Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности и возможности развития воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования -воображение и дети старшей группы дошкольного учреждения.
Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «воображение» и выявить особенности воображения дошкольников.
2.Разработать комплексную методику диагностики и развития воображения детей у старших дошкольников.
3.Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики.
4. Разработать методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….5
1.1Понятие о воображении ……………………………………………………….5
1.2Виды воображения и их особенности…………………………………............7
1.3Фугкции воображения и их особенности……………………………………..8
1.4 Возрастные особенности развития воображения в дошкольном
возрасте……………………………………………………………………………...9
Вывод по теоретической части……………………………………………………11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2.Эксперементальное исследование особенностей развития воображения старших дошкольников…………………………………………………………….12
2.1Проведение эсперемента………………………………………………………..12
Вывод по практической части……………………………………………………..14
Глава 3.Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………18
Приложения…………………………………………………………………………20
Во всех этих
случаях фантазия как разновидность
воображения играет положительную
роль. Но есть и другие виды воображения.
Это - сновидения, галлюцинации, грезы
и мечты. Сновидения можно отнести
к разряду пассивных и непроизвольных
форм воображения. Подлинная их роль
в жизни человека до сих
пор не установлена, хотя известно,
что в сновидениях человека находят выражение
и удовлетворение многие жизненно важные
потребности, которые в силу ряда причин
не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические
видения, не имеющие, по-видимому, почти
никакой связи с окружающей человека
действительностью. Обычно они – результат
тех или иных нарушений психики или
работы организма - сопровождают многие
болезненные состояния. Грезы в отличие
от галлюцинаций - это вполне нормальное
психическое состояние, представляющее
собой фантазию, связанную с желанием,
чаще всего несколько идеализируемым
будущим. Мечта от грезы отличается
тем, что она несколько
более реалистична и в
большей степени связана с действительностью,
т.е. в принципе осуществима.
Грезы и мечты у человека занимают
довольно большую часть времени,
особенно в юности. Для большинства людей
мечты являются приятными думами
о будущем. У некоторых встречаются и тревожные
видения, порождающие чувство беспокойства,
вины, агрессивности.
1.3 Функции
воображения и их характеристик
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция
воображения состоит в
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения
человек может управлять
При помощи специальных
упражнений и приемов можно развивать
воображение. В творческих видах труда
– наука, литература, искусство, инженерия
и т.п., развитие воображения, естественно,
происходит в занятиях данными видами
деятельности. В аутогенной тренировке
нужный результат достигается путем специальной
системы упражнений, которые нацелены
на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять
отдельные группы мышц, например мышцы
рук, ног, головы, туловища, произвольно
повышать или понижать давление, температуру
тела, употребляя для этого упражнения
на воображение тепла, холода.
1.4 Возрастные
особенности развития
Особенности развития
детей старшего дошкольного возраста,
прежде всего, проявляются в интенсивном
развитии мышления и других интеллектуальных
процессов, существенном изменении мотивационной
сферы, ориентации на социальные отношения
в мире взрослых. Многие психологи считают,
что именно в этом возрасте проблема развития
воображения должна вставать на первые
планы в воспитании ребёнка. Носителем
социального опыта для ребёнка является
взрослый. Взаимодействие ребёнка и взрослого
порождают определённые формы психической
деятельности. Авторы психолого-педагогической
теории амплификации, обогащения развития
А.В. Запорожец и А.П. Усова подчёркивают
огромное значение и самоценность специфически
«детских» видов деятельности и форм общения.
Становится актуальным поиск новых источников
обогащения содержания детской деятельности
и в этой связи - исследование влияние
игр на развитие воображения именно в
старшем дошкольном возрасте. Предпосылками
к развитию воображения служат активность
ребенка, его потребности в новых впечатлениях,
в общении и самоутверждении. Источниками
формирования воображения являются совместные
действия взрослого и ребенка по перекомбинированию
предметной среды, придание предмету несвойственных
значений, создание взрослым мнимых ситуаций
с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная
интерпретация взрослым чувственного
опыта ребенка. В исследованиях конкретных
видов творческой деятельности до-школьников
рассматривается развитие воображения
как переход его от воссоздающих форм
к более творческим (Т.С. Комарова, М.М.
Рыбакова, Т.Г. Казакова, Н.Н. Стрелянова,
Г.Д. Кириллова и др). Нижней границей воображения
авторы считают 2,5 - 4 года. Традиционным
и общепринятым является утверждение
о том, что воображение складывается к
3-4 годам на уровне развитой речи в процессе
ролевой игры, когда ребенок создает развернутую
мнимую ситуацию (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,
А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
и др.). Воображение есть элемент символической
функции и складывается вместе с речью
в совместных действиях ребенка и взрослого
по механизму социального наследования.
Важнейший момент воображения - создание
(видение) целостного образа раньше его
частей. [7,49] Более старший дошкольный
возраст (5-6 лет) рассматривается некоторыми
психологами и педагогами как время становления
продуктивной деятельности, когда развитие
воображения зависит от специфического
содержания действий. Позволительно предположить,
что общие механизмы воображения складываются
в этих временных границах. Как только
ребенок начинает ходить и получает свободный
доступ к предметам, наблюдается его стремление
изменить предметную среду и варьировать
свои действия. Предметы переносятся,
переставляются ребёнком, соединяются,
используются им в разных условиях и в
разных значениях. Перекомбинирование
предметной среды сопровождается яркими
положительными эмоциями. Ребенок любуется
результатом, хлопает в ладоши, зовет всех
посмотреть. Все это позволяет характеризовать
вариативные действия как предысторию
игры, а способы их выполнения как материализованные
формы воображения: разъединение-соединение,
перенос в другие условия, одушевление,
приписывание функций одного предмета
другому. Мотивом выступает получение
новых впечатлений и радость оттого, что
создает их сам. В них выражен личностный
элемент - игровое отношение ребенка к
предмету. По мере овладения фразовой
речью ребенок начинает с помощью слова
достраивать образ события по отдельным
его элементам. Появляются рассказы - интерпретации
по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко
воспринимаемых объектов отдельных звуков.
На 3-м году жизни совершенствуются механизмы
и способы перекомбинирования опыта. Варьирование
расположениями предметов уменьшается,
нарастает варьирование способами действий.
В бытовые действия ребёнок включает элементы
мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как
я делаю». Варьируются сюжеты игры, характеристики
персонажей, позиция игрушек. Условное
действие начинает достигать высокой
схематизации, - оно выполняется на любом
предмете и даже без предметов на основе
слова (угощают молочком из ничего). Мнимые
ситуации выражены словом, ярки и разнообразны.
Игра развивается в логике действия (развернутый
сюжет) и в логике образа,- сюжет расцвечивают
мимикой, эмоцией, сопутствующими действиями.
Речь-рассказ еще сопровождается условными
действиями, но все чаще описываются действия
словами. При этом образы становятся вариативными,
наделяются необычными свойствами (добрая
лиса, добрый волк и т.д.). Появляются специфические
феномены воображения: личностные включения
в сюжет, собственные концовки и варианты
сказок, фантазийная ложь, сильно кровь
идет?». Варьирование становится воображаемым.
Мнимые ситуации динамичны и вариативны,
что достигается словесным дополнением
сюжета; игра продолжается несколько дней
и включает рассказы о действиях персонажей
в прошлом. Сюжет создается легко; достаточно
короткой реплики- подсказки, и ребенок
входит в роль. Яркие образы побуждают
обставлять игру многочисленными атрибутами,
предпочитать детализированные, реалистические
игрушки условным заместителям. Существенно
изменяются представления, ребенок свободно
оперирует ими. Услышанную фразу или сценку
дополняет до целостного образа множеством
привлеченных элементов (увидев в мультфильме,
что царь утонул, добавляет: «А царица
ждала- ждала его, так и не дождалась»).
Наблюдается своеобразная игра в трансформацию
образов, типа: «Если бы эта канава была
широкая- широкая, то какая бы стала улица?»
Умение представить обстоятельства и
соотнести детали снижает фантазийную
ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает
их необоснованность. Личностные включения
в литературные сюжеты связываются с заданными
обстоятельствами: ребенок уже не меняет
событий, но оплакивает героя в безысходной
ситуации или говорит,- я бы так не делал.
Образы - идеалы также приобретают детализированный
характер. В рассказах о хорошей кукле
слышится набор идеальных качеств и поступков,
они отражают намерения ребенка, но далеко
не всегда реальное поведение. К 5 годам
усиливается планирующая функция воображения.
Выходя играть, подбирают игрушки к определенному
сюжету. Представляют двуплановое развитие
сюжета: ты делай то-то, а я буду делать
то-то. Действия партнера начинают представлять
на несколько ходов вперед. Создаются
реальные условия для ролевой игры. Но
в групповой игре снижается детализация
и артистичность, дети начинают действовать
усреднено, «как бывает». Воображение
начинает обслуживать продуктивную деятельность.
Предметы заранее примеривают к разным
функциям и сюжетам. Начинают собирать
впрок на будущее всякие проволочки, пуговки
в расчете пристроить их к чему-то. Появляются
намерения нарисовать то-то и так-то, -
предварительные действия в воображаемом
плане. Появляются технические фантазии
(«Чтобы кроватка летала») и предметные
роли: я трактор, я шайба и т.д. Ребенок
пытается смоделировать технические устройства
неадекватными средствами - ролью. Яркие
детализированные образы побуждают к
изображению, но они же усиливают критичность
самооценки, что может надолго оттолкнуть
от рисования («Корова какая-то получается»).
В рисунках и постройках словесные дополнения
значительно богаче изображения. Приведенные
факты позволяют сказать, что к 4-м годам
обособляется мир фантазии, и ребенок
занимает отстраненную позицию. Образы
становятся динамичными, меняются в меняющихся
обстоятельствах, их используют для мысленного
«проигрывания» реальных ситуаций. На
5 - 6 году усиливается планирующая функция
воображения как предварительная подготовка
средств и «проигрывание» будущих действий.
Воображение
представляет собой особую
Фактором формирования
В воображении дошкольника играет большую роль общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
В
процессе функционирования
Второй
этап в развитии воображения относится
к возрасту 4 – 5 лет. В этом возрасте ребёнок
нацелен на усвоение норм , прежде всего
социальных, а также правил и образцов
деятельности. Третий этап в развитии
воображения 6 – 7 лет. В этом возрасте
ребёнок способен отходить от усвоенных
стандартов, комбинировать их.
Глава
2. Экспериментальное
исследование особенностей
развития воображения
старших дошкольников.
Практическая часть исследования была проведена в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Хохловский детский сад «Родничок» Кадуйского района п. Хохлово.
В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 15 человек, в возрасте от 5до 6 лет.
Цель исследования: изучить особенности и возможности развития воображения в дошкольном возрасте.
В
ходе подготовки к
задачи:
1)выявить особенности
воображения старших
2)Разработать
комплексную методику
3)Выявить результаты
исследования и их анализ на основе проведённой
диагностики.
2.1 Проведение
эксперимента
Исследование состояло из трёх этапов:
Первый этап – Констатирующий.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика,
являясь, по сути «миниатюрной моделью
творческого акта»
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно
изучить особенности воображения и проследить
специфику этого процесса. Эта методика
активизирует деятельность воображения,
выявляя одно из основных его свойств
– видение целого раньше частей. Ребенок
воспринимает предлагаемые тест - фигуры
в качестве частей, деталей каких-либо
целостностей и достраивает, реконструирует
их.
2. Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Приложение
1(табл.1,2)
Анализ результатов.
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа –
оригинальные изображения в
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник –
елка, дом, человек.
Второй этап - формирующий.
Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку
взять три краски, по его мнению,
наиболее подходящие друг другу, и заполнить
ими весь лист. На что похож рисунок?
Придумать название своей картине.
Приложение 2(табл. 3)
Анализ результатов:
1 человек – 4 названия 7%
3 человека – по 3 названия 20%
5 человек – по 2 названия 33%
6 человек –
по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом.
В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
Информация о работе Особенностей развития воображения старших дошкольников