Основы формирования базовой культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание

Целью исследования является обоснование содержания и условий формирования основ базовой культуры личности.
Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Определить содержательные компоненты базовой культуры личности школьника.
2. Охарактеризовать личность ребенка в пространстве культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. стр.
ГЛАВА Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ…………. стр.
1.1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ…………………………………… стр.
1.2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ
КУЛЬТУРЫ………………………………………. стр.
1.3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БАЗОВОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ …… стр.
ГЛАВА П. ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОВЕРКА УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ …………… стр.
2.1. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ………………………………………… стр.
2.2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА …………………… стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. стр.
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………… стр.

Работа состоит из  1 файл

ЕЩЕ РАЗДЕЛ.DOC

— 177.00 Кб (Скачать документ)

             

 

              «Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

              Система ролей включает в себя:

-         в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;

-         в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;

-         в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания – формирование основных компонентов этих культур;

-         в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;

-         в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, саморегуляции» (19, с.5-6).

Идеи ненасилия породили интересные  воспитательные

подходы. Эти идеи все шире проникают в педагогику.

              Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность.

              Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.

              Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем и конфликтов.

 

              «Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую»      

(34,  с.5).

              В религиозно-этическом плане насилие рассматривается как установка на ненасилие ущерба всему живому (буддизм, индуизм, как социальная гармония и мирная жизнь). Индуизм, ислам, как средство ответа на конфликт – ненасильственные действия (христианская концепция любви к ближнему).

              В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки. Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду»

(61, с. 279).

              Основы общественно-политической теории ненасилия заложены М.Ганди, Н.Рерихом, М.-Л.Кингом и др.

В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.

              Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода». Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному.

              Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из основоположников такого подхода является Жан Жак Руссо. По его мнению, свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.

              «Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться, если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен, разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).

              Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и представление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования творчества.

              Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то, что кажется кому-то необходимым.

              На современном этапе в отечественной теории и практики такое понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

              Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал, что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и отражает исходные концепции авторов.

              Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?

              Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.

              «1. Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия, что включает в свою очередь три направления:

-         ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

-         гуманное отношение к людям, в том числе и к самому             

себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

              2. Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания, взаимодействие взрослых и детей:

          - гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;

           - разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;

            - реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения» (43, с. 6).

              Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

              «Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из участников 8международной конференции «Воспитание свободой независимой личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).

              С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции ненасилия.

              В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем необходимыми методическими материалами.

              Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.

              Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской, И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Е.И.Шимбаревой и других.

 

 

              Философское, психологическое и педагогическое обоснование в образовании процесса гуманизации затрагивается в работах Б.Беттельгейма, В.И.Гараджи, Б.Т.Лихачева, М.М.Рыбаковой, Л.П.Стрельницкой, Ю.Шрейдера, В.Д.Щадрикова, П.Г.Щедровицкого и других.

              В работе было использовано большое количество справочной литературы и учебных пособий. К ним относятся учебные пособия по педагогике Ю.К.Бабанского, П.П.Болонского, Кульневича, И.Ф.Харламова; по психологии Л.С.Выготского, М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, И.С.Кона, А.В.Петровского, С.Л.Рубенштейна; по культурологии Г.В.Драча. Также была использована педагогическая энциклопедия, энциклопедический словарь, словари по педагогике, психологии, философии, эстетике, этике.

              Нужно отметить, что довольно интересные статьи по теме дипломной работы содержатся в журналах «Знание – сила», «Народное образование», «Педагогика», «Психологическом журнале», «Человек».

 

              Теперь рассмотрим, как же взаимодействует ребенок с системой культуры.

 

 

 

 

 

1.2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Раскрыть проблему существования личности ребенка в пространстве культуры нельзя без того, чтобы не объяснить, что же такое культура. На сегодняшний день существует более двухсот сорока определений культуры.

              На наш взгляд более приемлемо следующее: «Культура – общефилософская категория, в которой выражены качественная определенность, технологичность, высокий уровень развитости и самоорганизации человеческого общества, творческих сил и способностей людей, их духовный потенциал. В культуре синтезируется совокупность материальных и духовных ценностей различных обществ. Понятие культуры употребляется для характеристики и человека, и общества, ступеней и этапов их развития» (27, с. 95-96).

              Культура является сложной и открытой системой, имеющей разные структурные уровни (макро-, мезо-, микро-). По данному определению видно, что уровни и качество развития и самоорганизации любой сферы общества (в частности образования) должны иметь культурные характеристики.

              Джон Дьюи назвал когда-то ребенка «самым большим открытием ХХ века». Не случайно среди множества определений века двадцатого есть и такое: «Век ребенка».

              «Сейчас в мировом обществе и, конечно, у нас в стране, существуют проблемы катастрофического падения рождаемости в развитых странах; возрастающее число врожденных патологий и уродов; ухудшение детского здоровья – физического и в особенности психического; снижение стандартов образования; ранее биологическое взросление, сочетание с социальным инфантилизмом; упрочение «антикультурного синдрома» как питательной почвы для антисоциальных подростковых субкультур» (52, с. 110).

Информация о работе Основы формирования базовой культуры личности