Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению.
Задачи исследования:
1. Определить сущность капризов и упрямства
2. Изучить причины возникновения неустойчивого поведения
3. выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.................................... 5
1. Содержание капризов и упрямств дошкольников.......................... 6
2. Причины возникновения капризов и упрямства………………… 8
3. Меры по предупреждению и искоренению капризов и упрямств у дошкольников…………………………………………………………. 21

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………… 25
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства …………………………………… 26
2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы……. 31
2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения……………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)

СТАРШИХ  

ДОШКОЛЬНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства

    Для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства дошкольников много мною была поставлена следующая цель: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению. Выделены следующие задачи:

  1. определение сущности капризов и упрямства;
  2. изучение причин возникновения неустойчивого поведения;
  3. выделение наиболее эффективных путей преодоления капризов и упрямства.

    Для решения цели и задач использовала такие методы исследования, как наблюдение, беседы, работа с родителями.

    Во  время проведения наблюдения старалась  на начальном этапе за короткий срок выделить для себя детей с типичным проявлением капризов и упрямства. Таким образом было замечено следующее.

    Никита  Ш. (Приложение 4, фото №1), мальчик пяти лет, часто отказывается выполнять  предложенную работу. На занятиях сложно привлечь его внимание. На все замечания со стороны взрослых он отказывается реагировать, молча смотрит в пол. Мать мальчика часто жаловалась, что не в силах справиться со своим сыном. Дома ребёнок постоянно капризничает и проявляет упрямство по типу: «хочу - не хочу», «буду – не буду», «то – не то».  Не раз мать в присутствии Никиты говорила, что предпочла бы девочку, к которой она внутренне стремилась во время беременности. Сама мать малообщительно, упряма, обладает таким же, как и у Никиты твердым и волевым характером. Не уступая сыну ни в чем, заменяя два месяца собой сверстников, она объявила войну его упрямству, которое было фактическим стремлением мальчика к самоутверждению в мужской роли, выраженное словами «я мальчик», «я главный». Мама редко играла с мальчиком, не показывала ему своей радости. Она постоянно твердила мальчику о хорошем поведении, вежливости, тихой игре, явно показывая свое желание иметь девочку, а не слишком энергичного, по ее словам, мальчика. Своё раздражение она часто разряжала на Никите, наказывая его за то, что он осмелился быть самим собой, открыто проявлять свои чувства и желания.

    Юля К. (Приложение 4, фото №2), наверное, самый  яркий пример проявления капризного поведения.  Собираясь на прогулку, девочка отказалась надеть шапку. На вопрос - почему, ответила, что просила у мамы розовую шапку с цветочком, которую они купили на более тёплую погоду, а она отказалась. Объяснения и уговоры воспитателей не помогли. Юля громко кричит: «Не хочу!», «Не буду!»,делает плаксивое лицо и ждёт реакции взрослых. Мы объяснили ей, что на прогулку идём сами без нее, если она не наденет шапку. На что Юля отреагировала, бросив шапку на шкафчик. Воспитатель начинает выводить детей на улицу, Юля остаётся в группе, бросается на пол, кричит, бьёт руками и ногами. Я договариваюсь с помощником воспитателя, чтобы она не трогала Юлю, не разговаривала с ней, и ухожу. Через некоторое время Юля одевает свою старую шапку и выходит на прогулку.

    Много жалоб поступало из уст родителей, бабушек и дедушек.

    Бабушка Ангелины З. (Приложение 4, фото №3) спрашивала: «Как поступить с внучкой, она постоянно упрямится, капризничает. Мы с дедушкой в ней души не чаем, но иногда берёт такое зло, что и сказать не могу. Так, признаться, досадно станет, что кажется,  рада была бы от нее избавиться. Мучает она нас своими капризами и упрямством. Не знаешь, чем угодить, исполнишь одно – требует другое. Вот расскажу как было однажды: сидит Ангелина за столом, ничего кушать не хочет. От всего отворачивается. Попробовала лаской, дедушка крикнул, пригрозил ремнём. Ничего не помогает, сидит, волком смотрит, так и не притронулась ни к чему. Не от  болезни какой она капризничает».

    Я постаралась разобраться в поступках  Ангелины. В группе, среди сверстников  она активна, внимательна на занятиях. Оказалось, во время обеда взрослые о чем-то разговаривали, не обращая внимания на Ангелину. Как только девочка выразила своё недовольство, ситуация за столом поменялась. Всё внимание перешло к ней. Бабушка с дедушкой  стали её успокаивать, уговаривать, следить за каждым движением внучки.

