Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения со сверстниками у детей с ОНР
Глава II Экспериментальное исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками.docx

— 59.10 Кб (Скачать документ)

1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению,  как они это делают, какие средства  используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д.

2.Как осуществляют взаимный  контроль по ходу выполнения  деятельности: замечают ли друг  у друга отступления от первоначального  замысла, как на них реагируют.

3.Как относятся к результату  деятельности, своему и партнера.

4.Осуществляют ли взаимопомощь  по ходу рисования.

5.Умеют ли рационально  использовать средства деятельности (делиться карандашами).

Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают  различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или  не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2.Средний уровень: сходство  частичное -- отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3.Высокий уровень: рукавички  украшены одинаковым или очень  похожим узором. Дети активно  обсуждают возможный вариант  узора; приходят к согласию  относительно способа раскрашивания  рукавичек; сравнивают способы  действия и координируют их, строя  совместное действие; следят за  реализацией принятого замысла.

На основе анализа данных исследования детей с нормальным речевым развитием нами были определены и описаны уровни сформированности навыков общения.

Первый уровень (высокий): ребенок легко вступает во взаимодействие, со сверстниками. Речевые высказывания носят внеситуативно- личностный характер, присутствуют высказывания оценочного мнения. Ребенок является инициатором разговора. Во время общения чувствует себя раскованно. Предпочтения отдает беседам на личностные темы. Длительность взаимодействия 15 мин. и более. Ребенок достаточно быстро адаптируется в новой, незнакомой для него обстановке.

Второй уровень (средний): ребенок вступает во взаимодействие со сверстниками. Во время общения  чувствует себя спокойно. Основной объект внимания в ходе деятельности может меняться - переключатся с  человека на книги и игрушки. Предпочтение отдается рассматриванию разных предметов и взаимодействию с ними. Длительность взаимодействия от 7 до 12 мин.

Третий уровень (низкий): контакты со сверстниками практически  отсутствуют, ребенок предпочитает одиночные игры без речевого сопровождения. Использует отдельные речевые высказывания- односложные ответы на вопросы взрослого. Во время взаимодействия чувствует себя скованно, напряженно. Основной объект внимания в первую минуту исследования игрушки. Активность ребенка ограничивается бессмысленным взглядом на объект внимания. Длительность взаимодействия до 5 мин.

2.2 Анализ результатов  исследования.

Проанализировав результаты исследования, и сопоставив их с  описанными нами уровнями развития навыков  общения, мы представили полученные данные в виде Таблице 2 .

Таблица 2 Уровни сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками по итогам исследования ( в % от общего количества)

 

Уровни сформированности навыков общения

Испытуемые

 
 

Дети с ОНР

Дети с нормальным развитием  речи

 

Высокий

30

60

 

Средний

30

30

 

Низкий

40

10

 
       

За период наблюдения за детьми с общим недоразвитием  речи были отмечены следующие особенности. Для общения со сверстниками характерно то, что конфликты среди детей  редки, эмоциональная реакция неадекватна: плач, жалобы - разрешение конфликтов происходит с участием воспитателя. Форма общения  со сверстниками преобладает эмоционально-практическая. У детей не сформировано умение слушать  друг друга. В общении они используют, просты фразы, сверстников называют по имени. Игровые умения у дошкольников развиты слабо. Это выражалось в бедности сюжета, в процессуальном характере игры, низкой речевой активности. Как правило, игры длились недолго, так как дети не могли полностью развернуть сюжет. Они постоянно меняли партнеров по игре, в результате дружеских симпатий не отмечалось.

При распределении обязанностей дети исходят из собственных интересов, дают указания сверстнику в резкой форме.

Коммуникативный контакт в группе детей, не имеющих речевые нарушений имеет некоторые отличия. Дети говорят спокойно, не кричат, не мешают окружающим. С уважением выполняют просьбы, поручения. Ни отмечалось резких выражений, драк и высказываний со стороны детей в адрес своих сверстников. Дети следят за выполнением правил другими, замечают нарушения, указывают на них, но конфликт не развивается. Все негативные эмоции, если и возникали, то достаточно быстро проходили. Отношения в данном детском коллективе дружеские, многие дети имеют друзей, которым помогают и подсказывают.

Результаты проведения методики изучения отношения дошкольников к  сверстникам ( посредством анализа их рисунков).

В группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи все  дети принимали инструкцию и выполняли  ее без особых затруднений. Процесс  рисования вызвал у них интерес. Перед началом процесса рисования  детям предлагалось выбрать из предложенных цветных листов бумаги цвет, который  им нравиться больше всего. В процессе этого выбора выявилось два ребенка  с негативным эмоциональным настроем, остальные дети демонстрировали  положительный эмоциональный фон, выбирая яркие цвета. Непосредственно  в процессе самого рисования дети часто отвлекались, задавая вопросы, не касающиеся темы рисунка. Себя дети рисовали всегда в центре. 30% детей  отказались рисовать сверстника, к  которому они испытывают негативные эмоции, поясняя это тем, что им все нравятся. Друзей дошкольники с ОНР рисовали долго, много о них рассказывают, но в процессе беседы выяснялось, что кроме того друга, которого нарисовал ребенок больше у него друзей нет. Среди сверстников в группе детского сада практически ни у кого нет друзей. Только 40% детей нарисовали своих сверстников из группы. Остальные рисовали сестер или друзей, с которыми они играют на улице, дома.

В основном при рисовании  дети пользовались разными карандашами. Схема рисования человека сформирована не у всех детей, мелкие детали не прорисовывались, один мальчик из группы не стал следовать  инструкции нарисовать людей, а написал  их имена [Приложение 1].

