Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание

Актуальность. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка……………………………………………………6

1.2 Пути и средства формирования детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка………………………………………14


2.Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка..20


Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Детско-родительские отношения.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

    Четвертый этап. Определение реальных проблем  семьи.

    Этот  этап продолжает процедуру диагностики  и консультирования семьи. Он посвящен обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной постановке ими проблемы стремиться убедить в неправильности их собственной позиции.

    Пятый этап. Определение способов, с помощью  которых проблем могут быть решены. Основные проблемы семьи, воспитывающих  детей с отклонениями в развитии, могут быть разрешены в результате осуществления следующих мер:

    - правильного выбора для ребенка программы обучения;

    - организации коррекционной работы  с ребенком в домашних условиях;

    - обучение родителей навыкам воспитания  ребенка с отклонениями в развитии;

    - формирования у ребенка адекватных  отношений со всеми членами  семьи и другими лицами (родственниками, учителями);

    - изменения мнения родителей о  «бесперспективность» развития  их ребенка;

    - установления адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.

    Шестой  этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания родителями проблем, сформулированных педагогом. [12]

    Г.А.Мишина в своей работе ставит такие цели работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития:

    оказание  квалифицированной поддержки родителям;

    помощь  близким взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды;

    создание  условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

    формирование адекватного взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

    Также Г.А.Мишина приводит такие формы  организации коррекционно-педагогического  процесса:

    консультативно-рекомендательная;

    лекционно-просветительская;

    практические  занятия для родителей;

    организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;

    индивидуальные  занятия с родителями и детьми.[8]

    Из  опыта работы А.И.Меремьяниной мы узнаем, что работа с родителями должна проходить и на уровне школы, класса и в индивидуальной форме. Проводятся беседы, консультации, классные и общешкольные родительские собрания, посещения семей учащихся, взаимодействие с родительским активом.

    Родители  постоянно находятся под грамотным руководством учителей-дефектологов, психологов, логопедов, социальных педагогов. Они должны стать активными помощниками педагогов в деле воспитания и развития ребенка. Это требует от родителей терпения, настойчивости, понимания и даже педагогической изобретательности.[7]

    Л.Ф.Хайртдинова  обращает внимание на то, что включение  родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка  с особыми образовательными потребностями. Система работы с семьей включает:

    - подготовку педагогов образовательного  учреждения к взаимодействию  с родителями;

    - ознакомление родителей с результатами  диагностики психофизического развития  ребенка;

    - изучение и коррекцию родительских  социально-психологических установок;

    - ознакомление родителей с содержанием  коррекционно-педагогической работы;

    - обучение родителей конкретным  методам и приемам проведения  коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения  и поведения с ним;

    - активное включение родителей  в подготовку и проведение праздников в досуговых мероприятий;

    - повышение педагогической компетенции.

    Прежде  чем начать работу с родителями воспитанников, педагоги должны обсуждать вопросы  сотрудничества на педсоветах, участвовать  в практических семинарах, тренингах, учиться использовать видеоматериалы, посещать и анализировать занятия, родительские собрания; отрабатывать способы разрешения конфликтных ситуаций и снятия эмоционального напряжения.[14]

    И.П.Подласый приводит такие организационные  формы связи школы и семьи:

    1. Индивидуальные:

    - посещение семьи;

    - приглашение родителей в школу;

    - переписка с родителями.

    2. Групповые:

    - лекции;

    - консультации;

    - вечера вопросов и ответов;

    - читательские конференции;

    - педагогические чтения.

    3. Коллективные:

    - родительские собрания (подведение итогов, педагогическое посвящение родителей, выставки ученических работ, творческие отчеты, обсуждение перспектив).[]

    Таким образом, формы организации работы по формированию детско-родительских отношений могут быть различными. Это и индивидуальные виды работ: консультации семьи, беседы, посещение семей на дому, и коллективные: классные и общешкольные собрания. Для оказания максимальной возможной помощи семье, имеющей умственно отсталого ребенка целесообразно проводить специальные психокоррекционные занятия (индивидуальные с ребенком и родителями, а также групповые только для родителей).

    Итак, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с нарушением интеллекта. Важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.

 

    

    2. Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

    Рекомендации  по изучению детско-родительских отношений, имеющей умственно отсталого  ребенка.

    В рамках экспериментального исследования семей, к которых воспитываются  дети с нарушениями развития используются различные методики. Применение этих методик должно строиться на следующих принципах:

    - исследование проводится комплексно  с целью максимального охвата  возможных параметров личности  членов семьи и особенности  их взаимоотношений с социумом;

    - в рамках исследования осуществляется качественный и сравнительный анализ факторов, выявляемых с помощью диагностического инструментария;

    - получаемые результаты должны  быть объективны и строго детерминированы.

    Задачами  методики изучения детско-родительских отношений являются:

    - установление типа детско-родительских отношений и причин их нарушений;

    - изучение динамики детско-родительских  отношений под воздействием коррекции;

    - определение модели семейного  воспитания.

    В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы- интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи.

    Рассмотрим  содержание первого направления.

    Первый  этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

    Второй  этап. Определение проблемы. Здесь  выделяют два подэтапа: определение  проблемы со слов родителей и диагностика  состояния ребенка.

    Третий  этап. Формулирование реальных проблем.

    Четвертый этап. Определение способов, с помощью  которых проблема или проблемы могут  быть решены.

    Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление  понимание проблемы в формулировке психолога-педагога.

    Первый  этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) провидится со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, педагог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:

    - проблем ребенка, возникающих  в процессе его обучения, воспитания  и лечения;

    - взаимоотношений ребенка с матерью  (его послушание – непослушание, агрессивность – ласковость);

    - отношений ребенка с другими  детьми в школе, на улице  (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, показывают на него пальцем);

    - отношений между матерью и  отцом ребенка (треть семей,  воспитывающих детей с отклонениями  в развитии – неполные);

    - отношений матери (отца) к ребенку  (отвержение или принятие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);

     - оценки матерью (отцом) отношения  отца (матери) ребенка к нему и  к нормальным сибсам (позитивная  или негативная) и др.

    Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с  помощью соответствующих методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в интеллектуальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сферах педагог -психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка.

    Содержание  работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к педагогу. Эта цель – определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.

    На  четвертом этапе педагог предлагает родителям оптимальные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:

    - организация коррекционной работы  с ребенком в домашних условиях;

    - обучение родителей навыками  воспитания ребенка с отклонениями  в развитии;

    - формирование у ребенка адекватных  отношений со всеми членами семьи и другими лицами (в образовательном учреждении);

    - изменение позиции родителей  относительно «бесперспективности»  развития их ребенка;

    - установление позитивного климата  и адекватных взаимоотношений  между всеми членами семьи.

    Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно педагог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка