Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа
Цель: выявить эффективные способы деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить в социально-педагогической литературе особенности детей-сирот.
2. Выявить проблемы детей-сирот.
3. Изучить направления деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Положение детей-сирот
1.Сущность понятия «сиротство». Лишение родительских прав…...6
2.Проблемы, связанные с сиротством……………………..………….9
Раздел 2. Социальная защита детей-сирот
2.1 Формы устройства детей-сирот……………………………………14
2.2. Защита прав и интересов сирот……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………
Особенности
работы социального
педагога с детьми-сиротами
курсовая
работа
Тара 2009
содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Положение детей-сирот
Раздел 2. Социальная защита детей-сирот
2.1 Формы устройства детей-сирот……………………………………14
2.2. Защита прав и интересов сирот……………………………………21
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование.
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию новообразований, без которых ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность.
Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, проживание за чертой бедности, пьянство и алкоголизм, наркомания, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
В России на 2002г насчитывалось около 600 тысяч детей-сирот, из них 95% социальные сироты, т.е. родители детей живы, но лишены родительских прав. В 2006 году к этой цифре добавилось еще 127 тысяч детей-сирот.
Различным аспектам социального воспитания детей-сирот посвящены работы Л.В. Байбородовой, Н.П. Ивановой, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рожкова, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Работы И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, А.М. Прихожан, посвященные психологическим особенностям развития детей-сирот, имеют существенное значение для определения ведущих позиций данного исследования.
По результатам данных работ изучения сиротства как социального явления, можно заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме, как общества, так и государства.
В
современных условиях количество детей
с проблемами социализации и интеграции
в общество возрастает с каждым годом.
К сожалению, в связи с экономическими
и политическими
Из выше изложенного можно утверждать, что тема, выбранная нами актуальна.
Проблему нашего исследования можно сформулировать следующим образом, какие способы и направления деятельности социального педагога эффективны при работе с детьми-сиротами.
Объектом исследования выступает деятельность социального педагога с детьми-сиротами.
Предмет исследования: способы взаимодействия социального педагога с детьми-сиротами.
Цель: выявить эффективные способы деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить в социально-педагогической литературе особенности детей-сирот.
2. Выявить проблемы детей-сирот.
3. Изучить направления деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Семье как основной ячейке общества для роста и благополучия всех ее членов должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Задача взрослых заключается в том, чтобы вести детей к будущему, к открытию себя в жизни, развитию внутренних сил и стремлений.
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и воспитаны в духе идеалов, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [19, с.243].
Сравнивая прошлое России с настоящим, легче осознавать трагизм нынешней ситуации, а также, оценив положительные и отрицательные особенности прошлого опыта, избежать ошибок.
Благополучие и нормальное развитие детей определяет будущее любой страны. Дети зависимы от мира взрослых, поэтому нуждаются в особой защите. Государство обязано заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей – своем будущем.
Главное
каждому ребенку создать
1. положение детей-сирот и меры по их поддержке
1.1 Сущность понятия «сиротство», лишение родительских прав
Возрастные особенности ребенка характеризуются тем, что на каждом этапе происходит особенное физическое созревание, определенное познавательное развитие, опыт социальной жизни, определенные моральные устои. С возрастом происходит социальное становление ребенка, которое зависит в первую очередь от семьи.
Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [14, с.263].
Понятие «сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.
Комиссия по делам женщин, семьи и демографии отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70%.
При современном уровне смертности каждый 5 ребенок остается сиротой до совершеннолетия. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях.
Сиротство существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8, c. 68].
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или один-единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными; находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Ребенок
на улице – это результат того,
что такие институты
К родителям, не выполняющим родительских обязанностей, могут быть применены меры ответственности.
Уголовное
право предусматривает
Большое количество детей становятся сиротами в довольно критическом возрасте – старше 12 лет. Как правило, это происходит из-за лишения родительских прав. Оно возможно при обстоятельствах, которые СК РФ называет как основание для применения:
1)
уклонение от выполнения
2)
отказ взять ребенка из
3) злоупотребление родительскими правами;
4)
жестокое обращение с детьми (физическое,
психическое, социальное
5) хронический алкоголизм, наркомания;
6)
совершение умышленного
Эта
мера исполняется только решением суда
с обязательным участием представителя
органов опеки и
Ребенок имеет право на содержание родителями, лишенными родительских прав, право собственности на жилое помещение или пользование им, сохраняет имущественные права, в том числе право на наследство.
Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что социальное становление ребенка зависит в первую очередь от семьи. Поэтому ответственность родителей перед обществом огромна.
Учитывая, что детство, как и жизнь взрослого человека, это процесс развития, важным в становлении взрослого человека является то, что заложено в детстве [4, с.294].
Существует зависимость между «утратой» ребенком семьи и последующим развитием у него неврозов и психозов; причиной правонарушительного поведения может стать подобная травма, полученная в раннем возрасте. Внутренний мир таких детей – чувство одиночества, изолированности, выраженной печали и эмоциональной пустоты. Деятельность социального педагога не ограничивается рамками детского коллектива. Она направлена на педагогический коллектив, родственников, социальную защиту законных прав и интересов детей.
1.2.Проблемы, связанные с сиротством
Дети, лишенные материнской ласки, опоры отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера остаются обычно на всю жизнь.
Информация о работе Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами