Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:02, курсовая работа
Актуальность. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка……………………………………………………6
1.2 Пути и средства формирования детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка………………………………………14
2.Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточная
государственная социально-гуманитарная
академия»
Курсовая работа
по коррекционной педагогике
Тема: Особенности
детско-родительских отношений в семье,
имеющей умственно отсталого ребенка
Биробиджан,
2009 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка……………………………………………………6
1.2 Пути
и средства формирования детско-родительских
отношений в семье, имеющей умственно
отсталого ребенка………………………………………14
2.Разработка
рекомендаций по изучению и формированию
детско-родительских отношений в семье,
имеющей умственно отсталого ребенка..20
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Актуальность. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи.
Современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, выражающейся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии. В большей степени страдает психологический климат семьи, все члены которой находятся в состоянии стресса.
Родители являются первыми воспитателями умственно отсталого ребенка. От них он получает свой базовый жизненный и учебный опыт. Их отношение к ребенку и манера воспитания накладывают особый отпечаток на его становление, на развитие его способностей, его взгляды, на более позднее отношение к жизни.
Не
всегда условия воспитания в семье
бывают благоприятны для развития ребенка.
Если воспитать нормального
Целью экспериментального исследования является: изучение особенностей детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно- отсталого ребенка.
Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:
Объектом исследования является детско-родительское отношение в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
Предметом исследования являются особенности формирования детско-родительских отношений в семье.
Практическая значимость курсовой работы заключается в выявлении особенностей детско-родительских отношений в семье и разработке рекомендаций их формированию.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе «Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка» через анализ специальной литературы мы изучили особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка и определили роль этих взаимоотношений.
Во второй главе «
В заключении обобщены
Список литературы содержит
1.
Анализ теоретических
источников по проблеме
изучения детско-родительских
отношений в семье, имеющей
умственно отсталого
ребенка.
1.1
Особенности детско-
Дети, имеющие проблемы в развитии, - сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенностей развития их ребенка для успешной организации общения с ним, его воспитания. В частности, Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина отмечают, что отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.
Авторы приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии.
1.
Родители не уделяют должного
внимания ребенку,
2.
Чрезмерная опека родителей.
А.Н.Смирнова в своей работе, посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.
1.Родители
глубоко, даже трагически, переживают
неполноценность ребенка,
2.
Не желая примериться с
3.
Родители стесняются
4. Ребенок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.
5.
Родители не обращают внимание
на ребенка, стараясь все
Акцентируя внимание на спокойствии, терпеливости, справедливости и последовательности родителей в общении с проблемными детьми, А.Н.Смирнова также подчеркивает необходимость особого, индивидуального подхода к ребенку, учета его особенностей.
А.Р.Маллер отмечает, что в каждой семье по своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Другие завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать.
Педагогам, работающим с семьями детей с нарушениями интеллекта, необходимо помнить о постоянных стрессовых ситуациях, которые испытывают такие семьи. Это и уменьшение бюджета семьи, поскольку один из родителей вынужден оставить работу, и нарушения в связи с этим социальных, общественных связей и отсутствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, и другие трудности, с которыми ежедневно сталкиваются родители.
Семьи, имеющие умственно отсталого ребенка, довольно часто распадаются. Мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, любит его таким, какой он есть, просто за то, что он есть. Отец прежде всего смотрит в будущее. Его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. И если он не видит никаких перспектив, а усилия жены к тому же целиком направлены на уход за больным ребенком и она полностью поглощена своим горем, то дальнейшее начинается видеться ему совершенно беспросветным и он покидает семью.[6]
О.Шпек говорит о том, что родители осознают, что все происходит иначе, чем они думали: «притянутый» ими в мир человек при всей их заботе не сможет стать свободным и независимым в обычном смысле; он остается зависимым навсегда. Для родителей теряется значимость надежды, что хотя они и привели человека в мир без его согласия, но все же с перспективой, что он станет свободным человеком. Осознание родителями этого, несомненно, тяжелого события ведет их к пониманию своей миссии по отношению к ребенку как «долга» в самом широком смысле этого слова.[17]
Л.М.Шипицына выделяет ряд специфических проблем, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье после рождения ребенка с нарушением развития. Во-первых, родители, как правило, не подготовлены к такому трагическому для них событию и, как следствие, ощущают свою беспомощность и исключительность. Во-вторых, оказываются затронутыми все основные сферы жизни семьи.
Рождение больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение 9 месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали появления на свет малыша. Рождение больного ребенка это всегда семейная катастрофа, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.
Считается общепризнанным, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее опыт подобных ситуаций показывает, что первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, иногда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке.[16]
И.П.Подласый рассматривает воспитательные функции семьи как:
-
влияние семьи на ребенка