Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью работы является теоретическое изучение особенностей использования дидактических игр как способа руководства обучением и развитием дошкольников с ЗПР, и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной категории в целях их познавательного развития.
Введение……………………………………………………………………..3
I. Теоретические аспекты проблемы организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………….7
1.1. Сущность дидактической игры и её место в обучении и развитии дошкольников…………………………………………………………………..7
1.2. Проблемы игровой деятельности дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………………………………14
1.3.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР……………………………………………………………………………….16
1.4. Особенности дидактической игры для дошкольников с ЗПР….21
II. Особенности использования дидактической игры в обучении и развитии дошкольников с ЗПР……………………………………………….26
2.1.Методика экспериментального исследования………………..26
2.2.Анализ полученных результатов………………………………32
2.3.Методические рекомендации по использованию дидактических игр для развития и обучения дошкольников с ЗПР………………………..35
Заключение……………………………………………………………….37
Литература…………………………………
Б – развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.
Задание 7. «Зайчик»
Оборудование: простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.
А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.
Б. Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!
Оценивая результат, анализируются:
А – ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность).
Б – развитие большой моторики, координация и выразительность движений.
Результаты обследования фиксируются в протоколе, обрабатывается количественно.
В процессе
экспресс - диагностики взрослый наблюдает
за эмоциональным проявлением
2.2.Анализ полученных результатов
Исследование проводилось в средней группе детей ДОУ в течении апреля месяца (с 2 по 25). Методики предъявлялись индивидуально и последовательно , в основном дети выполняли задание, сидя за столом. Дети обследовались в первой половине дня, после основных занятий. Ребята довольно охотно пошли с нами на контакт.
В результате исследования по методике 1 получили следующие результаты:
Выраженный познавательный интерес проявили пять дошкольников (50%), слабая познавательная потребность наблюдалась у 40% детей, а Олжас И. не проявил никакого интереса к сказке, перебирал игрушки и задавал вопросы, не относящиеся к теме исследования.
Особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
Результаты проведенного констатирующего исследования по методике 2 Экспресс-диагностика познавательных процессов представлены в следующей таблице:
п\п |
Ф. И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Андрей Ф. |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Настя С. |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
3 |
Костя К. |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Ира Г. |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
5 |
Ваня С. |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Артем К. |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Таня А. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
Саша С. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
9 |
Олжас И. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
10 |
Эльнур Х. |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
У детей
рассматриваемой группы наблюдалось
низкое развитие аналитико-синтетической
деятельности. Успешность мысленного
анализа зрительно
Некоторые дети были не в состоянии установить последовательность сюжетных картинок со скрытым смыслом. Им была характерна бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинки. Они не замечали и не признавали свою ошибку даже тогда, когда экспериментатор указывал им на нее.
В других случаях наблюдалось нарушение поведения. Порывистые, недостаточно скоординированные движения, общая двигательная расторможенность препятствовали успешному выполнению заданий. Были также дети, которым мешала выполнить задание недостаточная целенаправленность деятельности. Иногда дети проявляли повышенную речевую активность, разговаривали сами с собой и обращались к элементам картинки: «Сейчас я тебя вот сюда положу. Так хорошо будет... А с тобой я вот чего сделаю...» и т. д. В целом у детей, отнесенных к самому низкому уровню успешности решения наглядно-образных задач, оказалось несформированным умение устанавливать последовательность между даже простыми сюжетными картинками, что связано с недостаточной сформированностью структуры познавательной деятельности.
Итак, было установлено, что по успешности решения наглядно-образных задач группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной. Среди детей были такие, которые решали задания без особых затруднений, а были и такие, которые не смогли выполнить задания. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования наглядно-образного мышления
2.3.Методические рекомендации
Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр. Если воспитатель хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на занятиях, он проводит игру на материале этих занятий.
Задача педагога сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.).
В игре необходимо создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т. д.
1.Решение задач в образном плане с использованием вспомогательных средств, в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации.
2. Такие игры как «Что случилось», «Кому какое угощение» и другие дают возможность сформировать предпосылки для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
3. Для формирования понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов, используются следующие игры: «Как достать шарик», «Дорисуй», «Чего не хватает», «Сгруппируй» и другие.
4. При формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо включать игры направленные на понимание явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями. («Разбитая чашка», «Кошка и молоко» и др.).
5.«Разрезные картинки», «Цепочки», «Что сначала, что потом» и другие способствуют формированию понимания последовательности событий, изображенных на картинке.
6.Детей дошкольного возраста с ЗПР следует учить выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения. («Волшебные картинки», «Что сначала, что потом»).
7.Необходимо учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
8. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует формированию наглядно-образного мышления.
9.Игры направленные на формирование наглядно-образного мышления очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов следует специально, с учетом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.
10.Для эффективного повышения уровня развития нами предлагается использовать систему игровых занятий на развитие высших психических функций, которые следует включать во все виды деятельности дошкольника.
11.Целенаправленное развитие наглядного мышления, внимания,
формирование восприятия, памяти, речи должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
Заключение
В дидактических играх перед
детьми ставятся те или иные задачи,
решение которых требует
Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания в ходе дидактической игры. На этой основе необходимо создать интерес к игре, к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.
Литература.
Приложение 1
Примерная форма протокола обследования
ФИО ребенка: | ||||
Диагностическая процедура |
Результаты |
Средние данные по группе |
Возрастные нормы |
Выводы |
Методика 1 Доминирование познавательного или игрового мотива |
||||
Методика 2. |
||||
……. |
||||
……. |
Приложение 2
Примерная карта обследования дошкольников
п\п |
Ф. И. |
контактность |
Временные понятия |
Пространственные понятия |
Восприятие величины |
Восприятие формы |
Восприятие цвета |
Эмоциональные предпочтения |
1 |
Андрей Ф. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Коричневый |
2 |
Настя С. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Красный |
3 |
Костя К. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Синий |
4 |
Ира Г. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Синий |
5 |
Ваня С. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
Коричневый |
6 |
Артем К. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Красный |
7 |
Таня А. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Фиолетовый |
8 |
Саша С. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
жёлтый |
9 |
Олжас И. |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Чёрный |
10 |
Эльнур Х. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Зелёный |