Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:36, курсовая работа
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительного изучения и поэтому мы остановились именно на ней. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам развития понимания предлогов у детей с ОНР;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать развитие понимания предлогов у детей с ОНР;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные приемы для развития понимания предлогов детьми с ОНР;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Изучение теоретических основ понимания предлогов детьми дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1. Закономерности развития детской речи…………………………………….6
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………....12
1.3. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи…………………………………………………………………………………14
Выводы по главе 1…………………………………………………………………26
Глава 2. Экспериментальное изучение логопедической работы по развитию понимания предлогов дошкольниками с ОНР ΙΙΙ уровня………………………29
2.1.Методики изучения понимания предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи ΙΙΙ уровня…………………………………………………...29
2.2. Система коррекционной работы по усвоению предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня…………………………………………34
2.3. Определение эффективности системы коррекционной работы по усвоению предлогов…………………………………………………………………………..37
Выводы по главе 2…………………………………………………………………40
Заключение………………………………………………………………………...43
Литература……………………………………………………………………........45
2.2. Система коррекционной работы по усвоению предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня.
Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умения изменять слова и употреблять предлоги. В ходе исследования установлено, что наибольшие трудности у всех детей с общим нарушением речи ΙΙΙ уровня вызывает употребление предлогов, конструирование предложений, оперирование предложно- падежными конструкциями. Исходя из выявленных в ходе исследований особенностей, намечаются следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:
- развитие умения использовать в речи предлоги;
- развитие навыков конструирования предложений;
- обучение согласованию различных частей речи.
Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными. При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса дошкольников. Надо научить детей ставить вопросы от существительных к прилагательным сначала в единственном, а затем во множественном числе. Ознакомив дошкольников с прилагательными, можно предложить следующие виды заданий:
- из предложенных слов выбрать прилагательные;
- подобрать окончания в прилагательных по образцу (мудрая пословица, зелен... улица);
-составить словосочетание с данным словом (красная, полный, утреннее);
- исправить ошибки (красный платье, умный человек, красивоя цветы).
Следующий этап в обучении согласованию – согласование существительных с числительными. Как и на предыдущем этапе, здесь обязательно используется наглядность.
Данную работу целесообразно начинать с выявления счётных операций ребёнка. Детям предлагается из ряда картинок выбрать ту, на которой изображено, например, «три груши». И сразу же ребёнок проговаривает, что здесь изображено. С детьми с ОНР ΙΙΙ уровня часто необходимо многократное повторение и заучивание окончаний существительных при согласовании их с числительными с обязательной опорой на картинку или наглядную ситуацию.
Постепенно вводятся задания по формированию умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Полезны упражнения на исправлению ошибок («моя яблоко», «мои ручка», «один тетрадь»).
Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие умения употреблять речи простые и сложные предлоги работа идёт в двух направлениях:
- работа над пониманием роли предлогов в речи;
- обучение правильному употреблению предлогов в речи.
Работу над предлогами следует начинать с наиболее простых предлогов "в", "на", "под". Первоначально проводится работа по уточнению понимания детьми данных предлогов. Для этого можно предложить упражнение: "Положи ручку на стол, под стол, в стол". Работу по обучению правильному употреблению предлогов "в", "на", "под" начинают с одного предлога. С этой целью используются следующие задания: ответы на вопросы: куда я положила мяч? /в шкаф/; куда ты положил машинку? /в карман/ и т. д.
С целью дифференциации предлогов "в – на – под" можно использовать упражнения: показать на рисунке птицу на ветке, белку в дупле, зайца под деревом; где лежит кубик? (на столе, в столе, под столом). Закончить предложение "Я убрал коробку... (в стол, под стол, на стол)".
Затем учащихся знакомят с предлогами "у", "с", "по", "до" , "из", "за", "к". Для этого со всеми учащимися можно использовать следующие приёмы: показать, где на картинке мальчик идет за девочкой, с девочкой, к девочке; знакомство с данными предлогами сопровождать действиями: подойти к столу, достать из стола, взять у учителя и т.д.
Далее происходит знакомство с наиболее сложными предлогами "из-за", "из-под", "между". Для этого логопед и дети многократно сопровождают свои действия речью: "Я поставила стул за шкаф. Я взяла стул из-за шкафа. Откуда я взяла стул?" После этого проводится работа по дифференциации предлогов "за – из-за", "под – из-под". Результаты исследования показали, что дети с ОНР ΙΙΙ уровня трудно усваивают навыки грамматического оформления высказывания. Детям требуется большее количество времени и образцов для выполнения задания, оказание помощи со стороны взрослого. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Следует отметить, что только в результате целенаправленной коррекционной работы по развитию речи в целом возможно устранение аграмматизма у детей с ОНР. Мы предполагаем, что проведение названных мероприятий будет способствовать более эффективному преодолению грамматических нарушений у дошкольников с общим нарушением речи ΙΙΙ уровня.
2.3. Определение эффективности системы коррекционной работы по усвоению предлогов детьми дошкольного возраста с
ОНР III уровня.
Анализ выполнения всех
У детей второй группы (4 человека) нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз по наглядной опоре; при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания.
При составлении рассказов
наблюдались отдельные
Отмечалась большая степень
самостоятельности при
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по развитию понимания предлогов. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию понимания предлогов, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший результат.
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию понимания предлогов и творческих возможностей детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНР наблюдалась следующая картина. Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко в речи детей встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении предложений (у 3-х детей) и в употреблении предлогов (у одного ребёнка). (Таб. 3)
Таблица 3. Результаты коррекционной работы по развитию понимания предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня. (в %)
Видзадания |
Ошибки на употребление предлогов |
Ошибки на образование предложно- падежных конструкций |
Правильное выполнение заданий |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
– |
30 |
70 |
Рассказ по вопросам на тему из личного опыта |
– |
– |
100 |
окончание рассказа по данному началу |
10 |
– |
90 |
Итак, в ходе экспериментального изучения логопедической работы по развитию понимания предлогов мы поняли, что при подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
У детей старшего дошкольного
возраста с общим
Были обследованы 10 детей 5-5,5 лет, имеющих общее речевое недоразвитие ΙΙΙ уровня. Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента, которые были направлены на исследование умения употреблять предлоги (проверяются предлоги к, в, на, над, под, из-за, из-под, перед, возле, у, около, от, вдоль, из, по, через). Результаты отражены в таблицах 1, 2.
Исходя из выявленных в ходе исследований особенностей, намечаются следующие направления в работе при формировании грамматического строя речи:
- развитие умения использовать в речи предлоги;
- развитие навыков конструирования предложений;
- обучение согласованию различных частей речи.
Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными. При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса дошкольников.
Следующий этап в обучении согласованию – согласование существительных с числительными.
Следующий шаг коррекционной работы направлен на развитие умения употреблять речи простые и сложные предлоги; работа идёт в двух направлениях:
- работа над пониманием роли предлогов в речи;
- обучение правильному
Результаты исследования показали,
что дети с ОНР ΙΙΙ уровня
трудно усваивают навыки
грамматического оформления высказывания.
Детям требуется большее количе
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы отмечали, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию понимания предлогов, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший результат.
Как показал опыт
нашей работы, введение в занятия
по обучению рассказыванию