Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения со сверстниками у детей с ОНР
Глава II Экспериментальное исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками.docx

— 59.10 Кб (Скачать документ)

У детей, отнесенных к третьей  группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для  них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений  об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности  для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет  оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий  отсутствует.

Ряд авторов отмечают у  детей с ОНР недостаточные  устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [25].

Детям с ОНР присуще  и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них  плохо координированы, скорость, и  четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Так же у них отмечается недостаточная  координация движений во всех видах  моторики - общей, мимической, мелкой и  артикуляционной.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной отмечается, что:

- у дошкольников с ОНР  имеются нарушения общения, проявляющиеся  в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности  связаны с комплексом речевых  и когнитивных нарушений;

- преобладающая форма  общения со взрослыми у детей 4 - 5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме [20].

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким  нарушениям деятельности общения. При  этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются  серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Изучая особенности развития дошкольников с общим недоразвитием  речи О.А. Слинько отмечает, что не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

Своевременное развитие речи является одним из основных условий  нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и  другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка [17].

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и  степени переживания речевого дефекта  дошкольники с общим недоразвитием  речи Чиркиной Г.В. были разделены на три группы. Дети первой группы не демонстрируют  переживание речевого дефекта, у  них не отмечаются трудности при  речевом контакте. Они активно  взаимодействуют с взрослыми  и сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения. Вступают в общение и поддерживают диалог, часто обращаются друг к  другу с вопросами, комментирующими  и побуждающими высказываниями [18].

У детей второй группы наблюдаются  некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся  к общению, на вопросы стараются  отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в  игре прибегают к невербальным средствам  общения, демонстрируют умеренные  переживания дефекта. Дети этой группы редко проявляют инициативу в  общении. Однако при обращении к  ним они могут поддерживать общение. Если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик, дети проявляют активность, поддерживают начатое общение. На обращения партнеров  по общению чаще реагируют практическими  действиями, чем словесно. Активно  комментируют свои действия и действия партнера. В общении в основном используют диалогический цикл [19].

У детей третьей группы отмечается речевой негативизм, который  выражается в отказе от общения, замкнутости, наблюдается агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения  с взрослым и сверстниками. Дети этой группы редко являются инициаторами общения. Они предпочитают скорее вступить в общение с взрослым, чем со сверстником. Дети остаются безучастными к попыткам партнеров по общению  привлечь их к совместной деятельности, не поддерживают начатое общение. Дети редко обращаются к сверстникам  с просьбами или попытками  обсуждения, наиболее часто употребляемым  типом высказываний являлся вопрос, адресованный взрослому или без адресованный вопрос. Дети этой группы предпочитают действовать молча, часто не учитывая невербальный контекст ситуации. Дети создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникшие между другими детьми. [26,29,30].

Таким образом, уровень общения  детей с ОНР во многом определяет уровень развития речи. Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения  с людьми, так как они рано начинают понимать недостаточность в речевых высказываниях.

Осознание речевой недостаточности  рождает у них неуверенность  в своих силах, замкнутость, раздражительность, обидчивость, усиливает негативизм [23].

Рассмотрев развития общения  детей с ОНР со сверстниками, можно  сделать следующие выводы:

- замедление речевого  развития ограничивает речевой  контакт со сверстниками;

- общение для детей дошкольного возраста с ОНР не является основным источником поступления знаний об окружающем;

- дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре.

- общение дошкольников с ОНР со сверстниками носит эпизодический характер.

Недоразвитие речи снижает  уровень общения, приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная зависимость - при недостаточном  общении темп развития речи и других психических процессов замедляется [12].

 

 

Глава II. Экспериментальное  исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

2.1 Организация  и методы констатирующего эксперимента

Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное  положение: уровень сформированности навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР общение со сверстниками будет значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, в связи со структурой нарушения.

С целью проверки выдвинутого  предположения нами была проведена  исследовательская работа.

Цель исследования: изучить  особенности и выявить уровень  общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с целью  были определены задачи исследования:

1.Подобрать методики, направленные  на диагностику общения со  сверстниками у детей дошкольного  возраста с ОНР.

2.Организовать диагностическое  обследование детей по подобранным  методикам.

3.Сравнить полученные  в результате исследования данные.

4.Подвести итог по результатам,  сделать выводы.

