Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа
В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.
Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения со сверстниками у детей с ОНР
Глава II Экспериментальное исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
Содержание
Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения со сверстниками у детей с ОНР
Глава II Экспериментальное исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Общение, являясь сложной
и многогранной деятельностью, требует
специфических знаний и умений, которыми
человек овладевает в процессе усвоения
социального опыта, накопленного предыдущими
поколениями. Высокий уровень
В психологии общения рассматривается как основное условие развития ребенка, как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека.
В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности [16].
В современной коррекционной педагогике высказывается мнение о необходимости углубленного изучения общения детей с различными видами патологии, в том числе и при общем недоразвитии речи. У таких детей отмечаются, кроме недоразвития речи, вариативно выраженные отклонения в формировании коммуникативных навыков. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности.
Многочисленные исследования Б.М. Гриншипун, Г.В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной,С. Н. Шаховаской и др. авторов указывают на факт наличия у детей с ОНР стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов [5]. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, приходиться констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются малоизучены.
Актуальность нашего исследования проблемы общения подчеркивается ее теоретической, практической и социально значимостью, необходимостью определения содержания и приемов коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей.
Цель исследования изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР со сверстниками, в условиях специального детского сада на основе изучения их психолого-педагогических особенностей.
Объект исследования общение детей с общим недоразвитием речи и нормальным развитием речи.
Предмет исследования особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования уровень сформированности навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР со сверстниками будет значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, в связи со структурой нарушения.
В соответствии с поставленной целью, выделенным объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
Анализ доступной психолого-
Подбор диагностических
методик и выявление
Сравнительная характеристика данных обследования.
Оформление полученных результатов в виде курсовой работы.
Теоретико-методологической
основой исследования явились: положения
об объективных закономерностях
психического развития нормального
и аномального ребенка, раскрытые
Л.С. Выготским в культурно-
Методы исследования:
- библиографический (изучения литературы по проблеме);
- диагностические методы (наблюдения и беседа);
- количественно-качественный анализ.
Базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад № 126» г. Чебоксары, а именно старшая группа, в состав которой входило 10 детей в возрасте 5 - 6 лет с нормой речевого развития и МДОУ д/с № 67, компенсирующего вида, в состав которой входило 10 детей в возрасте 5 - 6 лет с ОНР.
Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, двух глав (разбитых на параграфы), заключения, списка литературы и приложений.
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Как полагал Л.С. Выготский развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении [4].
Проблема общения многогранна. Разные исследователи вкладывают в понятие общение далеко не одинаковый смысл. Так, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М.С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой [11].
А.А. Леонтьев определяет общение как систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык [9].
Р.С. Немов рассматривал общения как обмен информацией между людьми, их взаимодействие [14].
Усанова О.Н. считает, что
сфера общение в русле
Одни исследователи признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что « разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл» [13, с8]. Известно, что и за рубежом предложено множество определений общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А.А. Леонтьев сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969г. Было предложено 96 определений понятия общения.
В дальнейшем мы будем оперировать понятием, которое предлагает М.И. Лисина.
Общение - взаимодействие двух
(или более) людей, направленное на согласование
и объединение их усилий с целью
налаживания отношений и
Для общения характерно то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.
У маленьких детей общение,
как правило, тесно связано с
игрой, исследованием предметов, рисованием
и другими видами деятельности. Ребенок
то занят своим партнером (взрослым,
ровесником), то переключается на другие
дела. Но даже краткие моменты общения
- это целостная активность, имеющая
у детей своеобразную форму существования.
Поэтому как предмет
Исследования М.И, Лисиной свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается со взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется. А после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность в виде психосоматического комплекса оживления, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь его внимание, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, - человеческое лицо. Из реакции сосредоточения взгляда на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.
В процессе общей жизни у ребенка с матерью возникает новый тип деятельности - непосредственное эмоциональное общение друг с другом. Специфическая особенность этого общения состоит в том, что его предмет - другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность и есть общение. Важно то, что предметом деятельности становится другой человек.
Общение в этот период должно
быть положительно эмоционально окрашенным.
В результате у ребенка создается
эмоционально-положительный
Одними из первых проявляются
ответные реакции на голос матери.
Далее развиваются голосовые
реакции ребенка. Возникают первые
призывы - попытки привлечь взрослого
с помощью голоса, что свидетельствует
о перестройке голосовых
К 9 месяцам малыш становится на ножки, пытается ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Происходит переориентация единой социальной ситуации «мы»: теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет.
К важнейшим новообразованиям младенчества относиться произнесение первого слова. Ходьба и разнообразие действий с предметами обуславливают появление речи, которая способствует общению. В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым меняется изнутри. Малыш приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, дети начинают ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще ограничен.
Общение в этом возрасте
становиться формой организации
предметной деятельности. Оно перестает
быть деятельностью в собственном
смысле слова, так как мотив перемещается
от взрослого на предмет. Общение
выступает как средство предметной
деятельности, как орудие для овладения
традиционными способами
В переходный период - от младенчества к раннему детству - как в деятельности ребенка, так и в общении его со взрослым происходят существенные сдвиги. Значительно дифференцируются отношения к окружающим людям и вещам. Одни отношения возникают на основе удовлетворения основных потребностей ребенка, другие в связи самостоятельной деятельностью с различными предметами , третьи- на почве ориентировки в мире вещей еще не доступных малышу непосредственно, но уже заинтересовавших его [27].
Как только ребенок начинает видеть себя самого, появляется феномен «Я сам». Это требует достижения определенного уровня развития восприятия, интеллекта, речи. Л.С. Выготский называл это новообразование «внешнее Я сам» Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации.
В три года происходит ломка взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым, возникает стремление к самостоятельной деятельности. Взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает возникновение не только внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Намечается тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого - ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и малыш хочет действовать, как они.
Информация о работе Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста