Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.
Объект исследования – мышление, как психический познавательный процесс.
Предмет исследования – логическое мышление детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и теории мышления в психологии 5
1.2. Виды, формы и операции мышления 13
1.3. Мышление детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и используемые методы исследования………………………………………36
2.2. Анализ полученных результатов 39
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………………….51
Результаты
отгадывания загадок
- умение выделять существенное (слово «пыль» - в загадке о пылесосе). Данную загадку отгадали 41 % ребят средней группы и уже 77 % детей старшей;
- анализ, синтез (загадка о светофоре);
- сравнение (загадка о сороке);
- абстрагирование (загадка о столе).
Следует отметить, что если дети младших групп более опирались на внешние признаки предметов, то дошкольники данного возраста на действия, качества загадываемого.
Все загадки не отгадал никто из детей средней группы.
Метафорические загадки уже серьезных затруднений не вызвали, кроме загадки о пальцах и варежке и загадки о холодильнике.
Проще всего для детей было отгадать загадку о столе, с нею справились все дети.
После предъявления картинок отгадывалась лучше всего загадка о тыкве.
Подготовительная группа.
Количество опрошенных детей – 14, из них 4 девочки, 10 мальчиков.
Каждому ребенку предъявлено 9 загадок, общее количество загадок – 126.
Загадки для данной возрастной группы были теми же, что и для старшей.
После прочтения загадки, были даны 87 правильных ответов (69 %).
После предъявления детям картинок в ходе исследования, количество правильных отгадок возросло до 92 (73 %).
Результаты и объяснения детей представлены в следующей таблице.
Таблица 4.
Результаты отгадывания загадок детьми подготовительной группы.
№ заг. | Отгадка | Кол-во верных ответов | Мотивирование ответов. | Неправильные ответы |
1 | Тыква | 9 | Круглая, желтая – 7, есть хвостик - 2 | |
2 | Пальцы | 5 | Пять пальцев - 5 | |
3 | Пылесос | 13 | Пыль – 12, шумит - 1 | |
4 | Светофор | 14 | Красный глаз, красный цвет - 14 | |
5 | Холодильник | 8 | Холодно – 7, берем колбасу - 1 | |
6 | Сорока | 10 | Болтливая, говорливая – 6, белобока – 2, новости на хвосте - 2 | Попугай |
7 | Одуванчик | 9 | Дуть – 6, шар – 2, у дороги - 1 | |
8 | Стол | 14 | Ложки -14 | |
9 | Мороз | 10 | Рисует узоры – 7, холодно, щиплет - 4 |
Полученные результаты говорят о сформированности у дошкольников подготовительной группы логического мышления и таких его операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, умозаключение. Это более всего видно в сравнении со старшей группой, т.к. детям и той, и другой предлагались одни и те же загадки.
Увеличение количества правильных ответов наблюдается во всех предъявленных загадках. Особо следует отметить ответы на загадки о пальцах и холодильнике: в старшей группе с данными загадками дети не справились.
Ответили на все вопросы правильно двое ребят данной группы (14 %).
Анализ
результатов отгадывания
Диаграмма 1.
Результаты отгадывания загадок.
Обобщенные результаты отгаданных загадок в целом не дают представления о динамике формирования и развития логического мышления у детей дошкольного возраста, т.к. дети младшей группы отгадали загадок больше, чем подготовительной.
Диаграмма 2.
Количество отгаданных загадок с опорой на картинки.
Таким образом, чем младше ребенок, тем более важную роль в отгадывании загадок играла картинка, что может свидетельствовать о доминировании наглядно – образного мышления, нежели логического. С возрастом роль картинки уменьшалась, как и мотивирование при отгадке внешних признаков загаданных предметов и явлений, а увеличивалось количество правильных ответов с опорой на действия, качества предметов. Также, если детям младшего и среднего возраста, были практически недоступно отгадывание метафорических, загадок на отрицание, то дети старшего возраста с ними справились.
Диаграмма 3.
Количество отгаданных загадок без опоры на картинку.
Полученные данные, представленные в данной диаграмме, подчеркивают динамику формирования логического мышления у дошкольников от младшего возраста к старшему, что доказывает выдвинутую в работе гипотезу.
Выводы по главе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление
– сложный процесс, включающий несколько
важных видов психической
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего с возрастом оформляется словесно – логическое мышление.
Целью данной работы являлось изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.
Для этого были решены следующие задачи:
Теоретический анализ педагогической, психологической литературы позволил сделать следующие выводы.
Результаты проведенного исследования представляют собой выводы:
Экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую в работе гипотезу.
Перспективы работы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Загадки, использованные в исследовании
логического мышления детей.
Младшая группа (3 года)
На голове гребешок. Кто же это?
Хвост пушистый – краса, а зовут ее…
Ходит злой, голодный?
Под большущею сосной.
А когда придет весна
Просыпается от сна?
Прыгает ловко, любит морковку.
Живет под крылечком, хвостик колечком.
Молочко пьет, песенки поет.
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
Средняя группа (4 года)
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
4. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И ребятам помогаю
<Информация о работе Особенности логического мышления детей 3-7 лет