Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:29, курсовая работа
Цель исследования: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению.
Задачи исследования:
1. Определить сущность капризов и упрямства
2. Изучить причины возникновения неустойчивого поведения
3. выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.................................... 5
1. Содержание капризов и упрямств дошкольников.......................... 6
2. Причины возникновения капризов и упрямства………………… 8
3. Меры по предупреждению и искоренению капризов и упрямств у дошкольников…………………………………………………………. 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………… 25
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства …………………………………… 26
2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы……. 31
2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения……………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 36
Главное
в процессе работы по искоренению
капризов и упрямства не забывать
о внутреннем мире ребёнка, продумывать
все свои действия и слова, чтобы
не навредить маленькому человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Просмотрев ряд литературы и успешно применив полученные мною знания, умения и навыки на практике, я сделала вывод, что ключ для понимания причин возникновения капризов и упрямства у детей дошкольного возраста кроется не только в типе темперамента ребёнка, его характере, но и в условиях его жизни, ситуации в семье, отношениях с родителями и сверстниками. К концу дошкольного возраста у ребёнка появляется чувство самоценности, собственной значимости и уникальности, на базе который развивается его самооценка. Проявление этих чувств в коллективе влечет за собой негативизм и капризы.
Нервная система у детей близка к слабому типу, что ведёт к её быстрому истощению, повышенной возбудимости и чувствительности, неадекватному и капризному поведению (в ответ на замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова, на праздниках, концертах, в театрах, общественных, местах дети кричат, капризничают, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения и т.п.).
Во
многом влияние выше указанных факторов
на предупреждение и искоренение капризов
ребенка зависит от создания особой развивающей
среды в дошкольном образовательном учреждении.
Определяющую роль в это деле играют педагоги.
Надо осознавать, что для полноценного
развития ребёнка, он должен иметь разносторонний
опыт взаимодействия с предметным миром
и другими людьми. Очень часто ребёнок,
движимый своими познавательными потребностями,
как бы подсказывает взрослым, в чём он
нуждается больше всего и к восприятию
чего он готов. И задача последних сводится
к тому, чтобы создавать оптимальные условия
для удовлетворения новых возможностей
ребёнка.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
План-конспект занятия
«Наша группа»
Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам.
Подготовка к развлечению. Оформить игровые уголки, приготовить фотоальбом, отпечатать по количеству детей «Правила поведения дошкольника»; подготовить «чудесный сундучок» с иголками, нитками, пуговицами. Для аттракционов приготовить три тазика с теплой водой, кукольное белье, веревку с прищепками, мыло.
Пригласить заведующего детским садом, заранее ознакомив его с содержанием развлечения. Разучить с ребёнком роль Буратино, которую тот будет исполнять во время игры.
Возможный ход развлечения. В группу входит заведующий детским садом, вместе с ним Буратино (у Буратино портфель). Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята устроились в новой группе. Дети показывают свои комнаты, игровые уголки, игрушки.
Буратино. Как игрушек много, и все новые. А умеют ли дети дружно и правильно с ними играть?
Воспитатель. Буратино, подумай и предложи, как это можно проверить.
Буратино. Я уже придумал. Давайте играть вместе
Буратино загадывает загадки. Дети отгадывают.
— Загадки отгадывать вы умеете,— продолжает Буратино. — А вот ловкие ли вы? Давайте устроим аттракцион: кто быстрее и правильнее оденет куклу, кто чище постирает кукольное белье и быстрее его развесит сушить?
Затем наступает время других игр-соревнований, причем коллективных (например, «Кто скорее перейдет болото, не замочив ноги»). При этом Буратино поясняет: «От того, как дружно вы будете играть, зависит, чья команда победит!»
Идет игра. Буратино комментирует ход событий, указывает на недостатки, отмечает успехи.
Заведующий. Мне очень понравилось у вас. Теперь я вижу, что вы подросли и действительно можете быть в старшей группе. Я подарю вам альбом, в который вы будете вклеивать фотографии — по ним будет видно, как вы вместе живете, веселитесь, какие добрые дела вместе делаете! И тебя, Буратино, мне хочется похвалить, ты стал такой умный, воспитанный.
Буратино.
Меня многому научила Мальвина: тому, как
надо вести себя с товарищами, как надо
дружить. Правила, которые она мне подарила,
я всегда ношу с собой. Давайте попросим
воспитателя прочитать их нам. Воспитатель
читает некоторые из правил.
План-конспект занятия
«Доставляй
людям радость добрыми
делами"
Программное содержание. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.
Подготовка к беседе. Проанализировать поступки детей, их поведение. Подготовить рассказ в образной форме, но не перегружая его сюжет деталями о реальном добром поступке дошкольника. Подобрать иллюстрации с соответствующим содержанием.
Ход беседы. После рассказа о хорошем поступке воспитатель спрашивает:
— Дети, о каких своих добрых делах вы можете вспомнить?
Дети вспоминают и рассказывают. Воспитатель, обобщая, подчеркивает, что добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными. Даже самая «маленькая доброта» приятна и нужна людям. Например, тихо затворить дверь (не хлопать дверью), не шуметь в спальне, когда все уже легли, если проснешься раньше, не будить товарищей и т. д.
Воспитатель показывает детям рисунки, в которых отображены добрые поступки, и дети пересказывают их содержание. Затем продолжает:
— Дети, кого по вашему мнению, можно назвать добрым человеком и почему?
Дети отвечают:
— Таня добрая, она всегда дает ребятам поиграть своими игрушками.
— Юра очень добрый, он никого не обижает и защищает малышей.
— Вова добрый и заботливый, он встал и задернул занавеску, чтобы в лицо спящему Феде не светило солнце.
— У меня очень добрая мама, она всегда приветливая и заботливая.
— Мой папа самый добрый — он помогает мне чинить игрушки, а маме — делать уборку.
— Моя сестра очень добрая, она взяла с улицы котенка и ухаживает за ним.
И т.д.
-Так
дети сами приходят к
В план своей повседневной работы воспитатель включает различные методы, корректирующие поведение детей. Например, можно предложить ребенку подумать над пословицей: «Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди». Особенно плодотворна такая работа на прогулке (впечатления дают хорошую пищу для ума) или вечером, в обстановке особой доверительности.
Хороший воспитательный эффект дает настольная игра «Школа вежливости» с набором таких картинок-правил: дети входят в детский сад группой, парами (видны две-три пары); один мальчик держит дверь для всех, пропуская товарищей; малыши вырывают друг у друга обруч, оба сердиты, рядом валяются игрушки — машины, кубики... В стороне стоит девочка, она явно удивлена таким поведением, девочка бережно держит куклу; девочка с куклой в руках уронила книжку; мальчик поднимает книжку, чтобы подать ее девочке. На втором плане книжный столик, дети рассматривают книги, перелистывая страницы за верхний правый угол; мама читает, сидя в кресле; девочка осторожно, без стука, прикрывает дверь, чтобы не мешать маме; ребенок стучит в дверь, чтобы войти в кабинет врача; ребенок в транспорте уступает место старшему; мальчик шести лет помогает девочке надеть пальто; мальчик пропускает вперед девочку у двери.
Воспитатель показывает картинки-ситуации и спрашивает:
— Дети, как можно проявить добрые чувства к окружающим?
Дети объясняют содержание:
— Предложить вошедшему стул; уступить место товарищу; заботиться о младших, играть с ними, аккуратно расставить книги на полке; помочь маме вытереть посуду; внимательно относиться к больным и старым (ребенок поправляет одеяло лежащей в постели бабушке, подаёт бабушке, сидящей в кресле с вязанием, скамеечку для ног).
Воспитатель
корректирует ответы детей.
План-конспект занятия
«Что
такое хорошо и что такое
плохо»
Цель: формировать у детей понимание необходимости выполнять нормы и правила этичного поведения; упражнять детей в выполнении простейших правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности (вежливое обращение, употребление выражений приветствия и благодарности, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего).
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, давайте с вами возьмемся за руки и станем в один дружный круг. Посмотрите, какие вы все красивые, умные. Улыбнемся же друг другу! (Все образуют круг.)
Воспитатель. А скажите мне, пожалуйста, какие «волшебные» слова мы говорим друг другу каждый день при встрече? (Дети называют.) Вспомните, от кого и когда вы их услышали? Когда вы слышите их, улучшается ли у вас настроение? (Дети отвечают утвердительно.) Значит, эти слова действительно «волшебные», и это хорошо, когда мы их говорим друг другу. Но их так много. Как же нам их запомнить? Кто нам поможет? Стук в дверь, появляется Фея.
Фея. Здравствуйте, ребята! Я вам помогу. Я — фея, мое имя Здравствуйте. Живу я в сказочной стране, помогаю всем детям научиться вежливо разговаривать.
Воспитатель. Ребята, давайте мы попросим фею помочь нам. (Дети уговаривают ее помочь.)
Фея. Я подарю вам «Корзину вежливости». В ней лежат слова, которые вы уже не забудете никогда. (Дети благодарят фею.)
Воспитатель. Давайте их прочитаем. (Читают карточки со словами «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» и т. д.)
Воспитатель. Уважаемая фея Здравствуйте, но мне кажется, вы потеряли еще одно очень важное слово — ваше имя.
Фея (заглядывает в корзинку). Ой, правда! Значит, я обронила это доброе слово, мое имя, когда летела к вам. Может быть, оно здесь, в комнате. (Дети должны сами предложить свою помощь фее.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, ведь фея откликнулась на нашу просьбу и помогла нам. Очень хорошо, что и вы решили ей помочь.
Игра «Найди слово»
Воспитатель. Дети, мы с вами говорили, что вежливые слова согревают людей, дарят им хорошее настроение и тепло. Поэтому, когда вы будете вовремя поиска слова «здравствуйте» приближаться к карточке, на которой оно написано, я буду говорить «тепло», «теплее», а когда вы будете удаляться от нее — «холодно», «холоднее». (Малыши находят карточку, отдают фее.)
Информация о работе Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста