Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Актуальность. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка……………………………………………………6

1.2 Пути и средства формирования детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка………………………………………14


2.Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка..20


Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Детско-родительские отношения.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

    - в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в  семье сформированы быть не могут;

    - семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество.

    - семья обеспечивает преемственность традиций;

    - важнейшей социальной функцией  семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного  члена общества;

    - существенное влияние оказывает  семья на выбор профессии.

    В современной литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания. Так, стили взаимоотношений в том числе и семейных, делят на три основных: авторитарный, либеральный и демократический.

    Авторитарный  стиль характеризуется стереотипностью  оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей членов семьи, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими, деловыми распоряжениями, основывается на запретах. Чувства и эмоции партнера по общению в расчет не принимается, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. 

    Либеральный стиль проявляется в семье  как отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, безразличие к делам и чувствам другого. В взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь».

    Демократический стиль – это сотрудничество и  взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок поведения в зависимости от ситуации или состояния партнера, с учетом его индивидуальных особенностей. При таком подходе взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывают одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений, не подчеркивают свое руководящее положение.

    Л.М.Шипицына выделяет классификацию нарушенных типов семейного воспитания:

    1. потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребенку.

    2. доминирующая гиперпротекция. Ребенок  находится в центре внимания  у родителей, которые отдают  ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленности ограничения и запреты.

    3. эмоциональное отвержение. Родители безразличны к судьбе ребенка. Это трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка.

    4. повышенная моральная ответственность. Это тип воспитания характеризуется сочетаем высоких требований к ребенку и недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

    5. гипопротекция (гипоопека). Ребенок  предоставлен себе, родители не  интересуются им, не контролируют  его. Как правило родители не интересуются ребенком.

    6. непоследовательный тип. Родители  осуществляются резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости к либерализму и, наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.

    7. воспитание в культе болезни.  Жизнь семьи целиком посвящена  больному ребенку.[16]

    А.И.Захаров  рассматривает в своей работе факторы, определяющие стороны отношений родителей к детям.

    К факторам первого порядка он относит  следующие стороны, или аспекты, отношений родителей:

    1.Во  взаимодействии с детьми родители  непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Например, гиперопека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в идее крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей.

    2.Другая  особенность родительского отношения – это неосознанная протекция личностных проблем родителей на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так: родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют того, в чем сами не являются примером.

    3.Не  могут родители стабилизировать  и кризисные ситуации в психическом  развитии ребенка, справиться  с его страхом и тревогами.

    4.В  воспитании недостает душевной  щедрости; широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.

    Факторами второго порядка являются:

    1.Непониманиесвоеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства.

    2.Непринятие  детей – это непринятие индивидуальности  ребенка, его своеобразия, особенностей  характера.

    3.Несоответствие  требований и ожиданий родителей  возможностям и потребностям  детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение детей.

    4.Несогласованность  отношений между родителями, обусловленная  наличием конфликта, усиленного  контрастными чертами их темперамента.

    Факторы третьего порядка:

    1.Аффективность  – избыток раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность создает эффект суматошности в доме, хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения.

    2.Тревожность в отношениях с детьми выражается:

    - беспокойством и паникой по  любому, даже пустяковому поводу;

    - стремлением чрезмерно опекать  ребенка;

    - не отпускать его от себя;

    - непереносимостью ожидания и  нетерпеливостью, стремлением все  делать для ребенка заранее;

    - сомнением в правильности своих  действий и одновременно навязчивой  потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

    3.Доминантность  в отношениях с детьми означает:

    - безоговорочное предопределение  взрослыми любой свое точки  зрения;

    - категоричность суждения, приказной,  повелевающий тон;

    - стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;

    - навязывание мнений и готовых  решений;

    - стремление к строгой дисциплине  и ограничение самостоятельности;

    - постоянный контроль над действиями  ребенка, особенно над его попытками делать все по-своему.

    Таким образом, семья является и средой обитания и воспитательной средой для умственно отсталого ребенка. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия.  Отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка. Усилия специалистов должны быть  направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психическую помощь родителям с целью смягчить удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Семьи, имеющие детей с умственной отсталостью, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке.                     
 

 

    

    1.2 Пути и средства  формирования детско-родительских  отношений в семье,  имеющей умственно  отсталого ребенка. 

      Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. При нарушениях интеллекта особенно сильно переживается  родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса, по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

    Л.М.Шипицына отмечает, что помощь детям с нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие умственно отсталого ребенка в огромной степени зависит от семейного неблагополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями – в первую очередь, с матерями больного ребенка. Эта работа включает обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказания консультативной и практической помощи. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители умственно отсталых детей должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.[16]

    В.Д.Ермакович  выделяет, что огромную роль во взаимоотношениях в семье, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, имеет эмоциональное состояние матери. Ее аффективная напряженность, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские отношения, но прежде всего на развитие малыша. Иногда мать полностью отказывается от своих интересов, любимого дела, друзей и отдает все силы и время ребенку.[3]

    Работу  по формированию детско-родительских отношений следует начинать с  консультирования семьи, ее психологического изучения. В своей статье В.В. Ткачева выделяет следующие этапы консультирования семьи.

    Первый  этап. Знакомство. Установление контакта. Формы достижения необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

    Второй  этап. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их заменяющих.

    Чаще  всего родителей детей с отклонениями в развитии волнуют следующие  проблемы:

    1. трудности, возникающие в процессе  обучения и воспитания ребенка;

    2. неадекватные поведенческие реакции  ребенка;

    3. негармоничные отношения со сверстниками;

    4. неадекватные межличностные отношения  ребенка с близкими родственниками;

    5. несоответствие между оценкой  возможностей ребенка с специалистами  образовательного учреждения и  родителями;

    6. нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка;

    7. эмоциональное отвержение больного  ребенка кем либо из родителей;  отказ ему даже в материальном  обеспечении;

    8. неадекватное отношение одного  их супругов к больному ребенку  или к другому своему ребенку  с нормальным развитием.

    На  этом этапе формируется первичное  обобщенное представление о проблемах  ребенка и его семьи.

    Третий  этап. Диагностика состояния ребенка.

    На  этом этапе осуществляется диагностика интеллектуально-личностных особенностей ребенка. В процессе выявляется уровень сформированности высших психических процессов, личностные характеристики ребенка.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка