Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа
Цель: выявить эффективные способы деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить в социально-педагогической литературе особенности детей-сирот.
2. Выявить проблемы детей-сирот.
3. Изучить направления деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Положение детей-сирот
1.Сущность понятия «сиротство». Лишение родительских прав…...6
2.Проблемы, связанные с сиротством……………………..………….9
Раздел 2. Социальная защита детей-сирот
2.1 Формы устройства детей-сирот……………………………………14
2.2. Защита прав и интересов сирот……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………
- выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения выдавать комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных заработных плат.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также студенты и учащиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение. Им выплачивается стипендия не ниже 80 % минимальной гарантированной стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения.
Выпускники
учебных заведений и учебно-
Родителям, воспитателям приемных семей, взявшим на воспитание не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установить ежемесячное денежное содержание в размере максимальной ставки, предусмотренной для воспитателей детских домов.
Кроме того, за воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста или имеющего отклонения в психическом и физическом развитии, дополнительно выплачивать не менее 50 % минимальной оплаты труда.
В случае болезни родителей-воспитателей или их длительного отсутствия по уважительным причинам в соответствии с действующим законодательством лицам, заменяющим их в этот период, денежное содержание выплачивать в размере, предусмотренном настоящим пунктом.
Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
Без предварительного разрешения органов опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.
Опекун,
попечитель, их супруги и близкие
родственники не
в праве совершать сделки с подопечным,
за исключением передачи имущества подопечному
в качестве дара или в безвозмездное
пользование, а также представлять подопечного
при заключении
сделок или ведении судебных дел между
подопечным и супругом
опекуна или попечителя и их близкими
родственниками.
Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти. Опека и попечение несовершеннолетних возлагается на органы народного образования; в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей — на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья — на отделы социального обеспечения.
Российский детский фонд и его отделения во всех субъектах Федерации оказывают материальную, финансовую и организационно-методическую помощь.
Федеральные и местные органы исполнительной власти разрабатывают и исполняют целевые программы по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Следует отметить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают одинаковыми правами, гарантированными законом.
Социальный педагог – специалист, в область работы которого входит организация социального воспитания ребенка и создание условий для его успешной социализации.
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников, освоения ими различных социальных ролей человека в обществе, ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома
Таким образом, деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д.
Воспитанник семейной группы имеет право на сохранение связей и поддержание личных контактов с кровными родителями и родственниками при условии, что это не противоречит его интересам, нормальному развитию и воспитанию. Таким образом, он сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка в банковском учреждении.
Интерес
ребенка заключается в том, чтобы
жить и воспитываться в семье, получить
право на персональную любовь и заботу,
возможность прожить полноценное детство
с непременным чувством собственной значимости
для взрослого и быть защищенным от любых
ударов судьбы.
Заключение
Не первый раз звучит утверждение, что социальное становление ребенка зависит от любящей семьи. Личность зарождается в семье, где много добра, тепла, любви и улыбок.
В современной России большую популярность получают разнообразные формы устройства детей-сирот. Главное здесь – сохранение интересов детей.
Интересы воспитателей заключаются в возможности реализовать свой педагогический потенциал, получить все богатство переживаний, связанных с воспитанием нового человека.
Интерес государства обусловлен тем, что особенностью устройства является возможность помещения ребенка из учреждения в семейные условия воспитания, даже при невозможности его устройства в приемную семью.
Таким образом, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для воспитания юных граждан.
Для детей-сирот наиболее приемлемым вариантом считается любая форма устройства, чем учреждение интернатного типа, даже если там есть все условия для дальнейшего развития.
Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей к воспитательной работе с детьми, формированию определенных отношений «родитель-ребенок», накоплению опыта воспитательной работы с ним. Должно быть обеспечено социально-педагогическое патронирование с целью контроля, своевременное консультирование, предупреждение и преодоление конфликтных проявлений и пр.
Новизна условий жизни, появление новых предметов, новой пищи приводит к появлению у ребенка синдрома «моё». Эмоциональные трудности на этом периоде состоят в испытывании тревоги и радости одновременно. Бывает, что сначала происходит замыкание в себе, страх, угрюмость.
Упор в работе с ребенком надо делать на будущее общение.
Большинство семей имеют непонятные, а иногда абсолютно неприемлемые мотивы при взятии ребенка из интернатного учреждения. Поэтому социальный педагог должен тщательно обследовать семью и отношение к ребенку.
Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если дальнейшее развитие получит решение проблемы благоприятного нравственно – психологического климата в детском доме или приемной семье.
Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости.
Задача социального педагога в детском доме – представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Социальный педагог составляет индивидуальную программу развития воспитанников, т.е. анализирует документы, которые есть у ребенка, его проблемы.
Необходимо реформирование и усиление функций отделов по охране прав детей, введение дополнительных штатных единиц в эти отделы, что позволяло бы отслеживать положение детей в семье на вверенной им территории.
Нужно усиление функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с акцентом на защитную функцию, а не на репрессивные меры.
Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей, заботу о них. Необходимо пересмотреть статью об уголовном наказании родителей за пренебрежение заботой о детях. Надо внести изменения в понятия «родительские права» и «родительская ответственность». Нужна программа взаимодействия разных ведомств в этих вопросах.
Вариантом решения стоящих перед государством задач в области профилактики социального сиротства может быть разработка программы «Семья», направленной на изменение государственной политики, с целью воспитания в обществе чувства ценности ребенка и изменения отношения к ребенку в семье. Программа может включать следующие разделы: экономическая поддержка семьи, поддержка семейного воспитания создание культа семьи через средства массовой информации изменение образовательной политики государства, воспитание будущих родителей, изменение социальной политики государства с целью достижения социальной стабильности, работа с детской субкультурой, создание службы помощи детям и подросткам [, с.].
Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская.
Современные
воспитанники детских домов в
большинстве своем являются жертвами
социального сиротства, к чему ведет ослабление
семейных уз и распад семьи. Среди них
все меньше становится детей хронических
алкоголиков, больных наследственными
болезнями, и все больше — тех, чьи родители
вполне здоровы психически и физически,
но являются социально - депривированными
личностями. Воспитанники нового потока
отличаются более широким кругозором,
опытом потребления материальных благ,
отсутствием интеллектуальных потребностей.
Библиография
1. Справочник социального работника/ В.Д. Альперович и др.; под общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.- (Профессиональное мастерство).
2. Благовещенская С. Своя ноша не тянет // Семья. - 2008. - № 35.- С.5
3. Брынцева Г. Тебя не бросят. Что нужно сделать обществу, чтобы слово «сирота» не звучало приговором // Российская газета. - 2007. - № 222. -С.10
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Вереск В. Вселенная для маленького сердца // Труд.-2007.-№134.-с.4
6. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Социальная энциклопедия/ Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
8. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций.- Ростов н/Д: «Феникс», - 2005.- (Серия «Сессия без депрессии»)
9. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина.- 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», - 2004.
Информация о работе Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами