Основная классификация методов обучения в дидактике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 06:55, лекция

Описание

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Содержание

13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
13.2. Проблема типологии педагогических технологий
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
13.6. Критерии выбора педагогических технологий
Список рекомендуемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Основная классификация методов обучения в дидактике.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

практические  задания;

тренинги;

деловые игры;

анализ и решение  конфликтных ситуаций и т.д.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по степени  активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частичнопоисковый;

исследовательский; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по логичности подхода:

индуктивный;

дедуктивный;

аналитический;

синтетический. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Близко к этой классификации примыкает классификация  методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности  и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в  решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: 

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный  метод;

метод проблемного  изложения;

частичнопоисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В каждом из последующих  методов степень активности и  самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

     Объяснительно-иллюстративный  метод обучения - метод, при котором  учащиеся получают знания на  лекции, из учебной или методической  литературы, через экранное пособие  в "готовом" виде. Воспринимая  и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Метод  проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя  самые различные источники и  средства, педагог, прежде чем  излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Частичнопоисковый,  или эвристический, метод обучения  заключается в организации активного  поиска решения выдвинутых в  обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Исследовательский  метод обучения - метод, в котором  после анализа материала, постановки  проблем и задач и краткого  устного или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный  способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Педагогические  средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся: 

учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактическая техника;

учебно-наглядные  пособия;

технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

компьютерные  классы;

организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные  билеты, карточки-задания, учебные пособия  и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Формы обучения

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: 

простые;

составные;

комплексные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Простые формы  обучения построены на минимальном  количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:  

беседа;

экскурсия;

викторина;

зачет;

экзамен;

лекция;

консультация;

диспут;

культпоход;

"бой эрудитов";

шахматный турнир;

концерт и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Составные формы  обучения строятся на развитии простых  форм обучения или на их разнообразных  сочетаниях, это:  

урок;

конкурс профмастерства;

праздничный вечер;

трудовой десант;

конференция;

КВН.

Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады  и пр. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: 

дни открытых дверей;

дни, посвященные  выбранной профессии;

дни защиты детей;

недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Организационных форм обучения множество, но, говоря о  них, выделяют следующие группы: 

формы организации  всей системы обучения (их еще называют системами обучения);

формами организации  обучения являются:

урок,

лекция,

семинар,

зачет,

консультация,

практика и  пр.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

формы учебной  деятельности учащегося (виды);

формы организации  текущей учебной работы класса, группы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав. 

Основные  формы педагогического  общения 

На сегодняшний  день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются: 

монолог;

диалог;

дискуссия;

полилог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Монолог - форма  высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Диалог  предполагает свободное владение  речью, чуткость к невербальным  сигналам, способность отличать  искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать  вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В  диалогических отношениях существуют  две формы диалога: 

внутренний;

внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для возникновения  внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.

     При  создании условий для внутреннего  диалога можно проектировать  ситуационные задачи следующего  характера: 

выбор решения  из альтернатив;

разрешение проблемных ситуаций;

поиск суждений относительно определенного факта  или явления;

решение задач  неопределенного характера (не имеющих  однозначного решения);

выдвижение гипотез  и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для создания условий  внешнего диалога проектируются: 

вопросительный  образ общения;

обмен мнениями, идеями, позициями;

дискуссии;

коллективная  генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;

полифункциональный  анализ идей и гипотез;

творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников: 

противоречивость;

возможность оценки;

вопросительность;

возможность выразить свою точку зрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проектирование  диалогического общения предполагает установку на открытость позиций  его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы  и внутреннего содержания общения.

     Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный  спор, целью которого являются  выяснение и сопоставления разных  точек зрения, поиск, выявление  истинного мнения, нахождение правильного  решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Дискуссия  в педагогическом процессе - это  обмен мнениями по вопросам  в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.

Информация о работе Основная классификация методов обучения в дидактике