Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.
Объект исследования – мышление, как психический познавательный процесс.
Предмет исследования – логическое мышление детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и теории мышления в психологии 5
1.2. Виды, формы и операции мышления 13
1.3. Мышление детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и используемые методы исследования………………………………………36
2.2. Анализ полученных результатов 39
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………………….51
Федеральное агентство по образованию
МГПУ
Факультет педагогики и психологии
Кафедра
психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ
(на
материале отгадывания
загадок)
Мурманск, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Мышление является сложным феноменом, имеющим свои основания, как в физиологии, так и в социальности человека. Мышление изучается многими науками - теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и, конечно же, психологией.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности.
В психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия.
Серьезный вклад в изучение детского мышления внес Ж. Пиаже. Несомненной заслугой этого психолога является то, что он первым понял, исследовал и показал специфику детского мышления. Мышление ребенка не хуже, чем мышление взрослого – оно качественно иное. Ряд позиций, сформулированных Ж. Пиаже, были приняты Л. С. Выготским. Им же была разработана теория динамики мышления в онтогенезе.
Проблемами детского мышления занимались такие известные педагоги и психологи, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддъяков, Я. А. Пономарев, О.К. Тихомиров, Дж. Брунер, А. Валлон и другие.
Цель данного исследования – изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.
Объект исследования – мышление, как психический познавательный процесс.
Предмет исследования – логическое мышление детей дошкольного возраста.
Предварительный анализ проблемы позволили выдвинуть гипотезу: начало активного формирования и развитие логического мышления происходит к старшему дошкольному возрасту.
Цель и гипотеза исследования реализовывались при решении ряда общих задач:
Для поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Организация исследования. Исследование проходило в три этапа.
Первый этап был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования.
Второй этап включает в себя проведение исследования особенностей логического мышления дошкольников.
Третий этап представляет собой анализ и обобщение полученных результатов, оформление курсовой работы.
База исследования: детский сад поселка 27 км Мончегорского района Мурманской области. В исследовании приняли участие 52 дошкольника.
Курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 15 наименований, и приложения
Познавательная деятельность человека имеет сенсорно – перцептивную основу: первую информацию о мире дают ощущения и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую они дают, необходима, но недостаточна. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой действительности почти недифференцированны сложнейшие взаимодействия различных явлений, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга.
Тем,
где оказывается уже
Мышление
— психический процесс
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, т. к. позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, являющиеся общим для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Мышление — продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, понимать их. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Мышление — это, прежде всего, осознание и понимание общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно, наглядно человеку в его опыте не даны. Следовательно, мышление - это психический процесс с открытием нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, т. к. позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению можно предвидеть те или иные факты и события, являющиеся общим для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая.
Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений [5, с. 275].
Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление
— это особого рода теоретическая
и практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее действий и операций
ориентировочно-
Психология мышления стала основательно разрабатываться только в 20 веке, хотя психологические исследования велись и ранее. В 17 веке, и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которые иногда называют логическим (хотя логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей мере, чем в данном).
Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интеллектуальных способностей в то время относили созерцание (некоторый аналог современного абстрактного мышления), логические рассуждения и рефлексия (самопознание). Созерцание, кроме того, понималось, как умение оперировать образами (в нашей классификации — теоретическое образное мышление), логические рассуждения — как способность рассуждать и делать умозаключения, а рефлексия — как умение заниматься самоанализом. Операциями мышления в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация.
До 20 века также господствовала ассоциативная теория, которая сводила закономерности протекания мышления к ассоциативным законам, а содержание мысли — к чувственным элементам ощущений (Д. Юм). Собственно, в ассоциативном направлении не велось специальных исследований мышления. Основные положения ассоциативной психологии были механически применены для его объяснения. В этой связи в качестве исходных элементов психического опыта понимались отдельные чувственные представления различной модальности (сенсорно-перцептивные, мнемические процессы), между которыми устанавливаются связи (ассоциации) — по сходству, контрасту, смежности. Законы возникновения ассоциаций признавались универсальными для всех прочих психических процессов, в том числе и для мышления.
Таким образом, мышление выступало как ассоциирование чувственных представлений. Для исследователей - ассоцианистов основная задача сводилась к интерпретации тех или иных форм логического мышления с помощью ассоциативных законов. Известна в этой связи формула Г. Эббингауза — «Упорядоченное мышление — это, можно сказать, нечто среднее между скачком идей и навязчивыми представлениями» [9, с. 229].
Информация о работе Особенности логического мышления детей 3-7 лет