Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:29, курсовая работа
Цель исследования: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению.
Задачи исследования:
1. Определить сущность капризов и упрямства
2. Изучить причины возникновения неустойчивого поведения
3. выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.................................... 5
1. Содержание капризов и упрямств дошкольников.......................... 6
2. Причины возникновения капризов и упрямства………………… 8
3. Меры по предупреждению и искоренению капризов и упрямств у дошкольников…………………………………………………………. 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………… 25
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства …………………………………… 26
2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы……. 31
2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения……………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 36
Через
некоторое время мальчик
Когда родители продолжают, несмотря на изменившиеся обстоятельства, войну с упрямством, это прямой путь к неврозу детей. Невротическое заболевание ослабляет защитные силы организма, подрывает активность и способность контролировать свои чувства и желания. Ввиду все возрастающей психической усталости и душевного надлома, активность и инициативность переходят в пассивность и уход в себя, стремление к самоутверждению и уверенность — в робость и нерешительность, самостоятельность — в инфантильность. Тогда нередко родители оказываются «у разбитого корыта» своих беспочвенных и непосильных требований, и финалом их борьбы будет невротическая неспособность детей преодолевать в дальнейшем трудности в общении с людьми. И тогда родители начинают жаловаться уже не на упрямство детей, а на их неуверенность в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в том числе и в детском саду. Это означает, что вместе с избавлением от упрямства эти дети потеряли уверенность в себе в своих силах и возможностях, ощущение своей ценности и умение владеть собой в трудных, критических жизненных ситуациях. Такой ребенок в детском саду не способен вести себя нужным образом, уверенно общаться со сверстниками. Когда требуется потерпеть, уступить или настоять на своем, он бывает чрезмерно обидчивым, капризным, боязливым.
Чем более упрямыми и негативными становятся дети по отношению к родителям, тем больше они поддаются внушению вне семьи, слушаются тех, кто, в отличие от родителей, идет им встречу понимает или делает вид, что понимает их желания и переживания. Здесь легко обмануться, и дело случая, попадет ли такой ребенок под неблагоприятное воздействие некоторых сверстников начинающих вскоре понукать и командовать им.
В другом, более редком варианте упрямство, вызванное излишне строгим воспитанием родителей или конфликтом в семье, перерастает в состояние озлобленности, затравленное™ и недоверчивости, что осложняет отношения ребенка со сверстниками или делает полностью невозможным общение с ними. Возникающее у старших дошкольников чувство одиночества, непонятое™ затрудняет и контакт с воспитателями. Но если педагог относится к таким детям доброжелательно, искренне и заинтересованно и не стремится создать искусственно культивируемую зависимость их от себя, подобно тому как это пытались сделать родители, то это будет наиболее короткий путь к восстановлению отношений и со сверстниками.
Мы видим разнообразные аспекты происхождения упрямства — проблемы номер один во взаимоотношениях родителей и детей. Причем то, что одни родители определяют как упрямство, другие считают не заслуживающим внимания. Поэтому диапазон проявлений упрямства весьма обширен и может включать в себя: желание выразить свое собственное мнение; пассивный (обида, молчание) и активный (возмущение) протест против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей; нервное переутомление с возбудимостью или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых; фазовые состояния мозга при неврозах; уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно-негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей.
Разобраться
в причинах упрямства — значит
подобрать ключ к ребенку, к его
созидательной и творческой активности.
Главное в работе с упрямыми детьми
— это смотреть на них непредвзятыми
глазами, пытаться увлечь их интересным
заданием и игрой — всем тем, что создало
бы условия для адекватной возрасту реализации
возможностей, потребностей и интересов
и послужило бы поводом для своевременного
одобрения и похвалы. Тогда из упрямства
вырастают так же, как вырастают из детских
штанишек. Если же упрямство представляет
серьезную проблему для родителей, осложняя
отношения с детьми, то полезно дать несколько
советов, во-первых, попытаться представить
себя на месте ребенка, вспомнив себя в
детстве. Во-вторых, сопоставить поведение
детей дома и в детском саду. В-третьих,
играть с детьми, общаться с ними «лицом
к лицу», проигрывая в иносказательной
форме и некоторые конфликтные ситуации
с переменой ролей по возрасту.
Предупреждение возникновения капризов у дошкольников
Психологи отмечают, что капризы не возникают в тех случаях, когда между требовательностью и уважением к ребёнку существует равновесие.
Педагог
должен разъяснять детям, как плохо быть
капризным, к чему это может привести;
использует художественную литературу,
в которой описываются ситуации, ставящие
капризного героя в смешное положение,
и тем самым вызывает отрицательное отношение
к подобным поступкам.
Меры по искоренению капризов и упрямств в дошкольном возрасте.
Не кричите. Не бейте. Не поддавайтесь уговорам. Не пытайтесь вразумить. Не нервничайте. Не упрашивайте. Не наказывайте. Не задабривайте обещаниями. Не «покупайте» послушание. Не говорите о капризах в его присутствии.
Ребёнок не робот. Взрослый должен ставить перед ним разумные, обоснованные цели, но допуская, что временами они могут быть не выполнены. Хорошо, когда есть нормы поведения, но в них должна быть заложена поправка на человеческое несовершенство. Угрозы и придирки здесь бесполезны. Малыши быстро учатся игнорировать постоянный поток фраз типа «если..., то...», которые, по сути, не выполняются и, следовательно, ничего для ребят не значат.
А.С.Макаренко говорил: «Запрещать детям нужно как можно меньше, но то, что запрещено, должно быть запрещено навсегда. Ребёнку нужно, чтобы вы установили ограничения. Если ему все сходит с рук, он будет в большом замешательстве и недоумении. Неопределённые ограничения (сегодня - можно, завтра – нет) дают почву для их нарушения проявления ребёнком капризов и упрямства.
4. Такт.
Тактично предъявляйте ребёнку свои требования. Народная мудрость гласит: «не важно, что сказать, а важно, как сказать». Самое жестокое ограничение ребёнок примет спокойно, если предъявлять его с чувством уважения к его мнению, к его личности. Много значит и тон, которым произноситься указание. У ребёнка скорее всего, не возникнет протеста, если он слышит спокойный уверенный голос, любезный тон.
Ребёнок экспериментирует со своими правами и возможностями, поэтому наряду с другими качествами проявляет и капризы. Если взрослый запасётся терпением, то ребёнок, в конце концов, сделает то, что от него ожидают.
Говорить с ребёнком в момент конфликта надо твёрдо, но не взрываясь от гнева, не обнаруживая своего плохого настроения, не показывая своего превосходства. Твёрдость, иной раз, может быть полезней ласки.
Иногда вместо слов: «Что ты упрямишься, как маленький!», лучше посадить ребёнка к себе на колени, обнять и сказать: «я понимаю тебя, хоть ты и вырос уже, тебе иногда хочется побыть ещё маленьким, хочется, чтобы тебе помогли. Ну давай сделаем это вместе».
А.С.Макаренко говорил: «Как можно больше требования к ребёнку, как можно больше уважения к нему».
9. Игнорируйте ребёнка, как только можете.
Можно сказать ребёнку: «Этот шум делает мне больно», - и просто уйти из комнаты, оставив ребёнка одного. Без зрителей цирк провалится. Если ребёнок находится в центре внимания, то он продолжает свои «выступления», поняв что у него появился новый способ добиться своего. Иногда «представления» целенаправленны: «Я не для тебя плачу, а для бабушки».
Опираясь на «зону ближайшего развития» ребёнка, следует не делать за него всё, потому что это быстрее и надёжнее, а помогать ему всё делать самому. Растущая потребность в самостоятельности и формирующиеся навыки снижают риск возникновения капризов.
Необоснованные запреты: «Не мешай мне...», «Не трогай, ты всё поломаешь...» и т.д., разрушают стремление ребёнка к сотрудничеству, к посильному участию ребёнка в жизни взрослых. Дети любят угождать. Они хотят чтобы их замечали. Проявление интереса к тому, что ребёнок делает, привлечение его к совместной деятельности ведёт к признанию его другими людьми, предотвращает капризы.
Постоянство требований делает жизнь ребёнка определённой. Ребёнок не понимает, почему вчера после ужина ему разрешалось играть, а сегодня его сразу отправляют в постель. Не допускайте такого непостоянства. Но, если уж это случилось, то здесь действует следующее правило.
Избегайте фраз типа: «Ты хочешь лечь спать сейчас?». Если ребёнок откажется, он будет упрямо стоять на своём. Лучше сказать: «Ты хочешь надеть пижаму возле кровати или возле обогревателя?» Тем самым снимаете всю возможность капризов ребёнка по поводу укладывания спать
Капризы не бывают беспочвенны. Погасив вспышку, подумайте, что вызвало каприз. Действительно нужно было принуждать или запрещать ребёнку что-то. Может, это вы поторопились?
Пример взаимоотношений, уважение к чужому мнению, терпение, умение пойти на уступки являются для ребёнка школой социального поведения.
Обычно легко переключить внимание ребёнка с чего-то, что вам не нравится, на более приятное занятие. Отвлечение внимания не значит, что вы сдались. Оно может творить чудеса. Если ребёнок играет с кнопками на телевизоре, предложите ему старый фонарь.
Не бойтесь сказать ребёнку, что вы чувствуете, когда устали, раздражены, бурно на всё реагируете. Потому что вспышки капризов у детей также чаще всего происходят, когда ребёнок находится на грани сил. Откровенный разговор с ребенком поможет всё наладить и научит ребёнка говорить «извините, прошу прощения».
Будет лучше, если запрещённые вещи будут убраны подальше от детей, чтобы избежать упрямства и капризов, чем пилить их, чтобы они не трогали их, или наказывали их за упрямое желание достать их.
Ребёнок должен иметь только ему принадлежащее место, где он может хранить важные для него вещи. Уважайте его собственность, не прерывая его деятельность. Для него она важна.
Заранее
предупреждайте ребёнка о смене деятельности.
Ребёнок должен иметь достаточно времени
для логического завершения предыдущей
деятельности и подготовки к предстоящей.
ГЛАВА
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
КАПРИЗОВ
И УПРЯМСТВА У
Информация о работе Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста