Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организаций действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические аспекты изучения проблемы общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками
1.1 Общение и его развитие в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения со сверстниками у детей с ОНР
Глава II Экспериментальное исследование сформированности навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со сверстниками.docx

— 59.10 Кб (Скачать документ)

Глубокая перестройка  побуждений ребенка - одна из предпосылок  для возникновения и широкого развития в дошкольном возрасте новых  видов деятельности: ролевой игры, изобразительной, конструктивной деятельности, элементарных форм трудовой деятельности. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний все это и есть начальная форма осознания ребенком самого себя. Значительно расширяется и круг жизненных отношений, изменяется образ жизни ребенка, формируются новые отношения со взрослыми и новые виды деятельности. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов.

Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Ребенок  в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в  большинстве случаев близкого человека. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными  средствами языка, и это создает  возможность для осуществления  общения, опирающегося на собственные  средства.

В первом полугодии жизни  ведущий мотив общения детей  со взрослыми - личностный, со второго полугодия жизни до двух лет ведущим становится деловой мотив общения [3]. В первой половине дошкольного детства ведущим становиться познавательный, а во второй - снова личностный мотив. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка положением общения в системе общей жизнедеятельности.

В дошкольном возрасте дети ищут в сверстнике партнера для обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют  свои физические возможности. В старшем  дошкольном возрасте (5-6 лет) по-прежнему на первом месте остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается значение познавательных мотивов и  за рамками сотрудничества. Дошкольникам 6-7 лет также наиболее присущи  мотивы делового сотрудничества, еще  стремительнее увеличивается роль познавательных; дети обсуждают с  ровесниками серьезные жизненные  вопросы, вырабатывают общие решения.

Общение осуществляется с  помощью разнообразных средств. Под средствами понимаются те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения:

экспрессивно мимические (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации) ;

предметно действенные (локомоторные и предметные движения ; позы, используемые для целей общения ; приближения, удаления, вручения предметов, протягивания взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы вызывающие протест, желание уклониться от контактов со взрослыми или стремление приблизиться к нему, быть взятым на руки);

речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Эти категории средств  общения появляются у ребенка  в том порядке, в котором перечислены  и составляют основные коммуникативные  операции в дошкольном детстве [10].

В общении с окружающими  людьми дети используют средства общения  всех категорий, которыми уже овладели, интенсивно используя те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих  индивидуальных предпочтений. Комплексы  отдельных аспектов, характеризующих  развитие структурных компонентов  общения (потребностей, мотивов, операций и т.п.), в совокупности порождают  системные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной  деятельности. Эти качественно специфические  образования, являющиеся этапами онтогенеза общения, были названы формами общения [6].

Одновременное изменение  потребностей, мотивов и средств  общения детей ведет к изменению  формы коммуникативного развития. Традиционно  выделяют четыре формы общения детей  со взрослыми (по М. И. Лисиной):

ситуативно-личностная (непосредственно  эмоциональная);

ситуативно-деловая (предметно-действенная)

внеситуативно- познавательная

внеситуативно- личностная

Ситуативно-личностная форма  общения в онтогенезе первой примерно в 0-2 месяца имеет самое короткое время существования в самостоятельном  виде: до 6 месяцев. Ведущий мотив  в этот период жизни - личностный.

Общение малышей со взрослыми- это самостоятельные эпизоды обмена выражениями нежности и ласки. Это общение непосредственное, что и отражено в прежнем названии ситуативно-личностного общения: «непосредственно-эмоциональное».

Ведущее место при ситуативно-личностном общении занимают экспесивно-мимические средства (улыбка, взгляд, мимика и т.д.) Для целей общения в этот период жизни формируется комплекс оживления. Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни.

Ситуативно- деловая форма общения со взрослыми появляется в онтогенезе второй и существует от шести месяцев до трех лет. Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность (предметно-манипулятивную), помогая ей и обслуживая ее. На центральное место выдвигается деловой мотив, так как главные поводы для контактов ребенка с взрослыми связаны с их общими практическим сотрудничеством. Ведущее положение при ситуативно-деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного вида (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения).

Ситуативно-деловое общение  имеет важное значение в жизни раннего возраста. В этом периоде дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами к все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними. В этом переходе общение играет решающую роль.

В первой половине дошкольного  детства у ребенка возникает  третья форма общения - внеситуативно-познавательная. Как и вторая форма общения она опосредована, но вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в совместную познавательную деятельность («теоретическое» сотрудничество). Ведущим мотивом становится познавательный. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого.

Речевые операции становятся основным средством общения детей, владеющих внеситуативно-познавательной формой общения. Познавательное общение тесно переплетается с игрой, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В сочетании оба вида активности расширяют познания детей об окружающем мире, углубляют их осведомленность о сторонах действительности, выходящих за рамки чувственного восприятия. Требующих сформированности социально-перцептивных навыков и соответствующего опыта.

К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая форма  общения со взрослыми - внеситуативно-личностная. Ведущим в этой форме является личностный мотив.

Еще одна способность становления  общения в конце дошкольного  детства- произвольный контекстный характер обучения, который имеет прямое отношение к готовности к школьному обучению. Потеря непосредственности в общении со взрослыми и переход к произвольности в виде способности подчинять свое поведение определенным задачам, правилам и требованиям выступает существенным компонентом психологической готовности к школьному обучению [8]. Чем совершение форма общения со взрослым, тем внимательнее и чувствительнее ребенок к оценке взрослого, к его отношению, тем выше значение материала общения. Поэтому на уровне внеситуативно- личностной формы общения дошкольники легче усваивают сведения, излагаемые взрослым в ходе игры, в условиях приближенных к занятиям. Сформированность внесутиативно -личностной формы общения к школьному возрасту приобретает особое значение и обуславливает коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению.

В общении детей со сверстниками выделяют так же последовательно  сменяющие друг друга формы общения (М.И. Лисина):

эмоционально-практическую;

ситуативно-деловую;

внеситуативно-деловую.

Эмоционально практическая форма общения возникает на третьем  году жизни ребенка. От сверстников  он ожидает соучастия в своих  забавах и самовыражениях. Основные средства общения - эксперсивно-мимические.

Примерно в четыре года дети переходят ко второй форме общения  со сверстниками - ситуативно-деловой, роль которой заметно возрастает среди других видов активной деятельности. Существует зависимость между речевой  недостаточностью и особенностями  психического развития ребенка. При  задержке речевого развития на фоне на фоне патологии формирования всех сторон речи могут, отмечается отклонения в  психическом развитии ребенка, может  замедлиться развитие гностических процессов, эмоционально-волевой сферы, характера , а иногда и личности в целом. В самом конце дошкольного детства у некоторых детей складывается новая форма общения - внеситуативно-деловая. Жажда сотрудничества побуждает дошкольников к наиболее сложным контактам. Сотрудничество, оставаясь практическими сохраняя связь с реальными делами детей , приобретает внеситуативный характер. Это связано с тем, что на смену сюжетно-ролевым играм приходят игры с правилами, которые являются более условными [1].

Обобщая все выше сказанное, мы сделали выводы:

-возникающие в конце  2-го и начале 3-го года жизни,  навыки общения у ребенка претерпевают  значительные изменения;

-в рамках дошкольного  детства последовательно сменяются  три качественные ступени в  общении детей со сверстниками (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая,  внеситуативно-деловая);

-для каждой из форм  общения характерны изменения  содержательного характера, обусловленные  развитием жизнедеятельности ребенка;

-На протяжении всех 5 лет  возрастает отделенность общения от других типов взаимодействия дошкольников с детьми, направленность его активности только на сверстника как субъекта, внеситуативность общения, значимость общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ним.

Таким образом, общение является решающим фактором становления внутреннего  мира человека, обуславливает структуру  сознания, играет существенную роль в  формировании его содержания, является тем контекстом, в котором возникает , складывается и развивается социальное поведения ребенка. Общение имеет важное значение в общем психическом развитии ребенка, так как благодаря ему создаются благоприятные условия для самопознания и формирования самооценки, развития инициативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  общения со сверстниками у  детей с ОНР

Впервые теоретическое обоснование  проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные  речевые расстройства, при которых  у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся  к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи может  наблюдаться при наиболее сложных  формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность  словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются: позднее  начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонем образования [2] .

У детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений  задерживается развитие психических  процессов и не формируются коммуникативные  навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями [23].

Так, обладая полноценными предпосылками для овладения  мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического  мышления, с трудом овладевают мыслительными  операциями. Данные экспериментальных  исследований Т.Д. Барменковой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций [21].

Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень  сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

Информация о работе Особенности и уровень общения детей старшего дошкольного возраста