Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности и возможности развития воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования -воображение и дети старшей группы дошкольного учреждения.
Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «воображение» и выявить особенности воображения дошкольников.
2.Разработать комплексную методику диагностики и развития воображения детей у старших дошкольников.
3.Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики.
4. Разработать методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….5
1.1Понятие о воображении ……………………………………………………….5
1.2Виды воображения и их особенности…………………………………............7
1.3Фугкции воображения и их особенности……………………………………..8
1.4 Возрастные особенности развития воображения в дошкольном
возрасте……………………………………………………………………………...9
Вывод по теоретической части……………………………………………………11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2.Эксперементальное исследование особенностей развития воображения старших дошкольников…………………………………………………………….12
2.1Проведение эсперемента………………………………………………………..12
Вывод по практической части……………………………………………………..14
Глава 3.Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………18
Приложения…………………………………………………………………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….5
1.1Понятие о
воображении ………………………………………………
1.2Виды воображения
и их особенности………………………………….
1.3Фугкции воображения
и их особенности……………………………………
1.4 Возрастные
особенности развития
возрасте…………………………………………………………
Вывод по теоретической части……………………………………………………11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2.Эксперементальное
исследование особенностей развития воображения
старших дошкольников………………………………………………
2.1Проведение
эсперемента…………………………………………………
Вывод по практической части……………………………………………………..14
Глава 3.Методические
рекомендации по развитию воображения
у старших дошкольников………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Воображения и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой
способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5-15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Цель исследования – изучить особенности и возможности развития воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования -воображение и дети старшей группы дошкольного учреждения.
Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1.Раскрыть
сущность понятия «воображение»
2.Разработать
комплексную методику
3.Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики.
4. Разработать
методические рекомендации по
развитию воображения у
Гипотеза исследования - развитие воображения происходит в процессе деятельности детей. Важно формировать у детей дошкольного возраста детское экспериментирование, которое предполагает самостоятельную ориентировочную деятельность ребёнка с новыми предметами, создавать условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребёнка. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Для развития воображения необходимо наличие определённых условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно – манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Мы предполагаем, что развитие
воображения у старших
Методы исследования:
комплексная диагностика (методики Е. Торренса «Неполные фигуры», Упражнение «Три краски, Модифицированный тест Роршаха, Упражнение «Волшебники»);
Исследования проводились на
базе МДОУ Детский сад «
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.
В 1-й главе раскрыты теоретические основы особенностей развития воображения дошкольников.
Во 2-й главе дано обоснование использования методов исследования, определены план и задачи практического исследования, приведено описание всех этапов.
В заключении сформулированы результаты исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена гипотеза, оценена практическая значимость работы.
В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.
В приложении
приведены таблицы, необходимые при
диагностическом исследовании.
Глава
1. Воображение и
его особенности
в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие
о воображении.
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение
порождает замысел, т.е. представление
о будущем творении. И когда
человек приступает к любой работе,
он «видит» цель своей деятельности,
ее результат. Даже самый плохой архитектор
от наилучшей пчелы с самого начала отличается
тем, что прежде чем строить ячейку из
воска, он уже построил ее в своей голове.
В конце процесса труда получается результат,
который уже в начале этого процесса имелся
в представлении человека, т. е. идеально.
Если же человек занимается творческой
работой, то он должен вообразить то, что
никто, и в том числе он сам, еще не делал
и, следовательно, не видел и не слышал.
Воображение порождает «образ» того, что
лишь будет создано в процессе творческой
работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С.Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение
– это психический процесс, в
котором отражение
Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
1.2. Виды
воображения и их характеристика.
Существуют несколько основных видов воображения, каждый из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. Различают активное воображение, пассивное воображение, продуктивное воображение и репродуктивное воображение.
Информация о работе Особенностей развития воображения старших дошкольников