Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является теоретическое изучение особенностей использования дидактических игр как способа руководства обучением и развитием дошкольников с ЗПР, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной категории в целях их познавательного развития.
Введение……………………………………………………………………..3
I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………….7
1.1. Сущность дидактической игры и её место в обучении и развитии дошкольников…………………………………………………………………..7
1.2. Проблемы игровой деятельности дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………………………………14
1.3.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………….16
1.4. Особенности дидактической игры для дошкольников с ЗПР….21
II. Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР……………………………………………….26
2.1.Методика экспериментального исследования………………..26
2.2.Анализ полученных результатов………………………………32
2.3.Методические рекомендации по использованию дидактических игр для развития и обучения дошкольников с ЗПР………………………..35
Заключение……………………………………………………………….37
Литература…………………………………
Курсовая работа «Особенности дидактической игры для дошкольников с ЗПР»
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………….7
1.1. Сущность дидактической игры и её
место в обучении и развитии дошкольников………………………………………………
1.2. Проблемы игровой деятельности
дошкольников в психолого-
1.3.Психолого-педагогическая
1.4. Особенности дидактической
II. Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР……………………………………………….26
2.1.Методика экспериментального исследования………………..26
2.2.Анализ полученных
2.3.Методические рекомендации
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артёмова, Г.Г. Григорьева. В игре ребёнок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность ребёнка воздействовать на окружающий его мир.
Использование
дидактической игры в учебно-воспитательном
процессе дошкольных учреждений вызвано,
прежде всего, тем, что игра является
ведущей деятельностью в этом
возрасте. Вместе с тем исследований,
направленных на изучение проблемы использования
дидактических игр в эколого-
Знания,
приобретённые путём
Концепция дошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к школе.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
«Сделать серьезное
занятие для ребенка
Именно
поэтому психологи и педагоги-
Актуальность определяется важностью разработки проблем форм
организации жизни детей в ДОУ и необходимостью использования дидактических игр в этом процессе.
Целью работы является теоретическое изучение особенностей использования дидактических игр как способа руководства обучением и развитием дошкольников с ЗПР, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной категории в целях их познавательного развития.
Гипотеза курсовой работы: Развитие детей с ЗПР в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить:
Задачи работы:
1. Изучить и
проанализировать психолого-
2. Изучить личностные особенности детей с ЗПР и особенности проведения дидактических игр в дошкольном учреждении.
3. Составить методические рекомендации по использованию дидактической игры для развития и обучения дошкольников с ЗПР для воспитателей, методистов и родителей.
Для решения задач исследования применялись следующие методы:
1. Изучение и
анализ теоретической
2. Изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР
3.Констатирующее наблюдение;
Объект исследования – особенности дидактических игр в образовании и развитии дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство обучения и развития дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам в организации работы по обучению и развитию дошкольников с ЗПР по средствам дидактических игр.
I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР
1.1. Сущность дидактической игры и её место в обучении и развитии дошкольников.
Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется «Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста».
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая
игра - средство обучения, поэтому она
может быть использована при усвоении
любого программного материала и
проводиться на занятиях как учителем-дефектологом
(индивидуальных и групповых), так
и воспитателем, а также включаться
в музыкальные занятия, быть одним
из занимательных элементов на прогулке,
может представлять собой и особый
вид деятельности. В дидактической
игре создаются такие условия, в
которых каждый ребенок получает
возможность самостоятельно действовать
в определенной ситуации или с
определенными предметами, приобретая
собственный действенный и
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.