Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа
Целью исследования является обоснование содержания и условий формирования основ базовой культуры личности.
Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Определить содержательные компоненты базовой культуры личности школьника.
2. Охарактеризовать личность ребенка в пространстве культуры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. стр.
ГЛАВА Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ…………. стр.
1.1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ…………………………………… стр.
1.2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ
КУЛЬТУРЫ………………………………………. стр.
1.3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БАЗОВОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ …… стр.
ГЛАВА П. ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ …………… стр.
2.1. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ………………………………………… стр.
2.2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА …………………… стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. стр.
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………… стр.
Как и всякая схема эта теоретическая модель культурного поэтапного развития и саморазвития личности ребенка(подростка), представленная в виде Таблицы 3, условна, узка и относительна. Она не отражает всех связей, опосредований и влияний, которые действуют в социокультурной среде.
2.2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
В свете принципа гуманизации важнейшей функцией воспитания в современных условиях становится приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, и на основе этого воспитание духовности и нравственности.
Свобода – как понятие, в рамках которого удерживается проблема человека, в современных условиях значительно актуализировалась.
«Современные методологические подходы к определению свободы ставят новые акценты на проблемы детерминированности свободы человека и распространения идеи само детерминации. Степень взаимообусловленности свободы и необходимости определяет в конечном итоге меру свободы или сведение ее лишь к видимости» ( 54, с.102).
Проблемность методологических ориентиров в этом вопросе ведет к неоднозначности проявления и понимания понятия свободы в сознании личности, особенно в период ее становления.
Воспитание свободной личности должно опираться на знания тех процессов, которые доминируют в создании и самосознании школьников.
В 1999 году проводила пилотажное исследование среди учащихся старших классов города Усть-Лабинска Краснодарского края по выявлению мнения относительно верности определения понятия свободы. В анонимной анкете, где из сведений об авторе указывался только возраст, учащимся было предложено четыре высказывания о том, что такое свобода, с предложением выделить одно, которое, по их мнению, является верным. Высказывания были следующими:
1. Свобода – это возможность делать все, что мне хочется.
2. Свобода –это все, что дозволено законом.
3. Свобода –это независимость от норм, установленных людьми.
4. Свобода одного человека ограничена свободой другого.
Анализ выбора учащихся показал, что нет какого-либо
преимущественного преобладания взглядов на понятие
« свобода» 1-17,6%, 2 –35,4%, 3- 25,5%, 4- 21,5%.
В 1999 году шел поиск ценностных ориентиров в создании личности школьников в период смены и неоднозначности этих ориентиров.
В 1999-2000 учебном году повторила это исследование среди студентов 1 курса Усть-Лабинского педагогического училища. Изменения были следующими:
1- 35%; 2-15%; 3- 10%; 4- 35м%
Эти результаты свидетельствуют о том, что у подростков и старшеклассников наблюдается тенденция к раскрепощению взглядов на понятие « свобода».
Если в 1999 году самый большой процент был утверждения 2 (35,4%), то к 2000 году акцент сместился в сторону утверждений 1 ( 35%) и 4 ( 35%).
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н., Университетское,1990.
4. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.,1991.
5. Барышникова З.А., Романова Л.Л. Труд учителя музыки: художественно-педагогическое творчество. Педагогика,1995,№2, с 31.
6. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122
7. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников .
8. Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4
9. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.,1991.
10. Богданова О.С., Гурова Р.Г. Культура поведения школьника. М., 1958.
11. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.
12. Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
13. Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика,1995, № 4 с.3
14. Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5
С.123.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
16. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150
17. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., Просвещение,1989, с.272.
18. Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.
19. Дорогу осилит идущий …Под ред. Соболевой Е.А. Армавир, 1996, с. 56.
20. Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры. Педагогика, 1995, №2 с.55
21. Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11
22. Как построить свое Я. М., 1991.
23. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. М.,ЦВП, 1993.
24. Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного образования. Педагогика,1995,№6, с.41.
25. Концепция и программа реформирования и развития образования в городе Ростове-на-Дону в именяющихся социально-экономических условиях. Р.-на-Д., РГПИ,1993,с.64.
26. Круглый стол « Культурные универсалии», Наука и вненаучное знание. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., Политиздат, 1990.
27. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994, с.94.
28. Крылова Н.В. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч.тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд.АПН СССР. 1989, с.150.
29. Кульневич А.В. Педагогика личности стратегия и тактика. М.,1995.
30. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Р.-на-Д., Изд. Феникс,1995, с.576
31. Левшина И.С. К разработке базового компонента художественной культуры. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч. Тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд. АПН СССР, 1989, с.150.
32. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42
33. Лосев А.Ф. Динамика мифа. М., 1930
34. Маралов В.Г., Ситаров В.А., Педагогика ненасилия. М.,1993.
35. Мещерякова М.И. Дети – душа нации. Педагогика,1995,№5, с.3.
36. Мид М. Как построить свое Я. М.,1991.
37. Мид М. Культура и мир детства. М., Наука, 1988.
38. Народное образование и культура в СССР. М., 1989.
39. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., Просвещение,1990.
40. Николаева Л.А. Некоторые аспекты воспитания нравственной культуры. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб. науч. тр. Под ред. Газмана О.С. М., Изд. АПН СССР,1989, с.150.
41. Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1
42. Отношения личности и вопросы воспитания. Отв. ред. Миттов Н.К. Тамбов, 1973.
43. Педагогика ненасилия: реалии и перспективы. Материалы У1 конференции. М., 1994, с.108.
44. Петровский В.А. Психология надаптивной активности. М., РОУ, 1992.
45. Прийма К.И. В творческом поиске. Педагогический очерк. М., 1965.
46. Проблемы научного и художественного познания. Отв. ред. Клочков В.М. Куйбышев, 1975.
47. Проблемы общего образования трудящихся промышленных предприятий Урала. Свердловск, 1969
48. Психология развивающейся личности. Петровский А.В. и др. М., Педагогика, 1987.
49. Психология. Словарь. М., 1990.
50. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
51. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом прогрессе. М., Просвещение,1991.
52. Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4
53. Ситаров В.А. Проблема свободы в гуманистической педагогике. Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия « Воспитание свободной независимой, ответственной личности».
С.-Пб. 1994, Ч.1, с.140.
54. Соболева Е.А., Николаева О. Социально-педагогические факторы воспитания свободной личности. Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия « Воспитание свободной независимой, ответственной личности». С.-Пб.1994, Ч1. С.140.
55. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Введенский Б.А. М., Советская энциклопедия,1967, с. 656.
56. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. М., Советская энциклопедия, 1987, с.1600
57. Социально-философские проблемы современного образования. М., 1986.
58. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности. Психологический журнал,1992, №4, т.13.
59. Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.
60. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Избр.пед.соч.: в 3-х т., т.2. М., 19980
61. Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.
62. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
63. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс,1990.
64. Хигинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1989.
65. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа эстетического миро – и жизнеутверждения. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1989.ъ
66. Шимбарева Е.И. Обладать свободой или быть свободным?. Знание –сила,1993, №3.
67. Щадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
68. Щедровский П.Г. Очерки по философии образования. М., Педагогический центр « Эксперимент»,1993.
69. Щедровский П.Г. Очерки по философии образования. М.,Педагогический центр « Эксперимент», 1993.
70. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Ренесанс, 1991.
Информация о работе Основы формирования базовой культуры личности