Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:02, курсовая работа
Актуальность. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и другими членами семьи.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка……………………………………………………6
1.2 Пути и средства формирования детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка………………………………………14
2.Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка..20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...25
Четвертый этап. Определение реальных проблем семьи.
Этот этап продолжает процедуру диагностики и консультирования семьи. Он посвящен обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной постановке ими проблемы стремиться убедить в неправильности их собственной позиции.
Пятый этап. Определение способов, с помощью которых проблем могут быть решены. Основные проблемы семьи, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, могут быть разрешены в результате осуществления следующих мер:
- правильного выбора для ребенка программы обучения;
-
организации коррекционной
-
обучение родителей навыкам
-
формирования у ребенка
- изменения мнения родителей о «бесперспективность» развития их ребенка;
-
установления адекватных
Шестой
этап. Подведение итогов, резюмирование,
закрепление понимания
Г.А.Мишина в своей работе ставит такие цели работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития:
оказание квалифицированной поддержки родителям;
помощь близким взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды;
создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
формирование адекватного взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Также
Г.А.Мишина приводит такие формы
организации коррекционно-
консультативно-
лекционно-
практические занятия для родителей;
организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;
индивидуальные занятия с родителями и детьми.[8]
Из опыта работы А.И.Меремьяниной мы узнаем, что работа с родителями должна проходить и на уровне школы, класса и в индивидуальной форме. Проводятся беседы, консультации, классные и общешкольные родительские собрания, посещения семей учащихся, взаимодействие с родительским активом.
Родители
постоянно находятся под
Л.Ф.Хайртдинова
обращает внимание на то, что включение
родителей в коррекционно-
-
подготовку педагогов
-
ознакомление родителей с
-
изучение и коррекцию
-
ознакомление родителей с
-
обучение родителей конкретным
методам и приемам проведения
коррекционных занятий с
- активное включение родителей в подготовку и проведение праздников в досуговых мероприятий;
-
повышение педагогической
Прежде чем начать работу с родителями воспитанников, педагоги должны обсуждать вопросы сотрудничества на педсоветах, участвовать в практических семинарах, тренингах, учиться использовать видеоматериалы, посещать и анализировать занятия, родительские собрания; отрабатывать способы разрешения конфликтных ситуаций и снятия эмоционального напряжения.[14]
И.П.Подласый приводит такие организационные формы связи школы и семьи:
1. Индивидуальные:
- посещение семьи;
- приглашение родителей в школу;
- переписка с родителями.
2. Групповые:
- лекции;
- консультации;
- вечера вопросов и ответов;
- читательские конференции;
- педагогические чтения.
3. Коллективные:
- родительские собрания (подведение итогов, педагогическое посвящение родителей, выставки ученических работ, творческие отчеты, обсуждение перспектив).[]
Таким образом, формы организации работы по формированию детско-родительских отношений могут быть различными. Это и индивидуальные виды работ: консультации семьи, беседы, посещение семей на дому, и коллективные: классные и общешкольные собрания. Для оказания максимальной возможной помощи семье, имеющей умственно отсталого ребенка целесообразно проводить специальные психокоррекционные занятия (индивидуальные с ребенком и родителями, а также групповые только для родителей).
Итак, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с нарушением интеллекта. Важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.
2. Разработка рекомендаций по изучению и формированию детско-родительских отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
Рекомендации по изучению детско-родительских отношений, имеющей умственно отсталого ребенка.
В рамках экспериментального исследования семей, к которых воспитываются дети с нарушениями развития используются различные методики. Применение этих методик должно строиться на следующих принципах:
-
исследование проводится
-
в рамках исследования
-
получаемые результаты должны
быть объективны и строго
Задачами методики изучения детско-родительских отношений являются:
- установление типа детско-родительских отношений и причин их нарушений;
-
изучение динамики детско-
- определение модели семейного воспитания.
В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы- интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи.
Рассмотрим содержание первого направления.
Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два подэтапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.
Третий этап. Формулирование реальных проблем.
Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.
Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимание проблемы в формулировке психолога-педагога.
Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) провидится со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, педагог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:
- проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания и лечения;
-
взаимоотношений ребенка с
- отношений ребенка с другими детьми в школе, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, показывают на него пальцем);
-
отношений между матерью и
отцом ребенка (треть семей,
воспитывающих детей с
-
отношений матери (отца) к ребенку
(отвержение или принятие
- оценки матерью (отцом)
Психолого-педагогическое
изучение ребенка осуществляется с
помощью соответствующих
Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к педагогу. Эта цель – определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.
На
четвертом этапе педагог
-
организация коррекционной
-
обучение родителей навыками
воспитания ребенка с
-
формирование у ребенка
-
изменение позиции родителей
относительно «
-
установление позитивного
Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно педагог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.