Особенности логопедической работы по развитию предлогов детьми с общим недоразвитием речи iii уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует дополнительного изучения и поэтому мы остановились именно на ней. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам развития понимания предлогов у детей с ОНР;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать развитие понимания предлогов у детей с ОНР;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные приемы для развития понимания предлогов детьми с ОНР;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Изучение теоретических основ понимания предлогов детьми дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1. Закономерности развития детской речи…………………………………….6
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи……………………....12
1.3. Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи…………………………………………………………………………………14
Выводы по главе 1…………………………………………………………………26
Глава 2. Экспериментальное изучение логопедической работы по развитию понимания предлогов дошкольниками с ОНР ΙΙΙ уровня………………………29
2.1.Методики изучения понимания предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи ΙΙΙ уровня…………………………………………………...29
2.2. Система коррекционной работы по усвоению предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня…………………………………………34
2.3. Определение эффективности системы коррекционной работы по усвоению предлогов…………………………………………………………………………..37
Выводы по главе 2…………………………………………………………………40
Заключение………………………………………………………………………...43
Литература……………………………………………………………………........45

Работа состоит из  1 файл

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

    Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко в речи детей встречались аграмматизмы.

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение.

Речь – особая и наиболее совершенная  форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенный период, и это относится, прежде всего, к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыку общения, которое во многом определяет личностные особенности индивида и его поведение. Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит посредством артикуляции речевых органов.

Ребенок рождается с уготованным  природой анатомо-физиологическим  совершенным аппаратом, предназначенным для речи. Это величайший дар природы присущий только человеку. Но навыки и привычки не передаются по наследству, также как и речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций, норм поведения не происходит в срок (с первых дней жизни и до 3-х лет), то человек, как правило, остается неполноценным в течение всей жизни, в его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удается.

Овладение речью у всех детей  происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения  беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).

   Нами была проведена работа, в ходе которой мы охарактеризовали детей с ОНР и провели экспериментальную работу по изучению понимания предлогов детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 Были обследованы 10 детей 5-5,5 лет, имеющих общее речевое недоразвитие ΙΙΙ уровня. Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента, которые были направлены на исследование умения употреблять предлоги и показали, что дети либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги (в, на, за, с, к), в активном запасе в основном 4-5 предлогов, редко встречаются под, над. Сложные предлоги не употребляются. В ходе коррекционной работы с детьми мы учим понимать и правильно употреблять предлоги. Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года мы получили хороший результат.

 Как показал опыт  нашей работы, введение в занятия  по обучению рассказыванию различных  заданий творческого характера  значительно способствует развитию  понимания предлогов и творческих  возможностей детей. При проведении  контрольного обследования детей с ОНР наблюдалась следующая картина. Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко в речи детей встречались аграмматизмы.

 

 

 

 

 

 

                                      Литература.

  1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.– М., 1985.
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1990.
  3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М., 1994.
  5. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1992.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. –        М., 2000.
  7. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).                                                                                                                                      Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997.
  8. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений  под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М., 2002.
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
  10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.
  12. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии.– М.: Просвещение, 1968.
  13. Грибова О. Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.– М., 1992.
  14. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника.– Екатеринбург, 1996.
  15. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей: словарный запас. Библиотека практикующего логопеда. Под ред. Антошина М. М.– Аркти, 2001.
  16. Жукова Н.С. Формирование устной речи.– М., 1994.
  17. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.– М., 1989.
  18. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002.
  19. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей.– M., 1981.
  20. Методы обследования речи детей. Под ред. Власенко И.Т. и Чиркиной Г.В.– М., 1992.
  21. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.– М., 1980.
  22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии.– М., 1993.
  23. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.– М., 1985.
  24. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.– М., 1987.
  25. Хрестоматия по логопедии  под ред. Левиной Р.Е.– М., 1997, ч.I,II.
  26. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи.– М., 1978.
  27. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь. Нарушение речи у дошкольников.– М., 1972.
  28. Основы логопедии под редакцией Т. В. Волосовец, М., 2002.
  29. Расстройства речи и методы их устранения (сборник научно-методических работ), под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской.– М., 1975.
  30. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
  31. Боряков Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном- Пресс, 1997г.







Информация о работе Особенности логопедической работы по развитию предлогов детьми с общим недоразвитием речи iii уровня