Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:41, курсовая работа
Цель работы: На основании изучения своеобразия эмоциональной сферы ребенка изучить особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Задачи исследования:
- изучить и проанализировать имеющиеся в литературе по общей, специальной и возрастной психологии теоретические данные по проблеме развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- сравнить психическое развитие детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей;
- изучить влияние эмоций на формирование социальных мотивов.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические подходы к развитию эмоциональной сферы младшего школьника с задержкой психического развития.
I. 1. Эмоции и их значение в психическом развитии ребенка…………………….7
I. 2. Характеристика детей с задержкой психического развития………………..14
I. 3. Развитие эмоций у младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..25
I. 4. Влияние эмоций на формирование социальных мотивов младших школьников…………………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………....37
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Педагогический колледж № 16
Курсовая работа
Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой психического развития.
Выполнила Подлесных К. Е.
Группа: СП – 25
Специальность: 050718
«Специальная педагогика»
Руководитель: Лисуренко Л. А.
Москва 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы к развитию эмоциональной сферы младшего школьника с задержкой психического развития.
I. 1. Эмоции и их значение в психическом развитии ребенка…………………….7
I. 2. Характеристика детей с задержкой психического развития………………..14
I. 3. Развитие эмоций у младших школьников
с задержкой психического развития…………………………………………………………
I. 4. Влияние эмоций на формирование социальных
мотивов младших школьников……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Младший школьный возраст рассматривается в современной специальной психологии как особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком специфическими человеческими способами познания окружающего мира, интенсивного развития его эмоциональной сферы.
Проблема психического
развития детей всегда была и будет
одной из наиболее актуальных проблем
в психологии. Многие авторы, изучавшие
психическое развитие, установили,
что оно представляет собой закономерное
изменение психических процессо
В свете этих данных актуальным
представляется развитие эмоциональной
сферы ребенка. Эта задача выступает
как необходимый элемент
Понятие психического развития тесно связано с понятием онтогенеза (формирования основных структур психики индивида в течение его детства). Выделяют две группы факторов, обусловливающих психическое развитие человека: природные задатки и внешнее окружение. Обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Головин С.Ю., 1998). Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка психических структур. Признается также наличие некоторых универсальных законов психического развития, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Термин психическое развитие подразумевает не плавность или одновременность развития функциональных систем, а филогенетически сложившуюся своевременность созревания каждой системы в наиболее оптимальные возрастные сроки.
Нормальное психическое развитие ребенка - это фундамент для воспитания личности. В центре формирования личности лежит процесс развития аффективно-потребностной сферы, который проходит тот же культурно-исторический путь, что и познавательные процессы, «интеллектуализацию», «волюнтаризацию», и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции, поэтому понятием личность обозначается такой уровень развития человека, который позволяет ему принимать самостоятельное решение, управлять и обстоятельствами своей жизни, и самим собой.
Воспитать личность - сложная задача, воспитать личность из ребенка с задержкой психического развития - еще сложнее.
Статистические данные показывают, что количество детей с теми или иными отклонениями в развитии резко возрастает в связи с рядом неблагополучных факторов: социальных, экономических, экологических.
Особое значение развитие эмоциональной сферы имеет для проблемных детей, в частности, для детей с задержкой психического развития. Среди детей с задержкой психического развития у младших школьников занимают большую категорию.
В настоящее время весьма актуальна проблема изучения личности ребенка с задержкой психического развития. В ряде исследований отсутствуют сведения об особенностях эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
Основой успешного развития ребенка в первую очередь является сотрудничество воспитателей, педагогов и родителей. Анализ, прогноз, действия – путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка отклонений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.
На психическое развитие ребенка влияет множество факторов, к одним из основных можно отнести семью, которая положительно или отрицательно влияет на его психическое развитие. Особое значение при этом имеют:
- конфликтные взаимоотношения
в семье, неполная семья,
-характерологические
Развитие и формирование личности ребенка с задержкой психического развития в первую очередь происходит в семье. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит, насколько гармонично будет протекать его эмоциональное развитие и насколько адекватными будут его отношения с социальной средой (Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, 1998).
Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы, мной была определена тема исследования как: «Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Объект исследования – эмоциональная сфера ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы:
На основании изучения своеобразия эмоциональной сферы ребенка изучить особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать
имеющиеся в литературе по
общей, специальной и
- сравнить психическое развитие
детей с задержкой
- изучить влияние эмоций
на формирование социальных
I. 1. Эмоции и их значение в психическом развитии ребенка
Эмоции это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам так, как это сиюминутное явление. На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования так, как это задатки чувств. И речь идет о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том., что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние нашей души.
Значения проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли бы жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений. Преломиться, и закрепится в ней. Констатируя в человеке пристрастность, без которой немыслим не один шаг. Эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций должна являться надежным залогом, как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Внимание исследователей стало постепенно ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как: выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна. Эмоции связаны с процессами познания, мотивации и поступков.
Продолжительное время, начиная с момента своего возникновения, учения об эмоциях прочно включало в себя побуждающие эмоциональные явления (желания, влечения и т.п.). В античной философии все три подкласса эмоциональных явлений (удовольствие, страдание, желание) связывались самым тесным образом. Миасы рассматривали желание как удовольствие, предвосхищаемое в будущем, в учениях Аристотеля и эпикурейцев подчеркивается другой момент этой же зависимости- обусловленность состояний удовольствия - страдания успешностью удовлетворения желания. Тенденция связывать элементарные переживания удовольствия - неудовольствия, специфические эмоции типа страха, гнева или любви и собственно желания в стройное функциональное единство преобладает в средневековой и картезианской философии.
В области психологии эмоций за последние 20 лет получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что с полным правом можно говорить о перевороте в этой сфере.
Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего следует отметить когнитовно-оценочную функцию эмоций. “Независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения, их полезность, достоинства или гармония) и как именно (сознательно-бессознательно, абсолютно-относительно) оценивают эмоции. Связь эмоций с подсознанием особо отмечается в современных когнитивных теориях эмоций.
Эмоциями мы называем реакцию человека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его среды. Если человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, реагирует на них. Какие-то события вызывают радость, гнев, страх, неудовольствие и т. д. У каждого человека эта реакция выражается в различных внешних проявлениях. Человек или бледнеет (испуг), краснеет испытывая стыд, смущение, у него может участится дыхание, сердцебиение. Что сопровождается разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов, нервных процессов гормональных механизмов. Эмоции не могут возникать сами по себе. Источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая среда и потребности человека. То, что связано с удовлетворением потребностей человека: органических, физических, коммуникативных - вызывает у человека положительные эмоции (радость, смех и т.д.). И то, что связанно с обретенными действиями вызывает отрицательные эмоции (гнев, грусть, слезы и т.д.).
“Механизмы воздействия эмоций на физические реакции детально рассматривал Э. Рассел в более широком контексте воздействия “духа” на “тело”. Новое и чрезвычайно глубокое понимание, которое делает возможной современную науку о взаимодействии между духом и телом, заключается в следующем: молекулы - посредники являются конечным общим звеном психологического взаимодействия между психикой, эмоциями, поведением и проявлениями генов в здоровье и болезни” [4; с.73].
В течение последних лет значительно стало открытие Дж. Леду относительно роли миндалевидного ядра в эмоциональных процессах. Считалось, что сенсорные сигналы направляются в таламус, откуда в кору головного мозга, где идет их смысловая обработка, и уже из коры больших полушарий сигналы направляются в лимбический мозг, откуда подается “команда” на то или иное реагирование. Дж. Леду обнаружил, что есть и другой соединяющийся непосредственно таламус с миндалевидным ядром. Поэтому, получая непосредственный сигнал от органов чувств, миндалевидное ядро начинает реагировать еще до того как сигналы обработаны корой. Поэтому иногда человек не понимает, почему он так делает, так реагирует. Эмоциональная реакция опережает когнитивную. Мы бессознательно предъявляем нашему сознанию и только потом ее осмысливаем. Наши эмоции имеют свой собственный разум, который может функционировать независимо от нашего рационального разума. Созревание мозговых структур в ходе онтогенеза различно. К моменту рождения миндалевидное ядро почти полностью сформировалась, тогда, как кора больших полушарий не достаточно еще сформирована и в соответствии с этим ответственный механизм так же еще не сформирован, т.е. не сформированы механизмы мыслительных процессов. Джордж Леду объясняет этим историю ранних взаимодействий ребенка со взрослым как ряд глубоко запечатленных (эмоциональных уроках). Он считает, что эти эмоциональные уроки не понимаются взрослыми, т.к. они запечатлеваются у ребенка как бессознательные отпечатки эмоциональной жизни потому, что эти самые ранние эмоциональные воспоминания фиксируются еще до того, как ребенок овладел речью. И далее они в поздней жизни человека не могут быть осмысленно выражены. Человек может испытывать сильные чувства, не имея слов для их описания и воспоминания об их происхождении. Все это свидетельствует о том, что эмоциональная реакция часто предшествует рациональной, указывая на значение данного события для человека.
Не смотря на то, что эмоции могут
иметь “свой собственный разум”