Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности и возможности развития воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования -воображение и дети старшей группы дошкольного учреждения.
Предмет исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «воображение» и выявить особенности воображения дошкольников.
2.Разработать комплексную методику диагностики и развития воображения детей у старших дошкольников.
3.Выявить результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики.
4. Разработать методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте …………….5
1.1Понятие о воображении ……………………………………………………….5
1.2Виды воображения и их особенности…………………………………............7
1.3Фугкции воображения и их особенности……………………………………..8
1.4 Возрастные особенности развития воображения в дошкольном
возрасте……………………………………………………………………………...9
Вывод по теоретической части……………………………………………………11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2.Эксперементальное исследование особенностей развития воображения старших дошкольников…………………………………………………………….12
2.1Проведение эсперемента………………………………………………………..12
Вывод по практической части……………………………………………………..14
Глава 3.Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………18
Приложения…………………………………………………………………………20
Приложение 2(табл.4,)
Вывод:
Два ребенка нашли сходство с тремя объектами,
Остальные дети хуже справились с заданием.
Упражнение «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям
две совершенно одинаковые фигуры «волшебников».
Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив
одного в доброго, а другого в злого
«волшебника».
Приложение3(табл.5)
Третий этап - Контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Тест креативности.
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.
Приложения3,4.9табл.(6,7)
Оригинальных изображений 24.
Вывод: Таким
образом, проведенное диагностическое
задание и его анализ обнаружили, что после
проведенных различных упражнений обнаружены
более высокие показатели, оригинальных
изображений 24.
Вывод по
практической части
Практика решения задач на
воображение вызывает
Исследования особенностей
3. Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников
На сегодняшний день способы
организации детской
Методические рекомендации:
- важно развивать у детей старшего дошкольного возраста детское экспериментирование, которое предполагает самостоятельную ориентировочную деятельность ребёнка с новыми предметами, создавать условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребёнка;
- ещё
одним компонентом воображения,
- важно
использовать сюжетно-ролевые
-
особое место при развитии
воображения имеет система
В старшем дошкольном возрасте
исполнение ребёнком роли взрослого
ставит его в позицию «
придумывает и рассказывает сказки, показывает спектакли, распределяет роли, организует игру. Это помогает детям по-новому взглянуть на уже известные ситуации, прочнее овладеть имеющимися знаниями и умениями и – главное – полнее включить воображение в свою повседневную жизнь.
Также в старшем дошкольном
возрасте необходимо наличие
особой внутренней позиции,
Заключение
Итак, воображение
- это способность человека создавать
новые образы путем преобразования
предшествующего опыта. С помощью
воображения человек может
Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.
Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентирования, схематизации и типизации.
Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение предошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
В курсовой работе сделан анализ развития воображения старших дошкольников. Работа состояла из трех этапов:
а) теоретическое описание понятия "воображение" и его значения ;
б) проведение экперементальной работы, направленной на развитие воображения старших дошкольников;
Раскрыта сущность понятия "воображение", описаны его функции, виды и психологические механизмы. На базе конкретного ДУ проведена диагностика по развитию воображения старших дошкольников. Проведен анализ полученных результатов, предложены определенные рекомендации по дальнейшему развитию воображения детей для педагогического состава ДУ.
Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.
Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенного эксперимента. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.
В возрасте
5-6 лет в процесс воображения
включается так называемое "ступенчатое
планирование", которое приводит
детей к возможности
Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.
Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.
Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
И, наконец,
хорошо развитое воображение дошкольника
станет залогом успешной учебы в
школе.
Список
литературы
1. Брунер Д. С.
Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.
1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
2. Боровик О. В.
Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ
«Рон»» 2000. – 112с.
3. Веккер Л. М.
Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278
– 295.
4. Выгодский Л. С.
Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выгодский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Дьяченко О. М.
Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.
О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8. Игнатьев Е. И.
О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып.
76. М., 1956.
9. Коршунова Л. С.
Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31
– 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
10. Кириллова Г. Д.
Начальные формы
творческого воображения у
11. Карандашов Ю. Н.
Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987.
/Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.
12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И.
Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
Информация о работе Особенностей развития воображения старших дошкольников