Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа
В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.
Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения со сверстниками у детей с ОНР
Глава II Экспериментальное исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности общения детей с ОНР со сверстниками:
- дошкольники редко проявляют первые инициативу вступления в контакт со сверстниками;
- общение носит эпизодический характер;
- дети редко берут инициативу
в организации какой-либо
- при выполнении совместных
заданий не наблюдается
- личные особенности детей еще более усугубляют проблему общения со сверстниками;
- наблюдаются проявления агрессии;
- особенности общения
детей значительно затрудняют
развитие всех психических
Так же было выявлено три уровня развития общения детей с ОНР старшего дошкольного возраста со сверстниками: высокий, средний, низкий.
30% дошкольников с ОНР
обладают высоким уровнем
Результаты исследования показали, что у испытуемых наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков, это выражается в трудностях контактирования со сверстниками, так как не все дети готовы к кооперации по собственной инициативе.
Это указывает на необходимость
введения в работу воспитания и обучения
специальных технологий, направленных
на развитие языковых средств языка
и их использования в
Таким образом, поставленные цель и задачи исследовательской работы достигнуты. Положительный результат нашего эксперимента подтверждает гипотезу, сформулированную в начале исследования: уровень сформированности навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР со сверстниками будет значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Список используемой литературы
1. Бойков, Д. И. Общение
детей с проблемами в развитии:
коммуникативная
2. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/Под ред. Л. С. Волковой. - 2-е изд. В 2-х книках. Книга I. М.: Просвещение : Владос, 1995. - 384 с.
3. Преодоление общего
недоразвития речи у
4. Выготский, Л. С. Игра
и ее роль в психическом
развитии ребенка // Дошкольное
образование: приложение к
5. Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР// Логопед в детском саду. - 2006. №3 с 36-38.
6. Запорожец, А. В. , Лисина, М. И. Развитие общения у дошкольников М. : Педагогика, 1974. - 288 с.
7. Золотнякова, А. С. Проблемы психического общения: учебное пособие к спецкурсу / А. С. Золотнякова ; Министерство просвещения РСФСР ; Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт ; [отв. ред. А. Ф. Яковличева]. -- Ростов н/Д, 1976. -- 146 с.
8. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е. Е. Кравцова ; Академия педагогических наук СССР, Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания. -- М. : Педагогика, 1991. -- 152 с. -- (Образование. Педагогические науки. Педагогическая психология).
9. Леонтьев, А. А. Психология общения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд. - М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.
10. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения/ Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
12. Лаврентьева, Е. Особенности
развития коммуникативных
13. Ломов, Б. Ф. Проблема общения:сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии ; Под ред. Б. Ф. Ломова. -- М. : Наука, 1981. -- 280 с
14. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. А. Немов. - 5-е изд. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 687 с.
15. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. -- СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. -- 300 с.
16. Петренко, А. Ю. Особенности
коммуникативно-познавательных
17. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 216 с.
18. Рояк, А.А. «Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка». М; «Педагогика», 2006.-380 с.
19. Соловьева, Л.Г. «Особенности коммуникации детей с общим недоразвитием речи» // Дефектология, 2006 г., №1. С. 26.
20. Смирнова, Е. О. Психология
ребенка: Учебник для
21. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология : Учебное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
22. Усанова, О. Н. Специальная психология. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с.
23. Усольцева, Н. К. формирование
предпосылок диалогического
24. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр « Академия», 2009. - 368 с.
25. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.-М.: Маяк., 2006.-258 с.
26. Шевандрин, Н.И. Выявление уровня развития межличностных отношений группы на основе её ценностно-ориентационного единства: Автореф дис. канд. псих. наук. М., 2004.-373 с.
27. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин; Ред.и вступ.ст.Д.И.Фельдштейна. -- М. : Ин-т практич.психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. -- 416 с.
28. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; Академия педагогических наук СССР; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -- М. : Педагогика, 1989. -- 555 с.
29. http://www.sunhome.ru/
30. http://www/sunhome/ru/
Информация о работе Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста