Особенности логического мышления детей 3-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.
Объект исследования – мышление, как психический познавательный процесс.
Предмет исследования – логическое мышление детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и теории мышления в психологии 5
1.2. Виды, формы и операции мышления 13
1.3. Мышление детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и используемые методы исследования………………………………………36
2.2. Анализ полученных результатов 39
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

мышление.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)
 

    Результаты  отгадывания загадок свидетельствуют  о формировании у детей старшей группы логических операций мышления:

    - умение выделять существенное (слово  «пыль» - в загадке о пылесосе). Данную загадку отгадали 41 % ребят  средней группы и уже 77 % детей  старшей;

    - анализ, синтез (загадка о светофоре);

    - сравнение (загадка о сороке);

    - абстрагирование (загадка о столе).

    Следует отметить, что если дети младших  групп более опирались на внешние  признаки предметов, то дошкольники данного возраста на действия, качества загадываемого.

    Все загадки не отгадал никто из детей  средней группы.

    Метафорические  загадки уже серьезных затруднений не вызвали, кроме загадки о пальцах и варежке и загадки о холодильнике.

    Проще всего для детей было отгадать загадку о столе, с нею справились все дети.

    После предъявления картинок отгадывалась лучше всего загадка о тыкве.

    Подготовительная   группа.

    Количество  опрошенных детей – 14, из них 4 девочки, 10 мальчиков.

    Каждому ребенку предъявлено 9 загадок, общее  количество загадок – 126.

    Загадки  для данной возрастной группы были теми же, что и для старшей.

    После прочтения загадки, были даны 87 правильных ответов (69 %).

    После предъявления детям картинок в ходе исследования, количество правильных отгадок возросло до 92 (73 %).

    Результаты  и объяснения детей представлены в следующей таблице.

    Таблица 4.

    Результаты  отгадывания загадок детьми подготовительной группы.

№ заг. Отгадка Кол-во верных ответов Мотивирование ответов. Неправильные  ответы
1 Тыква  9 Круглая, желтая – 7, есть хвостик - 2  
2 Пальцы 5 Пять пальцев - 5  
3 Пылесос 13 Пыль – 12, шумит - 1  
4 Светофор  14 Красный глаз, красный  цвет - 14  
5 Холодильник 8 Холодно – 7, берем  колбасу - 1  
6 Сорока 10 Болтливая, говорливая – 6, белобока – 2, новости на хвосте - 2 Попугай
7 Одуванчик 9 Дуть – 6, шар – 2, у дороги - 1  
8 Стол  14 Ложки -14  
9 Мороз 10 Рисует узоры  – 7, холодно, щиплет - 4  
 

    Полученные  результаты говорят о сформированности у дошкольников подготовительной группы логического мышления и таких его операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, умозаключение. Это более всего видно в сравнении со старшей группой, т.к. детям и той, и другой предлагались одни и те же загадки.

    Увеличение  количества правильных ответов наблюдается  во всех предъявленных загадках. Особо следует отметить ответы на загадки о пальцах и холодильнике: в старшей группе с данными загадками дети не справились.

    Ответили на все вопросы правильно двое ребят данной группы (14 %).

    Анализ  результатов отгадывания загадок  по всем возрастным группам представлен  в диаграмме 1. 
 

    Диаграмма 1.

    Результаты  отгадывания загадок.

    

       Обобщенные результаты отгаданных загадок в целом не дают представления о динамике формирования и развития логического мышления у детей дошкольного возраста, т.к. дети младшей группы отгадали загадок больше, чем подготовительной.

    Диаграмма 2.

    Количество  отгаданных загадок с опорой на картинки.

    

      Таким образом, чем младше ребенок, тем более важную роль в отгадывании загадок играла картинка, что может свидетельствовать о доминировании наглядно – образного мышления, нежели логического. С возрастом роль картинки уменьшалась, как и мотивирование при отгадке внешних признаков загаданных предметов и явлений, а увеличивалось количество правильных ответов с опорой на действия, качества предметов. Также, если детям младшего и среднего возраста, были практически недоступно отгадывание метафорических, загадок на отрицание, то дети старшего возраста с ними справились.

    Диаграмма 3.

    Количество  отгаданных загадок без опоры  на картинку.

    

    Полученные  данные, представленные в данной диаграмме, подчеркивают динамику формирования логического мышления у дошкольников от младшего возраста к старшему, что доказывает выдвинутую в работе гипотезу.

    Выводы  по главе:

    1. Загадка – логическая задача.  Отгадать загадку - найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить сложную мыслительную операцию.
    2. У обследуемых младшего и среднего дошкольного возраста доминирует наглядно – образное мышления (умение соотносить признаки, описываемые в загадке, с образом, демонстрируемым на картинке).
    3. Для дошкольников  подготовительной группы характерны признаки сформированности логического мышления и таких его операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, умозаключение.
 
 
 
 
 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Мышление  – сложный процесс, включающий несколько  важных видов психической деятельности.

     В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего с возрастом оформляется словесно – логическое мышление.

     Целью данной работы являлось изучение динамики развития логического мышления детей 3 – 7 лет.

    Для этого были решены следующие задачи:

  1. Проанализирована проблема мышления,  описанная в педагогической,  психологической литературе.
  2. Определены особенности логического мышления детей 3 – 7 лет на материале отгадывания загадок.
  3. Проанализированы полученные результаты.

    Теоретический анализ педагогической, психологической  литературы позволил сделать следующие выводы.

    • Мышление — психический процесс обобщенного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
    • Мыслительная деятельность людей совершается при помощи особых мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Классификация видов мышления в   зависимости от содержания решаемой задачи включает в себя предметно- действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
    • Словесно – логическое мышление – мышление, выраженное во внешней или внутренней речи и оперирующее логическими формами: суждениями, понятиями, умозаключениями.
    • Для детей дошкольного возраста более характерно наглядно – образное мышление, оперирующее с образами восприятия или представлениями.

     Результаты  проведенного исследования представляют собой выводы:

  • Загадка – логическая задача.  Отгадать загадку - найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить сложную мыслительную операцию.
  • У обследуемых младшего и среднего дошкольного возраста  доминирует наглядно – образное мышления (умение соотносить признаки, описываемые в загадке, с образом, демонстрируемым на картинке).
  • Для дошкольников  подготовительной группы характерны признаки сформированности логического мышления и таких его операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, умозаключение.

     Экспериментальное  исследование подтвердило выдвинутую в работе гипотезу.

    Перспективы работы:

    • Лонгитюдное исследование формирования логического мышления на одной выборке (группе) по мере взросления (младшая группа);
    • Использование загадок не только для диагностики, но и для формирования словесно – логического мышления.
 
 
 
 
 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический проект, 2005.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Сфера, 1999.0
  3. Костанян Н. Н. Русская народная словесность. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
  5. Немов Р. С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  6. Немов Р. С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  7. Общая психология/Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.
  8. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с.
  9. Першина Л. А. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2004. – 436 с.
  10. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Сфера, 2000. – 528 с.
  11. Прусова Н. В., Пивоварова И. А., Ножкина Т. В. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.
  12. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с.
  13. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 1995.
  14. Фридман Л. М. Психология в современной школе. – М.: СФЕРА, 2001. – 224 с.
  15. Якунин В. А. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1998.

 

    ПРИЛОЖЕНИЯ

     Приложение 1.

     Загадки, использованные в  исследовании

     логического мышления детей.

     Младшая группа (3 года)

  1. Встает на заре, поет во дворе

    На  голове гребешок. Кто же это?

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса, а зовут ее…

  1. Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

  1. Он в берлоге спит зимой

    Под большущею сосной.

    А когда  придет весна

    Просыпается от сна?

  1. Длинное ухо, комочек пуха,

    Прыгает ловко, любит морковку.

  1. С хозяином дружит, дом сторожит.

    Живет под крылечком, хвостик колечком.

  1. Мохнатенька, усатенька,

    Молочко пьет, песенки поет.

  1. Голодна – мычит,

    Сыта  – жует,

    Малым ребяткам

    Молочка дает.

Средняя группа (4 года)

  1. Ускользает, как живое,

    Но  не выпущу его я.

    Белой пеной пенится,

    Руки мыть не ленится.

  1. Пушистая вата плывет куда – то,

    Чем вата ниже, тем дождик ближе.

  1. Хвост пушистый,

    Мех золотистый.

    В лесу живет,

    В деревне  кур крадет.

     4. Рядом с дворником шагаю,

         Разгребаю снег кругом,

         И ребятам помогаю

<

Информация о работе Особенности логического мышления детей 3-7 лет