    Ясно  видно: цель каприза достигнута: Ангелина – главная персона за столом. Всё только на нее смотрят, только о ней говорят. Теперь понятно что взрослые сами того не желая, только укрепляют в девочке капризное поведение, были не противниками, а союзниками ее каприза. Такое поведение означает, что весь уклад жизни, в котором растёт Ангелина не правилен. Неверно и общение взрослых к ней: необходимо в корне изменить его. Такой перелом может быть для родителей труднее, чем для девочки, Но его необходимо произвести. Это самый верный путь к искоренению капризов. Для характера девочки вредно, если каждую минуту она слышит о родительской любви, чувствует заботу о себе и безграничное внимание. Она должна знать, что у родителей и других близких её людей могут быть важнее заботы и дела помимо нее, также как и у нее могут быть важнее заботы и дела помимо родных. Тогда лучше и спокойнее будет идти жизнь, без ежеминутных столкновений, и меньше станет причин для требовательности, прихотей и капризов.

    Во  время режимных процессов Саша Г. (Приложение 4, фото №4) проявляя в группе упрямство, не желая выполнять отдельные требования (категорически не хотел укладываться на дневной сон). Причем капризничал он периодически. Поинтересовавшись поведением мальчика дама выяснилось, что мать и отец Саши не живут вместе. Мальчик проводит 3-4 дня с папой, так как мама занято на работе. Следовательно, причиной капризов мальчика оказалась постоянная смена условий жизни, а также различные требования обоих родителей. Мать довольно требовательная женщина, старалась сделать из мальчика «настоящего мужчину», отец же, наоборот, баловал ребенка, разрешая допоздна смотреть телевизор, подолгу играть в компьютерные игры, есть что захочется , и когда захочется, в общем не соблюдал режима дня дошкольника. Изучив причины проявления капризов и упрямства, я посоветовала родителям обсудить их требования к ребёнку, найти оптимальный вариант, перестать бросаться в крайности.

    Капризное поведение у Максима Ш. (Приложение 4, фото №5) возникает в тот момент когда я предлагаю ребятам собрать игрушки и готовиться к занятию. Причина выяснилась, когда я случайно узнала от мамы Максима, что они живут в однокомнатной  квартире вчетвером: Максим, его родители и бабушка, которая очень любит порядок в доме. Посетив через несколько дней по поручению воспитателя квартиру этой семьи я увидела идеальную чистоту, это результат кропотливой работы бабушки, но и, как следствие, отсутствие у Максима «своего уголка» в доме: машины аккуратно расставлены, из конструктора построен дом, нигде не было видно следов детской игровой деятельности.  Стало ясно, почему мальчик так яростно борется за каждую минуту, проведенную в игровом центре группы. Я посоветовала маме позволить  мальчику играть с его игрушками и дома, объяснила, что это, практически, последний год, когда Максим может уделять столько времени игрушкам, ведь скоро его ждет школа и учебная деятельность. Лучше научить ребёнка убирать за собой игрушки, чем отбирать у него эти незатейливые моменты детского счастья. Мама с пониманием и энтузиазмом отнеслась к необходимой перемене в укладе жизни семьи. Она рассказала, что и сама об этом думала.

    Кирилл  Д. (Приложение 4, фото №6) очень способный, сообразительный мальчик. Это я  поняла проведя первое занятие в  этой группе. Но все, включая и родителей Кирилла, считают его невыносимым ребёнком, с которым невозможно общаться. Дома с ним никто не занимается, не читает книги, не учит буквы. Умственный потенциал у мальчика очень велик, но то, что родители не помогают ему самоутвердится, я поняла в момент, когда рассказывала (впервые) маме Кирилла об огромных успехах ее сына в математике, на что мама ответила: «Вы, наверное, меня с кем-то путаете. Мой ребёнок самый капризный в мире. Кирилл очень упрям, я не верю, что он может хоть в чем-то преуспеть, кроме как в капризах».  В доказательство я предоставила маме тетрадь Кирилла, где аккуратным детским подчерком выведены цифры и буквы, его рисунки, с чётко выделенными деталями и интересным содержанием. Мать была удивлена: «Неужели это моя непоседа и упрямца!» Я посоветовала маме посвящать вечера чтению детских книг, изучению азбуки. Мама была полна намерений воплотить мои рекомендации в жизнь.

    Изучив  особенности проявления капризов и  упрямства в данной группе, провела  ряд мероприятий по их искоренению и закреплению полученных результатов. Проработав ряд методической литературы, выбрала для себя целый комплекс занятий и игр, соответствующих данной проблеме. Каждое занятие (Приложение 1) тщательно готовила: заранее продумывала вопросы к беседе, старалась насытить художественным словом, иллюстрациями. Проводила индивидуальную работу во вторую половину дня по формированию устойчивого поведения. Также в вечерний отрезок проводила игры-драматизации (Приложение 2), в которых старалась привлечь внимание детей к положительным качествам личности, заинтересовать их правилами поведения.  В таких играх основные роли давала исполнять капризным, упрямым детям. Провела работу с родителями. Большое внимание уделяла индивидуальным беседам, стараясь выслушать родителей, дать им тактичный совет. Также провела заседание круглого стола с родителями «воспитание добром — основа нравственного поведения» во время которого провела тестирование (Приложение 3). Результат обсудила совместно со всеми родителями и в индивидуальной беседе. 
 
 
 

2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы 

    Пронаблюдав за детьми и выяснив причины их неадекватного поведения, а так  же проведя ряд мероприятий по их искоренению, я стала ждать  результаты проделанной работы.

    Скоро я заметила, что Никита Ш. стал реже капризничать. Он всё чаще старается выслушать, а затем и выполнять предложенное ему поручение или задание. Мама Никиты старается выслушивать его мнение, больше уделять внимание работам Никиты по рисованию, лепке, аппликации. Малыш начинает взаимодействовать с детьми группы. Мама также активно стала принимать участие в жизни детского сада.

    Начало  меняться в лучшую сторону и поведение  Юли К. Девочка сама стала замечать бесполезность своих неправильных действий. Так на замечание одной из сверстниц, о том, что мама купит Юле такую же куклу если она покричит и упадёт на пол, девочка ответила: «Мама уже не пугается и не даёт мне что хочу. Совсем перестала меня слушаться».

    Мама  Ангелины рассказала что они с  мужем изменили свое отношение к капризам дочери: стали часто их игнорировать и пристыжать подобное поведение. Вследствие этого девочка перестала после нескольких попыток  использовать  своё упрямство и капризы в качестве средств для привлечения внимания окружающих к себе. Бабушка Ангелины говорит что внучка стала добрее, начала более уважительно относиться к ней и дедушке, чаще откликается на просьбы.

    Изменилось  поведение Саши Г. Больше времени  он теперь проводит с мамой, которая  тщательно следит за соблюдением  режима дня. Мама мальчика согласовала требования с его отцом. Теперь он меньше позволяет вольности мальчику, больше требует от него. Саша стал стабильнее, сдержаннее, не так сильно и эмоционально реагирует на замечания. Беспрекословно выполняет требования режима дня группы, исчезли проблемы дневного сна.

    Беседа  с мамой Максим Ш. также принесла свои плоды. Сейчас у мальчика есть «игровой уголок» в доме, он в любое время может брать свои игрушки, действовать с ними. Кроме того, родители приучили сына убирать после игры свой ящик. Это новое качество внука особенно оценила бабушка. В группе Максима теперь не возникает проблем с подготовкой занятий. Он стал проявлять большой интерес к занятиям по математике.

    После того мама Кирилла Д. узнала о большом  умственном потенциале мальчика, она стала уделять ему больше внимания, заниматься с сыном дома. Кирилл Д. стал ещё усерднее относиться к предложенным заданиям. Теперь он знает, что за хорошо выполненную работу, его ждёт похвала, его родители ценят то, что он делает. Поэтому мальчик стал более внимательным, усидчивым, исчезли капризы и упрямства.

    Проанализировав изменения в поведении ребят, можно сказать, что проделанная  работа была эффективной. Цели, поставленные в начале экспериментальной работы, достигнуты благодаря целенаправленной, планомерной, систематизированной деятельности. Уровень капризов и упрямства в группе намного изменился. Также много изменений произошло из-за комплекса занятий, посвященных профилактике и искоренению причин возникающего негативного поведения.  Капризные и упрямые дети в театрализованных и дидактических играх занимали ведущие роли, что в дальнейшем привело к сплочению коллектива и взаимоуважению между детьми «сложными» дети стали понимать, что от их поведения и качества выполняемых действий, иногда зависит результат игры.

    Хорошие результаты принесла и работа с родителями. Многие из  них пересмотрели, благодаря  индивидуальным беседам, коллективному  обсуждению и результатам тестирования, своё отношение к детям, принципы воспитания и гармоничного развития. 
 
 

    2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения

    Исходя  из проведённой работы можно с  уверенностью сказать, что гипотеза, поставленная ранее, подтвердилась  при изучении теоретических основ  капризов и упрямства и во время практической деятельности. Действительно, меры по искоренению капризов и упрямства исходят из сущности причин их проявления.

    Для достижения положительного результата в работе по формированию устойчивого  поведения дошкольников, необходимо много уделять наблюдению за особенностями проявления капризов и упрямства. Педагог должен понять, почему ребёнок в данной ситуации поступает именно так, а не иначе. Ведь  каждый маленький по-своему воспринимает окружающий его мир, поэтому и причины неустойчивого поведения различны.

    Важным  шагом к успеху является индивидуальная работа с дошкольниками. Настоящий  педагог должен подобрать ключи  к сердцу каждого малыша, знать, что  и когда сказать, использовать ласку  и строгость в нужный момент.

    Нельзя  обойтись и без работы с родителями. Ведь единство требований в воспитании и обучении очень важный момент в формировании всесторонне развитой личности. Воспитатель группы должен вовремя, а главное тактично и ненавязчиво дать совет, рекомендацию родителям. Только во взаимодействии с самыми близкими людьми для ребёнка можно достичь хороших результатов в воспитании устойчивого поведения.

Информация о работе Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста