Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 00:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению.
Задачи исследования:
1. Определить сущность капризов и упрямства
2. Изучить причины возникновения неустойчивого поведения
3. выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.................................... 5
1. Содержание капризов и упрямств дошкольников.......................... 6
2. Причины возникновения капризов и упрямства………………… 8
3. Меры по предупреждению и искоренению капризов и упрямств у дошкольников…………………………………………………………. 21

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………… 25
2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства …………………………………… 26
2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы……. 31
2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения……………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 264.50 Кб (Скачать документ)

    Главное в процессе работы по искоренению  капризов и упрямства не забывать о внутреннем мире ребёнка, продумывать  все свои действия и слова, чтобы  не навредить маленькому человеку. 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

    Просмотрев  ряд литературы и успешно применив полученные мною знания, умения и навыки на практике, я сделала вывод, что  ключ для понимания причин возникновения  капризов и упрямства у детей  дошкольного возраста кроется не только в типе темперамента ребёнка, его характере, но и в условиях его жизни, ситуации в семье, отношениях с родителями и сверстниками. К концу дошкольного возраста у ребёнка появляется чувство самоценности, собственной значимости и уникальности, на базе который развивается его самооценка. Проявление этих чувств в коллективе влечет за собой негативизм и капризы.

    Нервная система у детей близка к слабому  типу, что ведёт к её быстрому истощению, повышенной возбудимости и  чувствительности, неадекватному и  капризному поведению (в ответ на замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова, на праздниках, концертах, в театрах, общественных, местах дети кричат, капризничают, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения и т.п.).

    Во  многом влияние выше указанных факторов на предупреждение и искоренение капризов ребенка зависит от создания особой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Определяющую роль в это деле играют педагоги. Надо осознавать, что для полноценного развития ребёнка, он должен иметь разносторонний опыт взаимодействия с предметным миром и другими людьми. Очень часто ребёнок, движимый своими познавательными потребностями, как бы подсказывает взрослым, в чём он нуждается больше всего и к восприятию чего он готов. И задача последних сводится к тому, чтобы создавать оптимальные условия для удовлетворения новых возможностей ребёнка. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аркин Е.А.  Письма о воспитании детей. 5-е издание. М., 1961г.    172с.
  2. Аркин Е.А.  Родителям о воспитании М., 1957г.    169с.
  3. Вместе с родителями дошкольников /под ред. Т.А. Марковой. М., 1961г.    381с.
  4. Григорьева А.Л. поговорим о наших детях. М., 1967г.    205с.
  5. Гудкий В. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте // Пролеска 1997 №3 с25-27.
  6. Дошкольная педагогика /под ред.: В.Н. Ярэшко и Ф.А. Сохина. М., 1986г.    415с.
  7. Захаров Л.Н. Дитя в очереди за лаской. М., 1994г.    221с.
  8. Каплан Л.И. Посеешь привычку — пожнёшь характер М., 1980г.    95с.
  9. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании М., 1973г.    135с.
  10. Николаев Л.Н. Воспитывать человека. М., 1979г.    160с.
  11. Попова Л.М. Цветы жизни. СПб., 1995г., 142с.
  12. Славина Л.С.Трудные дети: избранные психологические труды. В., 2002г. 432с.
  13. Снок Бенджамин. Разговор с матерью. М., 1987г.    224с.
  14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1969г.    288с.
  15. Фромм Алан, Гордон Томас. Популярная педагогика. Еб., 1997г. 608с.
  16. Чечет В.В. Умеем ли мы обращаться с детьми? Мн., 1987г.    144с.
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

                      Приложение 1

   План-конспект занятия 

     «Наша группа» 

   Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам.

   Подготовка  к развлечению. Оформить игровые уголки, приготовить фотоальбом, отпечатать по количеству детей «Правила поведения дошкольника»; подготовить «чудесный сундучок» с иголками, нитками, пуговицами. Для аттракционов приготовить три тазика с теплой водой, кукольное белье, веревку с прищепками, мыло.

   Пригласить  заведующего детским садом, заранее  ознакомив его с содержанием развлечения. Разучить с ребёнком роль Буратино, которую тот будет исполнять во время игры.

   Возможный ход развлечения.   В группу входит заведующий детским садом, вместе с ним Буратино (у Буратино портфель). Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята устроились в новой группе. Дети показывают свои комнаты, игровые уголки, игрушки.

   Буратино. Как игрушек много, и все новые. А умеют ли дети дружно и правильно с ними играть?

   Воспитатель. Буратино, подумай и предложи, как это можно проверить.

   Буратино. Я уже придумал. Давайте играть вместе

   Буратино  загадывает загадки. Дети отгадывают.

   — Загадки отгадывать вы умеете,—  продолжает Буратино. — А вот  ловкие ли вы? Давайте устроим аттракцион: кто быстрее и правильнее оденет куклу, кто чище постирает кукольное белье и быстрее его развесит сушить?

   Затем наступает время других игр-соревнований, причем коллективных (например, «Кто скорее перейдет болото, не замочив ноги»). При этом Буратино поясняет: «От того, как дружно вы будете играть, зависит, чья команда победит!»

   Идет  игра. Буратино комментирует ход событий, указывает на недостатки, отмечает успехи.

   Заведующий. Мне очень понравилось у вас. Теперь я вижу, что вы подросли и действительно можете быть в старшей группе. Я подарю вам альбом, в который вы будете вклеивать фотографии — по ним будет видно, как вы вместе живете, веселитесь, какие добрые дела вместе делаете! И тебя, Буратино, мне хочется похвалить, ты стал такой умный, воспитанный.

   Буратино. Меня многому научила Мальвина: тому, как надо вести себя с товарищами, как надо дружить. Правила, которые она мне подарила, я всегда ношу с собой. Давайте попросим воспитателя прочитать их нам. Воспитатель читает некоторые из правил. 

   План-конспект занятия 

   «Доставляй людям радость добрыми делами" 

   Программное содержание. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.

   Подготовка  к беседе. Проанализировать поступки детей, их поведение. Подготовить рассказ в образной форме, но не перегружая его сюжет деталями о реальном добром поступке дошкольника. Подобрать иллюстрации с соответствующим содержанием.

   Ход беседы. После рассказа о хорошем поступке воспитатель спрашивает:

   — Дети, о каких своих добрых делах  вы можете вспомнить?

   Дети  вспоминают и рассказывают. Воспитатель, обобщая, подчеркивает, что добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными. Даже самая «маленькая доброта» приятна и нужна людям. Например, тихо затворить дверь (не хлопать дверью), не шуметь в спальне, когда все уже легли, если проснешься раньше, не будить товарищей и т. д.

   Воспитатель показывает детям рисунки, в которых  отображены добрые поступки, и дети пересказывают их содержание. Затем продолжает:

   — Дети, кого по вашему мнению, можно назвать  добрым человеком и почему?

   Дети  отвечают:

   — Таня добрая, она всегда дает ребятам  поиграть своими игрушками.

   — Юра очень добрый, он никого не обижает  и защищает малышей.

   —  Вова добрый и заботливый, он  встал  и задернул занавеску, чтобы в  лицо спящему Феде не светило солнце.

   — У меня очень добрая мама, она всегда приветливая и заботливая.

   — Мой папа самый добрый — он помогает мне чинить игрушки, а маме — делать уборку.

   — Моя сестра очень добрая, она взяла  с улицы котенка и ухаживает  за ним.

   И т.д.

   -Так  дети сами приходят к обобщенному смыслу понятий «доброта» «уважение к людям». Здесь воспитатель может напомнить детям о прошлой беседе — о вежливости и подчеркнуть, что вежливость часто является проявлением доброты и заботы о людях.

   В план своей повседневной работы воспитатель  включает различные методы, корректирующие поведение детей. Например, можно предложить ребенку подумать над пословицей: «Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди». Особенно плодотворна такая работа на прогулке (впечатления дают хорошую пищу для ума) или вечером, в обстановке особой доверительности.

   Хороший воспитательный эффект дает настольная игра «Школа вежливости» с набором  таких картинок-правил: дети входят в детский сад группой, парами (видны две-три пары); один мальчик  держит дверь для всех, пропуская товарищей; малыши вырывают друг у друга обруч, оба сердиты, рядом валяются игрушки — машины, кубики... В стороне стоит девочка, она явно удивлена таким поведением, девочка бережно держит куклу; девочка с куклой в руках уронила книжку; мальчик поднимает книжку, чтобы подать ее девочке. На втором плане книжный столик, дети рассматривают книги, перелистывая страницы за верхний правый угол; мама читает, сидя в кресле; девочка осторожно, без стука, прикрывает дверь, чтобы не мешать маме; ребенок стучит в дверь, чтобы войти в кабинет врача; ребенок в транспорте уступает место старшему; мальчик шести лет помогает девочке надеть пальто; мальчик пропускает вперед девочку у двери.

   Воспитатель  показывает  картинки-ситуации  и  спрашивает:

   —  Дети, как можно проявить добрые чувства к окружающим?

   Дети  объясняют содержание:

   —  Предложить вошедшему стул; уступить место товарищу; заботиться о  младших,  играть с ними,  аккуратно  расставить книги  на   полке;   помочь  маме  вытереть  посуду;   внимательно  относиться к больным  и старым   (ребенок поправляет одеяло лежащей в постели бабушке, подаёт бабушке, сидящей в кресле с вязанием, скамеечку для ног).

   Воспитатель корректирует ответы детей. 
 
 
 
 
 

   План-конспект занятия 

   «Что такое хорошо и что такое плохо» 

   Цель: формировать у детей понимание необходимости выполнять нормы и правила этичного поведения; упражнять детей в выполнении простейших правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности (вежливое обращение, употребление выражений приветствия и благодарности, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего).

   Ход занятия:

   Воспитатель. Ребята, давайте с вами возьмемся за руки и станем в один дружный круг. Посмотрите, какие вы все красивые, умные. Улыбнемся же друг другу! (Все образуют круг.)

   Воспитатель. А скажите мне, пожалуйста, какие «волшебные» слова мы говорим друг другу каждый день при встрече? (Дети называют.) Вспомните, от кого и когда вы их услышали? Когда вы слышите их, улучшается ли у вас настроение? (Дети отвечают утвердительно.) Значит, эти слова действительно «волшебные», и это хорошо, когда мы их говорим друг другу. Но их так много. Как же нам их запомнить? Кто нам поможет? Стук в дверь, появляется Фея.

   Фея. Здравствуйте, ребята! Я вам помогу. Я — фея, мое имя Здравствуйте. Живу я в сказочной стране, помогаю всем детям научиться вежливо разговаривать.

   Воспитатель. Ребята, давайте мы попросим фею помочь нам. (Дети уговаривают ее помочь.)

   Фея. Я подарю вам «Корзину вежливости». В ней лежат слова, которые вы уже не забудете никогда. (Дети благодарят фею.)

   Воспитатель. Давайте их прочитаем. (Читают карточки со словами «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» и т. д.)

   Воспитатель. Уважаемая фея Здравствуйте, но мне кажется, вы потеряли еще одно очень важное слово — ваше имя.

   Фея (заглядывает в корзинку). Ой, правда! Значит, я обронила это доброе слово, мое имя, когда летела к вам. Может быть, оно здесь, в комнате. (Дети должны сами предложить свою помощь фее.)

   Воспитатель. Молодцы, ребята, ведь фея откликнулась на нашу просьбу и помогла нам. Очень хорошо, что и вы решили ей помочь.

   Игра  «Найди слово»

   Воспитатель. Дети, мы с вами говорили, что вежливые слова согревают людей, дарят им хорошее настроение и тепло. Поэтому, когда вы будете вовремя поиска слова «здравствуйте» приближаться к карточке, на которой оно написано, я буду говорить «тепло», «теплее», а когда вы будете удаляться от нее — «холодно», «холоднее». (Малыши находят карточку, отдают фее.)

Информация о работе Особенности проявления капризов и упрямств у детей дошкольного возраста