Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое изучение особенностей использования дидактических игр как способа руководства обучением и развитием дошкольников с ЗПР, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной категории в целях их познавательного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………….7
1.1. Сущность дидактической игры и её место в обучении и развитии дошкольников…………………………………………………………………..7
1.2. Проблемы игровой деятельности дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………………………………14
1.3.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………….16
1.4. Особенности дидактической игры для дошкольников с ЗПР….21
II. Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР……………………………………………….26
2.1.Методика экспериментального исследования………………..26
2.2.Анализ полученных результатов………………………………32
2.3.Методические рекомендации по использованию дидактических игр для развития и обучения дошкольников с ЗПР………………………..35
Заключение……………………………………………………………….37
Литература…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности дидактической игры для дошкольников с ЗПР.docx

— 75.09 Кб (Скачать документ)

Прежде  чем начать игру, необходимо вызвать  у детей интерес к ней, желание  играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора  на игру, напоминания об игре, в которую  дети охотно играли раньше. Воспитатель  должен так направлять игру, чтобы  незаметно для себя не сбиваться  на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается  в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как  деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что  их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они  могут бурно реагировать на различные  действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом  начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более  замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу  эмоциональный настрой несколько  снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о  содержании игры предельно кратки и  четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель  и от детей: «Скажи коротко, но чтобы  тебя все поняли». Поэтому в дидактических  играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые  отличаются выразительностью и краткостью.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки  ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность  в своих силах.

Если  игра с элементами соревнования (кто  быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при  подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы  избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются  правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как  победителя.

В дидактических  играх создаются такие условия, в которых ребенок с ЗПР получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно беднее, не зафиксирован и не обобщен.

 

II. Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР

       2.1.Методика экспериментального исследования

Определение уровня психического развития ребенка  является важнейшим направлением в  деятельности дефектолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения  к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и правил поведения, а также сложности  во взаимоотношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. И самое  удобное для диагностики тех  или иных состояний являются диагностические  методики, и в том числе, различного рода тестовые процедуры.

Диагностика позволяет выявить степень его  созревания. Речь идет о соответствии созревания определенных мозговых структур, нервно- психических функций условиям и целям его воспитания.

Экспериментальное исследование проводилось нами в  течение ……..Оно проводилось в средней группе детей с задержкой психического развития. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте  от 5 до 6 лет.

Методика 1. Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка

Проведение исследования.

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные  игрушки, и предлагаю ему в  течение минуты рассмотреть их. Затем  экспериментатор подзывает ребенка  к себе и предлагает послушать  сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую  он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор  спрашивает испытуемого, что ему  в данный момент хочется: поиграть с  выставленными на стол игрушками  или дослушать сказку до конца.

 

Текстовый материал

Сказка

Почему  зайцы зимой белые шубки носят.

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз  расхвастался:

- Я  самый сильный в лесу. Любого  одолею, заморожу, в сосульку превращу.

- Не  хвастай, Мороз Васильевич, не  одолеешь! – говорит заяц.

- Нет,  одолею!

- Нет,  не одолеешь! – стоит на своем  заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз  заморозить зайца. И говорит:

-Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

-Давай, - согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся  тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод  напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается  по снегу и поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит  солнышко ярко!

Уставать  стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий  заяц!» А сам еще сильнее  лютует, такого холода напустил, что  кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

Совсем  из силы Мороз выбился, а заяц и  не думает замерзать. Отступился Мороз  от зайца:

-Разве тебя, косой, заморозишь – ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С  той поры все зайцы зимой ходят  в белых шубках.

Выводы.

Дети  с выраженным познавательным интересом  обычно предпочитаю дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Методика 2. Экспресс – диагностика познавательных процессов дошкольников

Экспресс  – диагностика представляет собой  комплект из семи заданий для детей  трех-семи лет. Используя игровой  материал и специальные психологические  методики, психолог характеризует интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким  образом, чтобы за короткий отрезок  времени (15 мин.) определить успешность дошкольника в обучении, сделать  срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты количественно:

Задание выполнено полностью        + (3 балла);

1-2 ошибки  в задании                    + (2 балла);

3 и более  ошибок                   + (1 балл);

не понимает задания, не выполняет       - (0 баллов).

Задание 1. «Ознакомительная беседа»

А. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (число , месяц, время года).

В. Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего правого уха? А левой рукой до правого глаза?

Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А», учитывается контактность ребенка; группы «Б» – отражается особенность восприятия временных понятий; группы «В» – пространственных понятий (лево - право).

Задание 2. «Кубики–вкладыши» (Можно  использовать пирамидки, матрешки, «ведерки»)

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить?

(взрослый  разбрасывает кубики-вкладыши на  полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный…маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (от 1 до 9).

Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1).

Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких).

Е. Попробуй собрать кубики и сложить их вместе.

Оценивая результаты, анализируются:

А – контактность ребенка, сила социальных запретов.

Б – восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

В – навык прямого счета.

Г – навык обратного счета.

Д – сформированность понятия числа.

Е – сформированность мышления («пробы и ошибки» – наглядно-действенное мышление; внутренние представления – наглядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

Задание 3. «Чудесные окошки»

Стимульный материал: 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе, а ребенок называет каждое «окошко»).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравиться по цвету, по форме.

Оценивая результаты, анализируются:

А – восприятие цвета, формы.

Б – эмоциональные предпочтения.

Задание 4. «Семена»

Оборудование: карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) – от 3 до 9 карточек.

Для детей  младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего – 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помогу продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет «семена»).

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку). Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Оценивая результаты, анализируются:

А – способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез).

Б – развитие зрительного внимания и памяти.

Задание 5. «Попугайчик»

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то-ца (ребенок повторяет); то-ца-му (ребенок повторяет); то-ца-му-де  (ребенок повторяет); то-ца-му-де (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу(ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча-ле (ребенок повторяет).

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко).

В. Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты будешь его заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар …..сладкий.

Днем  светло, а ночью ….

Ходишь  ногами, а бросаешь …

У собачки  маленькие щенята, а у лошадки  маленькие …

У птицы  перья, а у рыбы …

Оценивая результаты, анализируются:

А – кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат – более пяти слогов).

Б – объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат – более пяти слов).

В – способности ребенка к аналогиям.

Задание 6. «Волшебные картинки»

Оборудование: 1) три картинки: а)1-я разрезанная на две части;

б) 2-я - на четыре части; в) 3-я – на шесть частей;

2) серия  сюжетных рисунков (3-4 картинки).

А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. Взрослый предлагает сначала сложный уровень – 6 частей, затем средний – 4 картинки, последний – простой – 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Оценивая результаты, анализируются:

А – целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи.

Информация о работе Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР