Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.
Объект исследования – мышление, как психический познавательный процесс.
Предмет исследования – логическое мышление детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и теории мышления в психологии 5
1.2. Виды, формы и операции мышления 13
1.3. Мышление детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и используемые методы исследования………………………………………36
2.2. Анализ полученных результатов 39
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………………….51
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Способы построения логических задач разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Загадка «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку», основана на четырех признаках, свойственных кролику. В ней отмечены признаки внешнего вида («длинное ухо, комочек пуха»), манера передвигаться и «вкусы» животного («прыгает ловко, любит морковку»). В загадке «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» названы три характерных признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба. В загадке «Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает?» указан только один звуковой признак явления, но он варьируется пятью глаголами, передающими монотонный шум дождя. В загадке «Сперва блеск, за блеском — треск, за треском — плеск», названо несколько последовательных действий — признаков, характерных для одного из явлений природы (блеск, треск, плеск), и при этом учтено звучание слов, обозначающих эти признаки. Логическая последовательность перечисления, значение слов и их звучание — все это и создает видимую и слышимую картину грозы.
Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной - двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
Самый обширный тип загадок — это загадки метафорические. Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, - решить логическую задачу. Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.
Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм. Особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.
Успешность решения задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и много - образных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей Разгадывание загадок, является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Материал для проведения эксперимента. Подобраны 8 - 9 загадок в зависимости от возраста для каждой возрастной группы. Для детей 3- 4 лет – о знакомых животных, предметах ближайшего окружения. Для детей 5 – 7 лет – о технике, явлениях природы и т.д.
Проведение исследования. Ребенку загадывают загадки, предлагают отгадать и объяснить отгадки. Также детям предлагают найти отгадку среди картинок, если они затрудняются с ответом на вопрос.
Анализ результатов исследования. При анализе результатов обращают внимание на то, сколько отгадал ребенок загадок, смог ли мотивировать отгадку и на какие признаки он при этом опирался.
Анализируют количество отгаданных загадок, наличие мотивировки отгадок: особо отмечается то, на какие признаки ребенок при этом опирался. На основании этого делают вывод о развитии у него логического мышления.
База исследования: детский сад поселка 27 км Мончегорского района Мурманской области. В исследовании приняли участие дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп, всего 52 дошкольника, из них – 17 девочек, 35 мальчиков.
Исследование проводилось в октябре – ноябре 2006 года.
Обобщенные результаты. Младшая группа.
Количество опрошенных детей – 13, из них 2 девочки, 11 мальчиков.
Каждому ребенку предъявлено 8 загадок, общее количество загадок – 104.
Все загадки для данной возрастной группы - о животных.
После прочтения загадки, были даны 30 правильных ответов (29 %), все ответы мотивированы и чаще опирались на качества загаданных животных («хитрая» - о лисе, «злой» - о волке, «сторожит, охраняет» - о собаке и т.п.). После предъявления детям картинок в ходе исследования, количество правильных отгадок возросло до 77 (74 %). При этом дети более опирались на внешние признаки («есть гребешок» - о петушке, «есть усы» - о кошке и т.п.).
Полученные результаты могут более свидетельствовать о развитии у обследуемых наглядно – образного мышления (умение соотносить признаки, описываемые в загадке, с образом, демонстрируемым на картинке).
Результаты и объяснения детей представлены в следующей таблице.
Таблица 1.
Результаты отгадывания загадок детьми младшей группы.
№ заг. | Отгадка | Кол-во верных ответов | Мотивирование ответов. | Неправильные ответы |
1 | Петушок | 8 | Гребешок – 7, громко поет - 1 | Курочка |
2 | Лиса | 12 | Рыжая, пушистый хвост – 7, хитрая - 5 | Кошечка |
3 | Волк | 10 | Злой, сердитый, страшный - 10 | Медведь - 3 |
4 | Медведь | 11 | Берлога – 10, внешние качества - 1 | |
5 | Заяц | 13 | Морковка – 10, прыгает, длинные уши - 3 | |
6 | Собака | 4 | Сторожит, охраняет - 4 | |
7 | Кошка | 8 | Пьет молоко – 5, усы - 3 | Мышка, корова |
8 | Корова | 11 | Дает молоко – 6, мукает, мычит – 5. |
Все предъявленные загадки отгадали два ребенка – Данил С., Слава С. (15 %).
