Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа
Цель: выявить эффективные способы деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить в социально-педагогической литературе особенности детей-сирот.
2. Выявить проблемы детей-сирот.
3. Изучить направления деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Положение детей-сирот
1.Сущность понятия «сиротство». Лишение родительских прав…...6
2.Проблемы, связанные с сиротством……………………..………….9
Раздел 2. Социальная защита детей-сирот
2.1 Формы устройства детей-сирот……………………………………14
2.2. Защита прав и интересов сирот……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………
Очень тяжело ребенок переносит смену одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке [9, c.170].
Группы детей должны быть небольшими, чтобы социальное и эмоциональное окружение было близко к семейному. Следует организовывать комнаты «семейного типа», где ребенок ощутил бы себя в домашней обстановке; увеличивать штат воспитателей для проведения индивидуальной работы. Нужно как можно реже переводить ребенка из одного учреждения в другое.
Часто возникает проблема формирования навыков самостоятельной жизни: выпускники интернатских учреждений не имеют элементарных бытовых навыков. Существуют также проблемы социальной адаптации, неподготовленности к дальнейшей жизни, проблемы нормального общения друг с другом и окружающим миром.
Дети очень ожесточены, замкнуты, «скрытая дедовщина» откладывает отпечаток на их характер, дети испытывают состояние социальной депривации.
Близко к этой проблеме стоит проблема создания семьи.
Социально-бытовая дезадаптация, проблема общественного мнения, отсутствие опыта семейной жизни мешает таким детям создавать семью. Общество жалеет сирот раннего возраста и очень безжалостно и жестоко к подросткам (учитывая особенности данного возраста, девиантное поведение, агрессию и т.д.). Отсутствие полоролевой идентификации, неумение регулировать внутрисемейные отношения, слабая материальная обеспеченность, обеспеченность жильем, а также проблема профориентации и обучения не способствуют созданию семьи.
Выделяется проблема обучения. Такие дети хуже учатся, и только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ.
Слабо выявляются и развиваются индивидуальные способности детей-сирот. Отсутствие материальных средств для выбора профессии, дальнейшей учебы, как правило, приводит к неудовлетворению своим социальным статусом.
Медико-социальные аспекты здоровья. Социальное существование воспитанников детских домов приводит к повышению заболеваемости, формированию хронических патологий, отрицательно влияет на физическое здоровье, умственное, физическое развитие.
Таким образом, в основном у детей-сирот преобладают изменения психики, и формируются психические заболевания.
Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решение проблем сирот.
Профилактика социального сиротства заключается в эффективной семейной политике, направленная на защиту малообеспеченных семей и т.д., защиту матерей-одиночек, подготовку молодежи к семейной жизни, работа в неблагоприятных семьях, направленная на изменение образа жизни родителей, изменение воспитания детей в семье.
Решение проблем сирот заключается:
- в расширении малых семейных детских домов;
-
в создании службы социальных работников,
обеспечивающих
облегчение социальной адаптации ребенка
и подготовку детей для
оформления усыновления, опеки, попечительства;
-
в выявлении индивидуальных психологических
особенностей
ребенка при поступлении в детский дом
и проведении с учетом
этого профилактики социальной адаптации;
- в дифференцированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;
-
в наличии определенного запаса знаний
по возрастным закономерностям развития
и особенностям воспитания в детских
домах;
-
в создании условий жизни в сиротских домах
для оптимизации
здоровья и развития;
- в помощи в социальной адаптации по достижении совершеннолетия.
Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия (трудности адаптации).
Одним из важных этапов подготовки родителей к усыновлению является знакомство с психологическими особенностями детей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений, с возможными трудностями, которые могут возникнуть при их взаимодействии с новыми родителями.
Очень часто кандидаты в усыновители не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей; не представляют особенностей его поведения (как результата социальной дезадаптации и психологической депривации), когда он окажется в новых для него условиях.
Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п.
Считается, что до 60% воспитанников домов ребенка — дети с тяжелой, хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%.
Помимо
задержки интеллектуального развития,
у детей-сирот наблюдаются
В детском доме ребенок может не научиться просить об удовлетворении своих потребностей. Дети не ждут проявления заботы и внимания; часто они недоверчивы и со временем учатся не полагаться на кого-либо. Такие дети имеют типичную задержку психического развития либо «скачкообразное развитие»; одни дети потом «догоняют» норму возрастного психического развития, а другие нет.
Нарушение внимания и гиперактивность серьезные заболевания, требующие специального ухода и медикаментов. Дети родителей-алкоголиков имеют проблемы со здоровьем на всю жизнь. Многие дети испытали тяжесть потери родной семьи, друзей и т.д.
Исследования показывают, что, если ребенок был помещен в нормальные семейные условия уже в достаточно раннем возрасте, эти последствия устраняются, но уже после 6 месяцев сиротского вскармливания устранить их гораздо сложнее.
Особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы» — совершенно особое психологическое образование.
За последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в решении проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений основывается на принципах поддержки семьи и взаимодействия с ней с соблюдением конфиденциальности полученной информации.
Таким образом, органы управления образованием и образовательные учреждения осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для детей-сирот, оказывающих педагогическую и иную помощь.
Если родители находятся на стадии выбора определенного ребенка, им необходимо как можно больше узнать о самом ребенке и его прошлом, чтобы понять, с чем предстоит иметь дело, и начать семейную жизнь с позитивного общения. Конечно, невозможно узнать все о жизни ребенка, но полученная информация поможет преодолеть возможные проблемы и подготовиться к их решению [27, с.120]
2.Социальная защита детей-сирот
2.1.Формы устройства детей-сирот
Опека - наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот в целях их содержания, воспитания и образования.
Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом [8, с.86].
Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Основные функции опеки и попечительства закреплены в Семейном кодексе и в законах субъектов Российской Федерации, конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.
Семейный кодекс (п. 1, ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).
Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей.
Наряду с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей, а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.
Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в установленном законодательством РФ порядке.
Обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно, на содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства, порядок и размер выплаты установлен Правительством РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, как опекун выполняет свои обязанности (ими обычно становятся близкие родственники ребенка). Он должен воспитывать ребенка и заботиться о его здоровье. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ) [9, с.168].
Информация о работе Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами