Особенности логического мышления детей 3-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.
Объект исследования – мышление, как психический познавательный процесс.
Предмет исследования – логическое мышление детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и теории мышления в психологии 5
1.2. Виды, формы и операции мышления 13
1.3. Мышление детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и используемые методы исследования………………………………………36
2.2. Анализ полученных результатов 39
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

мышление.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию

     МГПУ

     Факультет педагогики и психологии

     Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     на  тему:

     ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

     ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ

     (на  материале отгадывания  загадок) 
 
 
 
 
 

                                                         Выполнила студентка

                                                                        2 курса ЗФО Лавриненко И.В.

                                                           Научный руководитель

                                                   Кандидат пед. наук,

                                                         Доцент Сергеева А. А.

                                                  

      

     Мурманск, 2007

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Мышление является сложным феноменом, имеющим свои основания, как в физиологии, так и в социальности человека.  Мышление изучается многими науками - теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и, конечно же, психологией.

     Способность к мышлению постепенно формируется  в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности.

     В психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия.

     Серьезный вклад в изучение детского мышления внес Ж. Пиаже. Несомненной заслугой этого психолога является то, что он первым понял, исследовал и показал специфику детского мышления. Мышление ребенка не хуже, чем мышление взрослого – оно качественно иное. Ряд позиций, сформулированных Ж. Пиаже, были приняты Л. С. Выготским. Им же была разработана теория динамики мышления в онтогенезе.

     Проблемами  детского мышления  занимались такие известные педагоги и психологи, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддъяков, Я. А. Пономарев, О.К. Тихомиров, Дж. Брунер, А. Валлон и другие.

     Цель данного исследования – изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.

     Объект исследования – мышление, как психический познавательный процесс.

     Предмет исследования – логическое мышление детей дошкольного возраста.

     Предварительный анализ проблемы позволили выдвинуть  гипотезу: начало активного формирования и развитие логического мышления происходит к старшему дошкольному возрасту.

     Цель  и гипотеза исследования реализовывались  при решении ряда общих задач:

  1. Установить степень разработанности различных аспектов проблемы мышления,  описанных в педагогической,  психологической литературе.
  2. Определить особенности логического мышления детей 3 – 7 лет на материале отгадывания загадок.
  3. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

    Для поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретические (анализ педагогической, методической,  психологической литературы по теме исследования).
  2. Эксперимент, включающий в себя отгадывание загадок детьми дошкольного возраста.
  3. Статистические (количественный, качественный, интерпретационный анализ результатов диагностики).

    Организация исследования. Исследование проходило в три этапа.

    Первый  этап был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования.

    Второй  этап включает в себя проведение исследования особенностей логического мышления дошкольников.

    Третий  этап представляет собой анализ и обобщение полученных результатов, оформление курсовой работы.

    База  исследования: детский сад поселка 27 км Мончегорского района Мурманской области. В исследовании приняли участие 52 дошкольника.

     Курсовая  работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 15 наименований, и приложения

 

   ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

  1.1. Понятие и теории  мышления в психологии

     Познавательная  деятельность человека имеет сенсорно – перцептивную основу: первую информацию о мире дают ощущения и восприятия. Однако чувственная картина мира, которую они дают, необходима, но недостаточна. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой действительности почти недифференцированны сложнейшие взаимодействия различных явлений, их причин и следствий, взаимопереходов друг в друга.

     Тем, где оказывается уже недостаточным  или даже бессильным чувственное познание, начинается мышление. Оно выходит за пределы чувственно данного и тем  самым расширяет границы нашего познания. Расширение познания достигается в силу специфической возможности мышления — отражать бытие в его связях и отношениях, в многообразных опосредованиях.

     Мышление  — психический процесс обобщенного  отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях. В когнитивной психологии мышление характеризуется тремя основными признаками [9, с. 228]:

  • мышление когнитивно, протекает «внутренне», в уме, но судят о нем по внешним признакам — поведению, высказываниям и пр.;
  • мышление — это процесс, при котором в когнитивной системе происходит некоторая манипуляция знаниями — объединение прошлой информации с текущей, изменение своего знания ситуации;
  • мышление направленно и его результаты проявляются в поведении.

     Мышление  — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

     Открываемые мышлением свойства окружающего  мира очень важны, т. к. позволяют  человеку успешно приспосабливаться  к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, являющиеся общим для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Мышление — продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, понимать их. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Мышление — это, прежде всего, осознание и понимание общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно, наглядно человеку в его опыте не даны. Следовательно, мышление - это психический процесс с открытием нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, т. к. позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению можно предвидеть те или иные факты и события, являющиеся общим для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая.

     Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений [5, с. 275].

     Отличие мышления от других психологических  процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

     На  практике мышление как отдельный  психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

     Мышление  — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

     Мышление  — это особого рода теоретическая  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

     Психология  мышления стала основательно разрабатываться только в 20 веке, хотя психологические исследования велись и ранее. В 17 веке, и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которые иногда называют логическим (хотя логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей мере, чем в данном).

     Сама  способность к мышлению считалась  врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интеллектуальных способностей в то время относили созерцание (некоторый аналог современного абстрактного мышления), логические рассуждения и рефлексия (самопознание). Созерцание, кроме того, понималось, как умение оперировать образами (в нашей классификации — теоретическое образное мышление), логические рассуждения — как способность рассуждать и делать умозаключения, а рефлексия — как умение заниматься самоанализом. Операциями мышления в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация.

       До 20 века также господствовала ассоциативная теория, которая сводила закономерности протекания мышления к ассоциативным законам, а содержание мысли — к чувственным элементам ощущений (Д. Юм). Собственно, в ассоциативном направлении не велось специальных исследований мышления. Основные положения ассоциативной психологии были механически применены для его объяснения. В этой связи в качестве исходных элементов психического опыта понимались отдельные чувственные представления различной модальности (сенсорно-перцептивные, мнемические процессы), между которыми устанавливаются связи (ассоциации) — по сходству, контрасту, смежности. Законы возникновения ассоциаций признавались универсальными для всех прочих психических процессов, в том числе и для мышления.

     Таким образом, мышление выступало как  ассоциирование чувственных представлений. Для исследователей - ассоцианистов основная задача сводилась к интерпретации тех или иных форм логического мышления с помощью ассоциативных законов. Известна в этой связи формула Г. Эббингауза — «Упорядоченное мышление — это, можно сказать, нечто среднее между скачком идей и навязчивыми представлениями» [9, с. 229].

Информация о работе Особенности логического мышления детей 3-7 лет