Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое изучение особенностей использования дидактических игр как способа руководства обучением и развитием дошкольников с ЗПР, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной категории в целях их познавательного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………….7
1.1. Сущность дидактической игры и её место в обучении и развитии дошкольников…………………………………………………………………..7
1.2. Проблемы игровой деятельности дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………………………………14
1.3.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………….16
1.4. Особенности дидактической игры для дошкольников с ЗПР….21
II. Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР……………………………………………….26
2.1.Методика экспериментального исследования………………..26
2.2.Анализ полученных результатов………………………………32
2.3.Методические рекомендации по использованию дидактических игр для развития и обучения дошкольников с ЗПР………………………..35
Заключение……………………………………………………………….37
Литература…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности дидактической игры для дошкольников с ЗПР.docx

— 75.09 Кб (Скачать документ)

Курсовая  работа «Особенности дидактической  игры для дошкольников с ЗПР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………….7

      1.1. Сущность дидактической игры и её место в обучении и развитии дошкольников…………………………………………………………………..7

      1.2. Проблемы игровой деятельности  дошкольников в психолого-педагогической  литературе……………………………………………………14

      1.3.Психолого-педагогическая характеристика  дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………….16

     1.4. Особенности дидактической игры  для дошкольников с ЗПР….21

II. Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР……………………………………………….26

       2.1.Методика экспериментального исследования………………..26

       2.2.Анализ полученных результатов………………………………32

       2.3.Методические рекомендации по  использованию дидактических игр  для развития и обучения дошкольников  с ЗПР………………………..35

Заключение……………………………………………………………….37

Литература………………………………………………………………..38

Приложение……………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и  формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребенка.

Позиция понимания целесообразности игры в  обучении детей дошкольного возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова, В.А. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.В. Артёмова, Г.Г. Григорьева. В игре ребёнок не только уточняет и закрепляет свои знания, но и вновь эмоционально переживает знакомые явления и жизненные ситуации. В игре возникает потребность ребёнка воздействовать на окружающий его мир.

Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Вместе с тем исследований, направленных на изучение проблемы использования  дидактических игр в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста почти нет.

Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

Концепция дошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к школе.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризуется определенным ведущим  видом деятельности. В отечественной  психологии под ведущей деятельностью  понимается та, в процессе которой  происходят качественные изменения  в психике детей, формируются  и развиваются основные психические  процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные  именно для данного конкретного  возраста.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

«Сделать серьезное  занятие для ребенка занимательным  – вот задача первоначального  обучения» - К.Д. Ушинский.

Именно  поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и  методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий  эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Актуальность определяется важностью разработки проблем форм

организации жизни детей в ДОУ и необходимостью использования дидактических игр в этом процессе.

Целью работы является теоретическое изучение особенностей использования дидактических игр как способа руководства обучением и развитием дошкольников с ЗПР, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной категории в целях их познавательного развития.

Гипотеза  курсовой работы:  Развитие детей с ЗПР в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить:

    • систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни,
    • максимально - познавательную активность детей,
    • комплексное решение всех задач относительно развития психических, познавательных процессов,
    • целесообразную частность планирования в течение года дидактических игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Задачи работы:

1. Изучить и  проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме использования  возможностей дидактической игры  как средства развития и поддержания  познавательной активности ребенка-дошкольника с ЗПР.

      2. Изучить личностные особенности детей с ЗПР и особенности проведения дидактических игр в дошкольном учреждении.

3. Составить методические рекомендации по использованию дидактической игры для развития и обучения дошкольников с ЗПР для воспитателей, методистов и родителей.

Для решения задач  исследования применялись следующие методы:

1. Изучение и  анализ теоретической литературы  по психологии и педагогике, рассматривающей  игровую деятельность, её значение  в формировании личности ребенка. 

2. Изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР

3.Констатирующее наблюдение;

Объект исследования – особенности дидактических игр в образовании и развитии дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство обучения и развития дошкольников с ЗПР.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам в организации работы по обучению и развитию дошкольников с ЗПР по средствам дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми  дошкольного возраста с ЗПР

      1.1. Сущность дидактической игры и её место в обучении и развитии дошкольников.

Основной  формой воздействия на ребенка в  специальных дошкольных учреждениях  являются организованные занятия, в  которых ведущая роль принадлежит  взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется «Программой  воспитания и обучения умственно  отсталых детей дошкольного возраста».

Усвоение  программного материала зависит  от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить  и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия  взрослого на ребенка. В то же время  игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует  ребенок. Важно, чтобы эти две  цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она  может быть использована при усвоении любого программного материала и  проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых), так  и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним  из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. В дидактической  игре создаются такие условия, в  которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать  в определенной ситуации или с  определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный  опыт. Это особенно важно для умственно  отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Умственно  отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного  действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет  обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения  к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в  обучающем процессе специального дошкольного  учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить  ребенку получить собственный опыт.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и  формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия  и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра используется при обучении детей  математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в  развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей  содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель  одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного  возраста. Если на занятиях расширяются  и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в  играх-занятиях, собственно дидактических  играх) детям предлагаются задания  в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая  деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют  интерес к игре, ее правилам и  действиям, если эти правила ими  усвоены.

Информация о работе Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР