Основы формирования базовой культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является обоснование содержания и условий формирования основ базовой культуры личности.
Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Определить содержательные компоненты базовой культуры личности школьника.
2. Охарактеризовать личность ребенка в пространстве культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. стр.
ГЛАВА Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ…………. стр.
1.1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ…………………………………… стр.
1.2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ
КУЛЬТУРЫ………………………………………. стр.
1.3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БАЗОВОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ …… стр.
ГЛАВА П. ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ …………… стр.
2.1. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ………………………………………… стр.
2.2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА …………………… стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. стр.
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………… стр.

Работа состоит из  1 файл

ЕЩЕ РАЗДЕЛ.DOC

— 177.00 Кб (Скачать документ)


40

 

Министерство  Общего  и Профессионального Образования

Российской  Федерации

 

Армавирский  Государственный Педагогический Институт

 

Кафедра Педагогики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

 

 

Основы формирования  базовой культуры личности

 

 

 

 

                 Автор курсовой работы Манько Наталья Николаевна

                            студентка        курса     заочного     отделения

                                 математического факультета

 

 

 

                 Научный  руководитель

 

 

 

                «________»    _________

 

 

 

 

 

г. Армавир

 

П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….    стр.

ГЛАВА Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

                  БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ………….       стр.

1.1.         НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ……………………………………    стр.

1.2.         ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ

          КУЛЬТУРЫ……………………………………….     стр.

1.3.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БАЗОВОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ ……    стр.

ГЛАВА П. ОБОСНОВАНИЕ  И ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

                  ПРОВЕРКА  УСЛОВИЙ  ФОРМИРОВАНИЯ  ОСНОВ

                  БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ……………   стр.

2.1.         ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ  ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ…………………………………………   стр.

2.2.         ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ  ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ  ШКОЛЬНИКА ……………………     стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….     стр.

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………    стр.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

              В современной ситуации необходим  творческий  поиск  новых подходов, концептуальных  путей  и содержательных форм в работе с детьми.

              Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие  ценности  и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

     Идеи гуманизации;

     Осуществление воспитания в контексте культуры;

     Создания открытых воспитательных систем;

     Возврата воспитания в семью;

     Поддержки и развития индивидуальности;

     Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В психолого-педагогической науке ведется разработка

проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Это и определило тему нашего исследования: « Основы формирования базовой культуры личности».

              Актуальность темы заключается в том, что гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника он становится   действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные  от данного  индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

              Предметом исследования является процесс формирования основ базовой культуры личности.

              Целью исследования является обоснование содержания и условий формирования основ базовой культуры личности.

              Гипотеза исследования основывается на том, что формирование основ базовой культуры личности будет осуществляться при определении содержательной стороны базовой культуры личности, создании культурных сред для ее формирования в учебно-воспитательном процессе, активном взаимодействии ребенка в пространстве культуры.

              Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:

1.             Определить содержательные компоненты базовой культуры личности школьника.

2.             Охарактеризовать личность ребенка в пространстве культуры.

3.             Выделить ряд условий формирования основ базовой культуры личности и апробировать их опытно-педагогической работе.

В ходе работы мы использовали следующие методы

Исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, опытно-педагогическую работу в период педагогических практик и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА Т

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

1.1.         НОВЫЕ ПОДХОДЫ К  ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 

Несколько лет назад у большинства из нас была иллюзия:

быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе.

              «Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием : в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице»         ( 12, с.33).

              Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране ситуация в семье и в школе изменится кардинально.

             

              Так можем ли мы в таких условиях отказаться от человека, от школьного работника, который бы взял на себя духовную заботу о человеке?

              Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного  суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.

              « Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу порнографическим

« искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения «   ( 1, с. 7).

              И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.

              Можно сказать, что программная задача социалистической педагогики – формирование гармонической, всесторонне развитой личности – это идеал, или  иначе идеальная цель, к которой может и должно стремиться общество и школа, но которая недостижима на данном этапе.

              « Цели, как известно ,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развивать свои умственные и  художественные способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой (а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого потенциала, - их пока нет» 

( 3, с.21 ).

              Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имели  в виду лишь  создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью.

              Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.

              Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.

              Интересные подходы, которые более всего отвечают  возможностям обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.

              « Бондаревская Е.В. (Ростов –на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

     Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

     Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

     Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

     Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;

     Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

     Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое»       ( 41, с.30-31).

Реализация базового содержания воспитания опирается

На принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

              Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

«Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и  культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены  в целевых программах.

              «Здоровье»;

              «Учение»;

              «Общение»;

              «Досуг»;

              «Семья».

              При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы»      ( 16, с. 8-9).

Информация о работе Основы формирования базовой культуры личности