Для исследования общения  детей старшего дошкольного возраста с ОНР со сверстниками были взяты 3 методики: методика изучения навыков  культуры общения, предложенная в пособии  Г.А. Урунтаевой; изучения отношений дошкольников к сверстникам (по средствам анализа их рисунков); методика Г.Л. Цукерман украшение силуэтных изображений рукавичек детьми в паре.

В исследовании принимали  участие двадцать детей старшего дошкольного возраста, из них десять детей посещают коррекционную группу с общим недоразвитием речи, и  десять детей с нормальным речевым  развитием.

Базой исследования явилось  МБДОУ «Детский сад № 126» г. Чебоксары, а именно старшая группа, в состав которой входило 10 детей в возрасте 5 - 6 лет с нормой речевого развития и МДОУ д/с № 67, компенсирующего вида, в состав которой входило 10 детей в возрасте 6 -7 лет с ОНР.

Задание 1. Изучения навыков  культуры общения. Проводилось наблюдение за детьми в естественных условиях (за самостоятельной, коллективной, игровой  и трудовой деятельностью).

Цель - выявить уровень  сформированности коммуникативных навыков.

Полученные данные наблюдения заносились в протоколы общения.

В течение недели мы наблюдали  за детьми 6-7 лет в естественных условиях.

Обработка данных проводилась  по следующей схеме:

Общение со сверстниками:

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен к сверстнику: замечает его настроение; старается  помочь; умеет не отвлекать сверстника  во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его  мнением или действует только  в собственных интересах.

3. Как часто и по  какой причине возникают конфликты  со сверстниками, каким образом  ребенок их разрешает. Как себя  ведет в конфликтных ситуациях  (уступает или кричит и дерется,  обзывается), обращается за помощью  к взрослому и т. д. 

4. Какие взаимоотношения  преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по  отношению ко всем детям; равнодушные;  скрыто негативные; открыто негативные; избирательные. 

Полученные данные мы соотносили с таблицей 1, предложенной в пособии  Г.А. Урунтаевой [24].

Таблица 1 Развитие культуры общения детей старшего дошкольного  возраста со сверстниками

 

Возраст

5-6 лет

6-7 лет

 

Содержание 

Говорят спокойно, с уважением  выполняют просьбы, поручения, охотно. Выполняют правила поведения  в группе в отсутствии воспитателя. В общественных местах ведут себя спокойно, не привлекают внимания, сдержанные, разговаривают негромко.

Закрепляются навыки поведения  в общественных местах, навыки общения  со взрослыми и детьми.

 
       

Задание 2. Изучения отношений  дошкольников к сверстникам (посредствам  анализа их рисунков).

Рисование на тему « Ребенок  детское общество».

Цель: Изучить отношения  дошкольников к сверстникам.

Материал: Листы бумаги разного  цвета, краски.

Инструкция: До начала рисования  ребенку дают разноцветные листы  бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных им больше всего нравиться и какой не нравиться. Затем предлагается нарисовать рисунок на тему «Ребенок детское общество». Рисунок состоит из 3 ситуаций:

Изобразить себя.

Изобразить своего друга.

Изобразить сверстника, к  которому ребенок относится негативно.

Ход выполнения: Ребенку  дается инструкция, он в ходе выполнения инструкции рисует рисунок на листах.

Диапазон применения: Исследование проводиться индивидуально с  детьми 5-7 лет.

Интерпретация данных: Рисунок  анализируется со следующих позиций.

Выбор цвета и связь  с эмоциями (желтый, красный, зеленый - ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый - негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;

Старательность рисования;

Отражение желания детей  в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с папой зарядкой - хочу быть сильным»);

4.Выражение отношения  к сверстнику с помощью содержания  рисунка, линий, аксессуаров, деталей.  На основании анализа рисунков  делают выводы об отношении  ребенка к родителям, воспитателю,  сверстникам.

Задание 3.: Украшение силуэтных  изображений рукавичек детьми в  паре (Г.Л. Цукерман).

Цель: Изучить особенности  общения детей.

Материал: Силуэтные изображения  рукавичек, цветные карандаши.

Инструкция: Двум детям одного возраста дают по одному силуэтному изображению  рукавичек и просят украсить их, но так, что бы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала  надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают один набор карандашей, педагог предупреждает их, что  карандашами надо делиться.

Ход выполнения: Детям дается инструкция, а они в ходе выполнения инструкции разрисовывают силуэтные  изображения рукавичек.

Диапазон применения: Исследование проводится с детьми 4-7 лет.

Интерпретация данных: Анализируется, как протекало взаимодействие детей  по следящим признакам:

Информация о работе Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста