Основная классификация методов обучения в дидактике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 06:55, лекция

Описание

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Содержание

13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
13.2. Проблема типологии педагогических технологий
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
13.6. Критерии выбора педагогических технологий
Список рекомендуемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Основная классификация методов обучения в дидактике.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

     Концептуальными основами игровых технологий являются: 

психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности  личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;

игра - форма  психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности;

игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок;

игра - свобода  личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов";

в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях 

Наиболее часто  встречаемыми в педагогической практике являются игры: 

деловые;

организационно-деятельностные;

инновационные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания  предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

     С  помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы)  в деловой игре воспроизводится  профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

     Деловая  игра воссоздает предметный контекст-обстановку  будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

     В  деловой игре обучающийся выполняет  квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный  и профессиональный элементы. Знания  и умения усваиваются им не  абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.

     Моделируя  или имитируя условия и динамику  производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. ДИ проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.

     В  процессе игры осваиваются: 

нормы профессиональных действий;

нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.

При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Организационно-деятельностные  игры (ОДИ) как особая форма  организации и метод стимулирования  коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

     В  "классическом" варианте ОДИ  применяются в качестве инструмента  коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

     Процедуры  игр синхронизируют и координируют  творческую мыследеятельность большой  группы специалистов, являющихся  ее участниками и заинтересованных в решении проблемы. Таким образом во время игры возникает своеобразный временный научно-исследовательский коллектив, точнее, временная творческая система (ТС), общий интеллектуальный потенциал которой значительно превосходит потенциал любого отдельно взятого специалиста. В целом творческий потенциал построенной таким образом ТС зависит и от квалификации участников, и от сочетания их состава по специальностям (специалисты разных профилей работают как сокооперанты), и от профессионализма игропрактиков, организующих и активизирующих коллективную работу.

     Подготовку  и проведение ОДИ осуществляет  группа специалистов, сочетающих (в  идеале) знания в области, задаваемой  темой игры, в области методологии,  т.е. в проблемной организации  поискового процесса, интеллектики, практической психологии, педагогики.

     Игра  строится на широком проблемном  поле, контуры которого приблизительно  обозначены темой игры. Таким  образом, ОДИ осуществляются в  условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща этому типу игры. Задача игропрактиков - расширение и поддержание максимально богатой зоны неопределенности, в которой и происходит поиск путей раскрытия темы и решения встающих проблем).

     Возможность  эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью. Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

     Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную соорганизацию и продуктивное взаимодействие. Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации.

     Цели  профессионального и социального  обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными  способами решения проблем как  в профессиональной области, так  и в области социального взаимодействия. 

Проблемы для  обсуждения:

1. Анализ производственных  ситуаций как технология обучения.

2. Имитационное  моделирование как технология  обучения.

3. Инновационные  игры и их применение в педагогике.

4. Применение  деловых игр в педагогике.

5. Организационно-деятельностные игры и их применение в педагогике. 

13.5. Рефлексия  совместной деятельности обучающего  и обучающихся

Проблема взаимосвязи  творческой деятельности педагога с  рефлексией рассматривается во многих педагогических исследованиях.

     Особенности  творческого мышления в профессиональной деятельности педагога содержательно связаны с рефлексией, которая позволяет осмысливать свой личностный и профессиональный опыт. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия включает в себя: 

построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений  и оценок;

переживание, припоминание;

решение проблем.

Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     В  педагогических инновациях всегда  существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной и методологической рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату.

     Рефлексия  в инновационной деятельности  учителя имеет следующие характеристики: 

прямой анализ - от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой  цели;

целеполагание - от промежуточных целей с помощью  как прямого анализа, так и  обратного;

анализ значимости мотивов и их достижимости;

анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий  достижения целей, выбор актуальной цели. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для  обсуждения:

1. Рефлексия  в профессиональной деятельности педагога.

2. Уровни инновационной  деятельности педагога.

3. Рефлексия  в профессиональной деятельности  педагога и ее основные характеристики. 

13.6. Критерии  выбора педагогических технологий

Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев.

     Основанием  для выбора технологий обучения  является, прежде всего, уровень  самостоятельности учащихся в  учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий - от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Дидактическое  выведение технологий может быть произведено на основании структуры деятельности. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и профессиональной деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение: 

видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;

технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;

технологиям, обучающим  составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию  гипотетического метода решения  учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;

технологиям решения  профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и  эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;

Информация о работе Основная классификация методов обучения в дидактике