Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 06:55, лекция
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
13.2. Проблема типологии педагогических технологий
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
13.6. Критерии выбора педагогических технологий
Список рекомендуемой литературы
практические задания;
тренинги;
деловые игры;
анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
исследовательский; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический;
синтетический. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Близко к этой
классификации примыкает
объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
частичнопоисковый, или эвристический, метод;
исследовательский метод. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Метод
проблемного изложения в
Частичнопоисковый,
или эвристический, метод
Исследовательский
метод обучения - метод, в котором
после анализа материала,
Приемы и средства обучения
В процессе обучения
метод выступает как
Педагогические
средства далеко не сразу стали обязательным
компонентом педагогического процесса.
Долгое время традиционные методы обучения
базировались на слове, но "эпоха мела
и разговора кончилась", в связи с ростом
информации, технологизации общества
возникает необходимость использовать
другие средства обучения, например технические.
К педагогическим средствам относятся:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
компьютерные классы;
организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы обучения
Форма обучения
(или педагогическая форма) - это устойчивая
завершенная организация педагогического
процесса в единстве всех его компонентов.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
В педагогике все формы обучения по степени
сложности подразделяются на:
простые;
составные;
комплексные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Простые формы
обучения построены на минимальном
количестве методов и средств, посвящены,
как правило, одной теме (содержанию).
К ним относятся:
беседа;
экскурсия;
викторина;
зачет;
экзамен;
лекция;
консультация;
диспут;
культпоход;
"бой эрудитов";
шахматный турнир;
концерт и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Составные формы
обучения строятся на развитии простых
форм обучения или на их разнообразных
сочетаниях, это:
урок;
конкурс профмастерства;
праздничный вечер;
трудовой десант;
конференция;
КВН.
Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Комплексные
формы обучения создаются как целенаправленная
подборка (комплекс) простых и составных
форм, к ним относятся:
дни открытых дверей;
дни, посвященные выбранной профессии;
дни защиты детей;
недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Организационных
форм обучения множество, но, говоря о
них, выделяют следующие группы:
формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
формами организации обучения являются:
урок,
лекция,
семинар,
зачет,
консультация,
практика и пр.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
формы учебной деятельности учащегося (виды);
формы организации текущей учебной работы класса, группы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Конечно же, каждая
из этих групп является, по сути, самостоятельным
и отличным от других явлением. Однако
педагогика пока не нашла для них отдельных
названий и не определила их точный состав.
Основные формы педагогического общения
На сегодняшний
день основными формами
монолог;
диалог;
дискуссия;
полилог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Диалог
предполагает свободное
В
диалогических отношениях
внутренний;
внешний. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
При
создании условий для
выбор решения из альтернатив;
разрешение проблемных ситуаций;
поиск суждений относительно определенного факта или явления;
решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
выдвижение гипотез и предположений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для создания условий
внешнего диалога проектируются:
вопросительный образ общения;
обмен мнениями, идеями, позициями;
дискуссии;
коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
полифункциональный анализ идей и гипотез;
творческие мастерские. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для стимулирования
внешнего диалога заранее предполагается
для каждого из участников:
противоречивость;
возможность оценки;
вопросительность;
возможность выразить свою точку зрения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проектирование
диалогического общения предполагает
установку на открытость позиций
его участников. Если педагог не
занимает открытой позиции, диалог нарушается
и носит искусственный
Дискуссией
(лат. discusso - исследование, рассмотрение,
разбор) называется такой публичный
спор, целью которого являются
выяснение и сопоставления
Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется преподавателем.
Информация о работе Основная классификация методов обучения в дидактике