Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения со сверстниками у детей с ОНР
Глава II Экспериментальное исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками.docx

— 59.10 Кб (Скачать документ)

В результате проведенного исследования были выявлены следующие  особенности общения детей с  ОНР со сверстниками:

- дошкольники редко проявляют  первые инициативу вступления  в контакт со сверстниками;

- общение носит эпизодический  характер;

- дети редко берут инициативу  в организации какой-либо деятельности;

- при выполнении совместных  заданий не наблюдается сотрудничества  между детьми;

- личные особенности детей  еще более усугубляют проблему  общения со сверстниками;

- наблюдаются проявления  агрессии;

- особенности общения  детей значительно затрудняют  развитие всех психических процессов.

Так же было выявлено три  уровня развития общения детей с  ОНР старшего дошкольного возраста со сверстниками: высокий, средний, низкий.

30% дошкольников с ОНР  обладают высоким уровнем развития  общения, 30% средним и 40% - низким.

Результаты исследования показали, что у испытуемых наряду с основными речевыми трудностями  отмечается крайне низкий уровень коммуникативных  умений и навыков, это выражается в трудностях контактирования со сверстниками, так как не все дети готовы к кооперации по собственной инициативе.

Это указывает на необходимость  введения в работу воспитания и обучения специальных технологий, направленных на развитие языковых средств языка  и их использования в коммуникативной  деятельности.

Таким образом, поставленные цель и задачи исследовательской  работы достигнуты. Положительный результат  нашего эксперимента подтверждает гипотезу, сформулированную в начале исследования: уровень сформированности навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР со сверстниками будет значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Бойков, Д. И. Общение  детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация  личности; учебно-методическое пособие  для студентов вузов / Д. И.  Бойков. - Спб.: КАРО, 2005.- 280 с.

2. Логопедия: Учеб. Для  студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/Под ред. Л. С. Волковой. - 2-е изд. В 2-х книках. Книга I. М.: Просвещение : Владос, 1995. - 384 с.

3. Преодоление общего  недоразвития речи у дошкольников : Учебно- методическое пособие/ Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований : В. Секачев, 2002. - 286 с.

4. Выготский, Л. С. Игра  и ее роль в психическом  развитии ребенка // Дошкольное  образование: приложение к газете  « Первое сентября» 2005. № 15 - с 2,4.

5. Дубова, Н. В. Об особенностях  навыков общения дошкольников  с ОНР// Логопед в детском саду. - 2006. №3 с 36-38.

6. Запорожец, А. В. , Лисина, М. И. Развитие общения у дошкольников М. : Педагогика, 1974. - 288 с.

7. Золотнякова, А. С. Проблемы психического общения: учебное пособие к спецкурсу / А. С. Золотнякова ; Министерство просвещения РСФСР ; Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт ; [отв. ред. А. Ф. Яковличева]. -- Ростов н/Д, 1976. -- 146 с.

8. Кравцова, Е. Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе. / Е. Е. Кравцова ; Академия педагогических наук СССР, Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания. -- М. : Педагогика, 1991. -- 152 с. -- (Образование. Педагогические науки. Педагогическая психология).

9. Леонтьев, А. А. Психология  общения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд. - М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.

10. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения/ Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.

11. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.

12. Лаврентьева, Е. Особенности  развития коммуникативных умений  у дошкольников с ОНР // Логопед  в детском саду - 2011. № 4 - с. 72-74.

13. Ломов, Б. Ф. Проблема  общения:сборник статей / АН СССР, Ин-т психологии ; Под ред. Б. Ф. Ломова. -- М. : Наука, 1981. -- 280 с

14. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. А. Немов. - 5-е изд. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 687 с.

15. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. -- СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. -- 300 с.

16. Петренко, А. Ю. Особенности  коммуникативно-познавательных способностей  детей с общим недоразвитием  речи // Логопед в детском саду 2011. - № 4 с. 75-78.

17. Развитие общения дошкольников  со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 216 с.

18. Рояк, А.А. «Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка». М; «Педагогика», 2006.-380 с.

19. Соловьева, Л.Г. «Особенности  коммуникации детей с общим  недоразвитием речи» // Дефектология, 2006 г., №1. С. 26.

20. Смирнова, Е. О. Психология  ребенка: Учебник для педагогических  училищ и вузов. - М. : Школа-Пресс, 1997. - з84 с.

21. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология : Учебное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.

22. Усанова, О. Н. Специальная  психология. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с.

23. Усольцева, Н. К. формирование  предпосылок диалогического общения  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР: Автореф дис. канд. псих. наук. М., 2005.-264 с.

24. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр « Академия», 2009. - 368 с.

25. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду.-М.: Маяк., 2006.-258 с.

26. Шевандрин, Н.И. Выявление уровня развития межличностных отношений группы на основе её ценностно-ориентационного единства: Автореф дис. канд. псих. наук. М., 2004.-373 с.

27. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин; Ред.и вступ.ст.Д.И.Фельдштейна. -- М. : Ин-т практич.психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. -- 416 с.

28. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; Академия педагогических наук СССР; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -- М. : Педагогика, 1989. -- 555 с.

29. http://www.sunhome.ru/psyhologu/1309

30. http://www/sunhome/ru/psyhologu/1670


Информация о работе Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста