Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Актуальность. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка……………………………………………………6

1.2 Пути и средства формирования детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка………………………………………14


2.Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка..20


Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Детско-родительские отношения.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по коррекционной  педагогике

Тема: Особенности  детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка 
 
 
 
 

                                                                               Выполнила: студентка 5 курса

                                                                       ФКПиНО специальность

                                                                   олигофренопедагогика 
 
 
 

Биробиджан, 2009 год. 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка……………………………………………………6

1.2 Пути и средства формирования детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка………………………………………14 

2.Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка..20 

Заключение………………………………………………………………………24

Список  литературы……………………………………………………………...25 
 

 

Введение. 

Актуальность. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи.

    Современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, выражающейся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии. В большей степени страдает психологический климат семьи, все члены которой находятся в состоянии стресса.

    Родители  являются первыми воспитателями  умственно отсталого ребенка. От них он получает свой базовый жизненный  и учебный опыт. Их отношение к  ребенку и манера воспитания накладывают  особый отпечаток на его становление, на развитие его способностей, его взгляды, на более позднее отношение к жизни.

    Не  всегда условия воспитания в семье  бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Это ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети не редко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

    Целью экспериментального исследования является: изучение особенностей детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно- отсталого ребенка.

    Соответственно  цели исследования были определены следующие задачи:

    1. проанализировать теоретические источники по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
    2. выявление особенностей детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
    3. разработка рекомендаций для родителей, имеющих умственно отсталого ребенка.

    Объектом  исследования является детско-родительское отношение в семье, имеющей умственно  отсталого ребенка.

    Предметом исследования являются особенности  формирования детско-родительских отношений в семье.

    Практическая  значимость курсовой работы заключается  в выявлении особенностей детско-родительских отношений в семье и разработке рекомендаций их формированию.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

    В первой главе  «Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка» через анализ специальной литературы мы изучили особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка и определили роль этих взаимоотношений.

        Во второй главе «Экспериментальное  изучение детско-родительских отношений  в семье, имеющей умственно  отсталого ребенка» описано исследование, даны рекомендации по формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

       В заключении обобщены результаты  теоретического исследования.

     Список литературы содержит номера  теоретических источников. 
 
 
 

 

    

1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. 

1.1 Особенности детско-родительских  отношений в семье,  имеющей умственно  отсталого ребенка.

    Дети, имеющие проблемы в развитии, - сложная  и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенностей развития их ребенка для успешной организации общения с ним, его воспитания. В частности, Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина отмечают, что отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

    Авторы  приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии.

    1. Родители не уделяют должного  внимания ребенку, предоставляют  его самому себе. Это приводит  к еще большему отставанию  в развитии, развитию неадекватных  реакций у ребенка.

    2. Чрезмерная опека родителей. Ребенка  жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за  него. Это делает ребенка беспомощным  и также приводит к еще большему  отставанию в развитии.

    А.Н.Смирнова в своей работе, посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.

    1.Родители  глубоко, даже трагически, переживают  неполноценность ребенка, жалеют  его, окружают чрезмерным вниманием;  опекают, освобождая то посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребенка самостоятельности, возможности должным образом приспособиться сложным жизненным условиям.

    2. Не желая примериться с неполноценностью  ребенка, родители преувеличивают  его возможности, не замечая  недостатков.

    3. Родители стесняются неполноценности  своего ребенка, прячут от людей,  не посещают общественные места,  лишая его жизненных впечатлений.  Ребенок развивается медленно, растет  забитым, робким.

    4. Ребенок с проблемами занимает  в семье положение «пасынка»,  его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.

    5. Родители не обращают внимание  на ребенка, стараясь все воспитание  переложить на школу. [11]

    Акцентируя  внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с проблемными детьми, А.Н.Смирнова также подчеркивает необходимость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его особенностей.

    А.Р.Маллер отмечает, что в каждой семье по своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Другие завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать.

    Педагогам, работающим с семьями детей с нарушениями интеллекта, необходимо помнить о постоянных стрессовых ситуациях, которые испытывают такие семьи. Это и уменьшение бюджета семьи, поскольку один из родителей вынужден оставить работу, и нарушения в связи с этим социальных, общественных связей и отсутствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, и другие трудности, с которыми ежедневно сталкиваются родители.

    Семьи, имеющие умственно отсталого  ребенка, довольно часто распадаются. Мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, любит его таким, какой он есть, просто за то, что он есть. Отец прежде всего смотрит в будущее. Его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. И если он не видит никаких перспектив, а усилия жены к тому же целиком направлены на уход за больным ребенком и она полностью поглощена своим горем, то дальнейшее начинается видеться ему совершенно беспросветным и он покидает семью.[6]

    О.Шпек говорит о том, что родители осознают, что все происходит иначе, чем  они думали: «притянутый» ими в  мир человек при всей их заботе не сможет стать свободным и независимым в обычном смысле; он остается зависимым навсегда. Для родителей теряется значимость надежды, что хотя они и привели человека в мир без его согласия, но все же с перспективой, что он станет свободным человеком. Осознание родителями этого, несомненно, тяжелого события ведет их к пониманию своей миссии по отношению к ребенку как «долга» в самом широком смысле этого слова.[17]

    Л.М.Шипицына выделяет ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию  неблагоприятных изменений в  семье после рождения ребенка с нарушением развития. Во-первых, родители, как правило, не подготовлены к такому трагическому для них событию и, как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. Во-вторых, оказываются затронутыми все основные сферы жизни семьи.

    Рождение  больного ребенка всегда является трагедией  для семьи. В течение 9 месяцев  родители и все члены семьи  с нетерпением и радостью ждали  появления на свет малыша. Рождение больного ребенка это всегда семейная катастрофа, трагизм которой можно  сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

    Считается общепризнанным, что переживания  семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, иногда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке.[16]

    И.П.Подласый рассматривает воспитательные функции семьи как:

    - влияние семьи на ребенка сильнее  всех других воспитательных воздействий.  С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка