Особенностей развития воображения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности и возможности развития воображения в дошкольном возрасте.

Объект исследования -воображение и дети старшей группы дошкольного учреждения.

Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность понятия «воображение» и выявить особенности воображения дошкольников.

2.Разработать комплексную методику диагностики и развития воображения детей у старших дошкольников.

3.Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики.

4. Разработать методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….5

1.1Понятие о воображении ……………………………………………………….5

1.2Виды воображения и их особенности…………………………………............7

1.3Фугкции воображения и их особенности……………………………………..8

1.4 Возрастные особенности развития воображения в дошкольном

возрасте……………………………………………………………………………...9

Вывод по теоретической части……………………………………………………11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 2.Эксперементальное исследование особенностей развития воображения старших дошкольников…………………………………………………………….12

2.1Проведение эсперемента………………………………………………………..12

Вывод по практической части……………………………………………………..14

Глава 3.Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников……………………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………………18

Приложения…………………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа,детская психология.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….5

1.1Понятие о  воображении ……………………………………………………….5

1.2Виды воображения  и их особенности…………………………………............7

1.3Фугкции воображения  и их особенности……………………………………..8

1.4 Возрастные  особенности развития воображения  в дошкольном 

возрасте……………………………………………………………………………...9 

Вывод по теоретической  части……………………………………………………11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 2.Эксперементальное  исследование особенностей развития воображения старших дошкольников…………………………………………………………….12

2.1Проведение  эсперемента………………………………………………………..12

Вывод по практической части……………………………………………………..14

Глава 3.Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников……………………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………………18

Приложения…………………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 
 

     Актуальность исследования. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Воображения и фантазия – это важнейшая  сторона жизни ребёнка. Усвоить  какую – либо программу     без    воображения     невозможно. Оно   является    высшей     и      необходимой

способностью  человека. Вместе с тем именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается  воображение особенно интенсивно в  возрасте от 5-15 лет.  И  если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением  способности фантазировать  у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

   Цель  исследования – изучить особенности и   возможности развития воображения в дошкольном возрасте.

  Объект  исследования -воображение и дети старшей группы дошкольного учреждения.

      Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.

      Задачи исследования:

  1.Раскрыть  сущность понятия «воображение»  и выявить особенности воображения  дошкольников.

  2.Разработать  комплексную методику диагностики  и развития воображения  детей  у старших дошкольников.

    3.Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики.

  4. Разработать  методические рекомендации по  развитию воображения у  старших  дошкольников.

     Гипотеза исследования - развитие воображения происходит в процессе деятельности детей. Важно формировать у детей дошкольного возраста детское экспериментирование, которое предполагает самостоятельную ориентировочную деятельность ребёнка с новыми предметами, создавать условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребёнка. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Для развития воображения необходимо наличие определённых условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно – манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

   Мы предполагаем, что развитие  воображения у старших дошкольников  во многом будет зависеть от  того, какими приёмами, методами  и средствами воспитатель будет  руководствоваться в своей работе с детьми.

       Методы исследования:

комплексная диагностика (методики Е. Торренса «Неполные фигуры», Упражнение «Три краски, Модифицированный тест Роршаха, Упражнение «Волшебники»);

  • контрольный эксперимент с целью выявления повысился ли уровень развития воображения у старших дошкольников.

    Исследования проводились на  базе МДОУ Детский сад «Родничок». Посёлок Хохлово, Кадуйского района, Вологодской области. Количество испытуемых 15 человек. Дети старшей группы. Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.

    
 
 
 

 Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.

В 1-й  главе раскрыты теоретические основы особенностей развития воображения  дошкольников.

Во 2-й  главе дано обоснование использования методов исследования, определены план и задачи практического исследования, приведено описание всех этапов.

В заключении сформулированы результаты исследования, отмечена степень выполнения цели и  поставленных задач, подтверждена гипотеза, оценена практическая значимость работы.

В списке литературы в алфавитном порядке  указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.

В приложении приведены таблицы, необходимые при диагностическом исследовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Воображение и  его особенности  в дошкольном возрасте. 
 

1.1. Понятие  о воображении. 
 

   Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

     Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

 «Всякое изобретение, – говорит Рибо, –  крупное или мелкое, прежде чем  окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме  при посредстве новых сочетаний  или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление  о будущем творении. И когда  человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы. 
 
 

В литературе имеются самые разные определения  воображения. Так Л. С.Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано  с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, –  пишет Е. И. Игнатьев, – в той  или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и  переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

    «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения  составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение – это психический процесс, в  котором отражение действительности происходит в специфической форме  – объективно или субъективно  нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это аналитико-синтетическая  деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно  поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

 

 

1.2. Виды  воображения и их характеристика. 
 

Существуют  несколько основных видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. Различают активное воображение, пассивное воображение,  продуктивное воображение и репродуктивное воображение.

  1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность подсознательна, интуитивна.
  2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутри личностном конфликте.
  3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
  4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Информация о работе Особенностей развития воображения старших дошкольников