Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 06:55, лекция
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
13.2. Проблема типологии педагогических технологий
13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
13.6. Критерии выбора педагогических технологий
Список рекомендуемой литературы
Концептуальными
основами игровых технологий являются:
психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности;
игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок;
игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов";
в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях
Наиболее часто
встречаемыми в педагогической практике
являются игры:
деловые;
организационно-деятельностные;
инновационные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Деловая игра (ДИ)
представляет собой форму воссоздания
предметного и социального
С
помощью знаковых средств (
Деловая
игра воссоздает предметный
В
деловой игре обучающийся
Моделируя
или имитируя условия и
В
процессе игры осваиваются:
нормы профессиональных действий;
нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.
При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Организационно-деятельностные
игры (ОДИ) как особая форма
организации и метод
В
"классическом" варианте ОДИ
применяются в качестве
Процедуры
игр синхронизируют и
Подготовку и проведение ОДИ осуществляет группа специалистов, сочетающих (в идеале) знания в области, задаваемой темой игры, в области методологии, т.е. в проблемной организации поискового процесса, интеллектики, практической психологии, педагогики.
Игра
строится на широком
Возможность
эффективного решения
Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную соорганизацию и продуктивное взаимодействие. Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации.
Цели
профессионального и
Проблемы для обсуждения:
1. Анализ производственных
ситуаций как технология
2. Имитационное моделирование как технология обучения.
3. Инновационные
игры и их применение в
4. Применение деловых игр в педагогике.
5. Организационно-деятельностные
игры и их применение в педагогике.
13.5. Рефлексия
совместной деятельности
Проблема взаимосвязи творческой деятельности педагога с рефлексией рассматривается во многих педагогических исследованиях.
Особенности
творческого мышления в профессиональной
деятельности педагога содержательно
связаны с рефлексией, которая позволяет
осмысливать свой личностный и профессиональный
опыт. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение
назад) - процесс самопознания субъектом
внутренних психических актов и состояний.
Понятие рефлексия возникло в философии
и означало процесс размышления индивида
о происходящем в его собственном сознании.
Рефлексия включает в себя:
построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;
переживание, припоминание;
решение проблем.
Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В
педагогических инновациях
Рефлексия
в инновационной деятельности
учителя имеет следующие
прямой анализ
- от актуального состояния
целеполагание - от промежуточных целей с помощью как прямого анализа, так и обратного;
анализ значимости мотивов и их достижимости;
анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:
1. Рефлексия в профессиональной деятельности педагога.
2. Уровни инновационной деятельности педагога.
3. Рефлексия
в профессиональной
13.6. Критерии
выбора педагогических
Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев.
Основанием
для выбора технологий
Дидактическое
выведение технологий может
видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;
технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;
технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;
технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;
Информация о работе Основная классификация методов обучения в дидактике