов обучения в дидактике