Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 06:55, лекция
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
13.2. Проблема типологии педагогических технологий
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
13.6. Критерии выбора педагогических технологий
Список рекомендуемой литературы
Основная классификация
методов обучения в
дидактике.
Тема 13. РАЗВИВАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
13.2. Проблема
типологии педагогических
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное
моделирование и игровые
13.5. Рефлексия
совместной деятельности
13.6. Критерии
выбора педагогических
Список рекомендуемой
литературы
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
Понятие "педагогической технологии"
Критерии технологичности педагогической технологии
Структура педагогической технологии
Сущность "педагогической технологии" и требования, предъявляемые к ней
Методика и технология
Методы обучения и их классификация
Приемы и средства обучения
Формы обучения
2 Основные формы педагогического общения
Способы обучения
Системы обучения
Понятие "педагогической технологии"
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
Понятие
"педагогическая технология" может
рассматриваться в трех
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая
технология должна удовлетворять основным
методологическим требованиям - критериям
технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Системность
означает, что педагогическая технология
должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса,
взаимосвязью его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Эффективность,
указывает на то, что современные
педагогические технологии
Воспроизводимость
- подразумевает возможность
Структура педагогической технологии
Перечисленные
критерии технологичности определяют
структуру педагогической технологии,
которая включает в себя три части:
концептуальная основа;
содержательный компонент обучения;
процессуальная часть - технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Процессуальная
часть представлена системной
совокупностью следующих
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности учащихся;
методы и формы работы преподавателя;
деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая
технология, педагогическая технология
представляет собой процесс, при котором
происходит качественное изменение воздействия
на обучаемого. Педагогическую технологию
можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи
+ содержание + методы (приемы, средства)
+ формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Организация и
реализация этого процесса (педагогической
технологии) зависит от требований
ведущих дидактических
принцип научности и доступности обучения;
принцип системности обучения и связи теории с практикой;
принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
принцип наглядности;
принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Методика и технология
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.
В
результате педагогика
Очевидно,
что совершенствование методик
надо продолжать, но процесс их
накопления и эмпирического (
Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
По
сравнению с обучением,
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет
свести к минимуму ситуации, когда
педагог поставлен перед
В отличие от
ранее использовавшихся методических
поурочных разработок, ориентированных
на учителя и виды его деятельности,
технология предлагает проект учебного
процесса, определяющего структуру и содержание
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методическая поурочная разработка воспринимается
каждым педагогом по-разному, следовательно,
по-разному организуется и деятельность
учащихся. Проектирование же учебной деятельности
учащихся ведет к более высокой стабильности
успехов практически любого числа учащихся.
Методы обучения и их классификация
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В
педагогической литературе нет
единого мнения относительно
роли и определения понятия
"метод обучения". Так, Ю.К.
Бабанский считает, что "
В
истории дидактики сложились различные
классификации методов обучения, наиболее
распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
лекция;
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
работа с книгой; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использование технических средств;
просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
Информация о работе Основная классификация методов обучения в дидактике