Наиболее сложными для отгадывания была загадка о собаке («С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвостик колечком»), о петушке («встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?»), о кошке («мохнатенька, усатенька, молоко пьет, песенки поет»).
Двое ребят испытывали трудности в отгадывании и при предъявлении картинок.
Практически все без исключения дети после 4 – 5 загадок отвлекались, старались перевести беседу на другую тему, что свидетельствует о неустойчивости и быстром истощении внимания данной возрастной категории детей.
Средняя группа.
Количество опрошенных детей – 12, из них 4 девочки, 8 мальчиков.
Каждому ребенку предъявлено 8 загадок, общее количество загадок – 96.
Загадки для данной возрастной группы - о животных, о природе, о предметах быта.
После прочтения загадки, был дан 31 правильный ответ (32 %).
После предъявления детям картинок в ходе исследования, количество правильных отгадок возросло до 54 (56 %). При этом дети более опирались на внешние признаки («колючки, иголки» - о еже, «белые, пушистые» - о снежинках и т.п.).
Результаты и объяснения детей представлены в следующей таблице.
Таблица 2.
Результаты отгадывания загадок детьми средней группы.
№ заг. | Отгадка | Кол-во верных ответов | Мотивирование ответов. | Неправильные ответы |
1 | Мыло | 6 | Скользкое, пенится – 3, моет руки - 3 | Шампунь, вода |
2 | Туча | 1 | Дождь из нее идет - 1 | |
3 | Лиса | 11 | Хвост, мех – 7, в лесу живет – 2, кур крадет - 2 | |
4 | Лопата | 2 | Копают, загребает снег - 2 | Строители, дворники |
5 | Кошка | 8 | Моется часто – 7, глазищи, усищи - 1 | Собака |
6 | Пылесос | 5 | Пыль – 4, гудит - 1 | Слон (т.к. есть хобот) |
7 | Еж | 10 | Колючки, иголки - 10 | Баба Яга |
8 | Снежинки | 11 | С неба – 3, зимой – 3, белые, пушистые - 5 | Птицы |
Все загадки не отгадал никто из детей средней группы.
Особое
затруднение вызвали
Проще всего для детей было отгадать загадку, в которой необходимо досказать рифму: «с неба падают зимою, и кружатся над землею, белые пушинки, легкие…».
После предъявления картинок с легкостью отгадывались загадки о лисе и еже, т.к. они содержали в себе прямые указания на внешние признаки животных, что свидетельствует также о достаточном уровне развития у детей наглядно – образного, нежели логического мышления.
Старшая группа.
Количество опрошенных детей – 13, из них 7 девочки, 6 мальчиков.
Каждому ребенку предъявлено 9 загадок, общее количество загадок – 117.
Загадки для данной возрастной группы - о животных, овощах, о природе, о предметах быта.
После прочтения загадки, были даны 46 правильных ответов (39 %).
После предъявления детям картинок в ходе исследования, количество правильных отгадок возросло до 56 (48 %).
Результаты и объяснения детей представлены в следующей таблице.
Таблица 3.
Результаты отгадывания загадок детьми старшей группы.
№ заг. | Отгадка | Кол-во верных ответов | Мотивирование ответов. | Неправильные ответы |
1 | Тыква | 7 | Круглая, желтая - 7 | |
2 | Пальцы | нет | - | котята |
3 | Пылесос | 10 | Пыль – 8, мама пользуется – 1, не любит грязь – 1 | Слон (есть хобот) |
4 | Светофор | 11 | Красный глаз, красный цвет - 11 | |
5 | Холодильник | нет | Квартира | |
6 | Сорока | 5 | Болтливая - 5 | Попугай, петух, ласточка |
7 | Одуванчик | 6 | Дуть – 3, шар - 3 | |
8 | Стол | 13 | Ложки лежат, суп - 13 | |
9 | Мороз | 4 | Рисует узоры – 3, холодно щекам - 1 |
Информация о работе Особенности логического мышления детей 3-7 лет