Дошкольники с нормальным речевым развитием показали при  проведении данной методики несколько  иные результаты. Все дети с интересом  приняли инструкцию, выполняли задания  быстро, не отвлекаясь на посторонние  раздражители. При выборе цвета негативное эмоциональное состояние не выявилось  не у одного ребенка. Все дети выбирали яркие цвета (красный, желтый, зеленый). В процессе рисования дети постоянно  комментировали свои действия, при  прорисовывании определенной части  тела называли ее. Они старались, прорисовывали  все детали при рисовании сверстника, который им нравиться. При рисовании  сверстника, к которому они испытывают негативные эмоции, отмечалась некоторая  небрежность. Дети с интересом выполняли  задания, рассказывая, почему они рисовали именно этого человека, плохой он или  хороший. Все 100% детей рисовали себя в центре листа, ближе к себе располагали  своего друга и старались подальше нарисовать сверстника, к которому они испытывают негативные эмоции. При рисовании дети использовали яркую палитру цветов. Схема рисования человека сформирована у всех детей. Интересен тот факт, что в отличие от детей с ОНР у этих детей, были друзья, как в группе, так и на улице, дома. Исходя, из всего этого можно отметить, что дети довольны своим детским коллективом.

Результаты проведения методики изучения коммуникативных умений.

Анализируя результаты данной методики, мы выявляли сформированности навыков совместной деятельности у дошкольников.

Для проведения данной методики детям предлагалось раскрасить пару рукавичек. Для этого дети объединялись в группу по двое. Дошкольники с  ОНР инструкцию поняли сразу. В процессе рисования дети пытались договориться, что они будут рисовать, чтобы  рукавички получились одинаковые, но 20% детей не справились с этим заданием. Дошкольники также пытались навязать свое мнение сверстнику. Многие дети старались  раскрасить и свою рукавичку, и рукавичку  своего сверстника. При выполнении задания у дошкольников с ОНР  не отмечалось ярких эмоциональных  реакций. Эмоции, которые проявлялись у детей не относились к процессу рисования, они возникали периодически и были связаны, чаще всего с посторонними раздражителями. Данные наблюдения говорят о бедности эмоционального компонента у детей данной категории.

Дошкольники без речевых  нарушений показали иные результаты. Им так же было предложено раскрасить одинаково пару рукавичек. Инструкцию дети приняли сразу и выполняли  задание с интересом. 60% детей  отметило, что им уже предлагались такие задания и что они  им очень нравятся. После предъявления инструкции дети сразу начали договариваться о том, что они будут рисовать, каким цветом, в каком именно месте  и т. д. разногласия и противоречия в процессе рисования возникали, но они решались достаточно быстро. Если ребенок с чем- то не соглашался, то другой пытался уговорить его  рисовать именно то, что было задумано с самого начала. 60% детей договорились, что они будут по очереди предлагать, что нарисовать на рукавичке, объясняя, что так никто из них не обидится. Дети делились карандашами, не загораживали листы бумаги руками, как это было в группе детей с ОНР. В процессе самого рисования у детей отмечался  положительный эмоциональный фон. Дети не отвлекались на посторонние  раздражители, вели себя спокойно, для  них очень важным являлся конечный результат деятельности.

Данные, полученные при проведении методики изучения коммуникативных  умений, достаточно полно раскрывают особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

На основе данных, полученных в результате исследования особенностей и уровня общения детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи, мы сделали ряд  выводов:

- у детей наблюдается  ряд особенностей общения со  сверстниками;

- дошкольники редко проявляют  первые инициативу вступления  в контакт со сверстниками;

- общения дошкольников  со сверстниками носит эпизодический  характер;

- дети очень редко берут  инициативу в организации какой-либо  деятельности;

- при выполнении совместных  заданий не наблюдается сотрудничества  между детьми;

- личностные особенности  детей еще более усугубляют  проблему общения со сверстниками;

- нередко среди детей  наблюдаются проявления агрессии;

- особенности общения  детей значительно затрудняют  развитие всех психических процессов,  а так же личности в целом;

- низкий уровень общения  детей значительно затрудняет  их социализацию.

Выявленные в результате исследования особенности общения  со сверстниками, присущие детям с  общим недоразвитием речи показывают, что в большинстве случаев  у детей не происходит самостоятельного овладения системой коммуникативных  умений. Это указывает на необходимость  создания системы занятий по формированию навыков общения со сверстниками [30].

 

 

Заключение

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что общение  со сверстниками играет важную роль в  развитии личности ребенка, в процессах  его социализации. Для ребенка  его общение с другими людьми не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого  развития. Воспитание ребенка в коллективе сверстников - важнейшее условие  всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств.

Диагностика выявления уровня развития общения со сверстниками по основным параметрам общения дала хорошие  результаты. Большинство детей, хотя и не во всех ситуациях, проявляют  инициативу; и пока их инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью, но все  же они, пусть изредка соглашаются  играть друг с другом, откликаются  на предложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают свое эмоциональное  состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы  в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит  о том, что у детей развивается  потребность в общении друг с  другом, складываются предпосылки для  дальнейшего взаимодействия.

С целью проверки гипотезы нами было организовано эмпирическое изучение заявленной проблемы на базе МБДОУ «Детский сад № 126» г. Чебоксары и МДОУ №67.

Для реализации цели исследования был отобран диагностический  материал, модифицированный с учетом возрастных и специфических особенностей детей с ОНР.

Информация о работе Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста