Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель: выявить эффективные способы деятельности социального педагога с детьми-сиротами.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить в социально-педагогической литературе особенности детей-сирот.

2. Выявить проблемы детей-сирот.

3. Изучить направления деятельности социального педагога с детьми-сиротами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Положение детей-сирот

1.Сущность понятия «сиротство». Лишение родительских прав…...6
2.Проблемы, связанные с сиротством……………………..………….9
Раздел 2. Социальная защита детей-сирот

2.1 Формы устройства детей-сирот……………………………………14

2.2. Защита прав и интересов сирот……………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиография………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая..doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

      Очень тяжело ребенок переносит смену  одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке [9, c.170].

      Группы детей должны быть небольшими, чтобы социальное и эмоциональное окружение было близко к семейному. Следует организовывать комнаты «семейного типа», где ребенок ощутил бы себя в домашней обстановке; увеличивать штат воспитателей для проведения индивидуальной работы. Нужно как можно реже переводить ребенка из одного учреждения в другое.

      Часто возникает проблема формирования навыков самостоятельной жизни: выпускники интернатских учреждений не имеют элементарных бытовых навыков. Существуют также проблемы социальной адаптации, неподготовленности к дальнейшей жизни, проблемы нормального общения друг с другом и окружающим миром.

      Дети  очень ожесточены, замкнуты, «скрытая дедовщина» откладывает отпечаток на их характер, дети испытывают состояние социальной депривации.

   Близко  к этой проблеме стоит проблема создания семьи.

      Социально-бытовая  дезадаптация, проблема общественного  мнения, отсутствие опыта семейной жизни мешает таким детям создавать  семью. Общество жалеет сирот раннего возраста и очень безжалостно и жестоко к подросткам (учитывая особенности данного возраста, девиантное поведение, агрессию и т.д.). Отсутствие полоролевой идентификации, неумение регулировать внутрисемейные отношения, слабая материальная обеспеченность, обеспеченность жильем, а также проблема профориентации и обучения не способствуют созданию семьи.

      Выделяется  проблема обучения. Такие дети хуже учатся, и только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ.

      Слабо выявляются и развиваются индивидуальные способности детей-сирот. Отсутствие материальных средств для выбора профессии, дальнейшей учебы, как правило, приводит к неудовлетворению своим социальным статусом.

      Медико-социальные аспекты здоровья. Социальное существование воспитанников детских домов приводит к повышению заболеваемости, формированию хронических патологий, отрицательно влияет на физическое здоровье, умственное, физическое развитие.

      Таким образом, в основном у детей-сирот преобладают изменения психики, и формируются психические заболевания.

      Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решение проблем сирот.

      Профилактика  социального сиротства заключается в эффективной семейной политике, направленная на защиту малообеспеченных семей и т.д., защиту матерей-одиночек, подготовку молодежи к семейной жизни, работа в неблагоприятных семьях, направленная на изменение образа жизни родителей, изменение воспитания детей в семье.

    Решение проблем сирот заключается:

  • в совершенствовании системы попечительства и сиротства;
  • в поощрении государством семейных форм устройства детей и создании оптимальных условий для их воспитания и развития;
  • в улучшении психологической работы;
  • в создании индивидуальных программ работы детских учреждений с учетом особенностей детей: сформированности у них навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности, особенностей личности, развития индивидуальных наклонностей;

      -   в расширении малых семейных детских домов;

      - в создании службы социальных работников, обеспечивающих 
облегчение социальной адаптации ребенка и подготовку детей для 
оформления усыновления, опеки, попечительства;

      -   в выявлении индивидуальных психологических особенностей 
ребенка при поступлении в детский дом и проведении с учетом 
этого профилактики социальной адаптации;

      -   в дифференцированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;

      -   в наличии определенного запаса знаний по возрастным закономерностям развития и особенностям воспитания в детских 
домах;

      -   в создании условий жизни в сиротских домах для оптимизации 
здоровья и развития;

      -   в помощи в социальной адаптации по достижении совершеннолетия.

     Приемные  родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия (трудности адаптации).

     Одним из важных этапов подготовки родителей  к усыновлению является знакомство с психологическими особенностями детей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений, с возможными трудностями, которые могут возникнуть при их взаимодействии с новыми родителями.

      Очень часто кандидаты в усыновители  не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей; не представляют особенностей его поведения (как результата социальной дезадаптации и психологической депривации), когда он окажется в новых для него условиях.

      Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п.

      Считается, что до 60% воспитанников домов  ребенка — дети с тяжелой, хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%.

      Помимо  задержки интеллектуального развития, у детей-сирот наблюдаются сложные  нарушения в эмоциональной сфере - затруднение в общении, эмоциональное оскудение. Быстрая утрата побудительных мотивов к какой-либо деятельности, апатия, понижение активности или, наоборот, гиперактивность (которая часто влечет за собой уход в криминальный мир, вызывающее поведение в обществе, стремление любой ценой привлечь к себе внимание). В условиях детдома такие нарушения возникают и у совершенно здоровых детей, а у воспитанников с патологиями они только осложняются.

      В детском доме ребенок может не научиться просить об удовлетворении своих потребностей. Дети не ждут проявления заботы и внимания; часто они недоверчивы  и со временем учатся не полагаться на кого-либо. Такие дети имеют типичную задержку психического развития либо «скачкообразное развитие»; одни дети потом «догоняют» норму возрастного психического развития, а другие нет.

      Нарушение внимания и гиперактивность серьезные  заболевания, требующие специального ухода и медикаментов. Дети родителей-алкоголиков имеют проблемы со здоровьем на всю жизнь. Многие дети испытали тяжесть потери родной семьи, друзей и т.д.

      Исследования  показывают, что, если ребенок был  помещен в нормальные семейные условия уже в достаточно раннем возрасте, эти последствия устраняются, но уже после 6 месяцев сиротского вскармливания устранить их гораздо сложнее.

      Особая  проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы» — совершенно особое психологическое образование.

      За последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в решении проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений основывается на принципах поддержки семьи и взаимодействия с ней с соблюдением конфиденциальности полученной информации.

      Таким образом, органы управления образованием и образовательные учреждения осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для детей-сирот, оказывающих педагогическую и иную помощь.

      Если  родители находятся на стадии выбора определенного ребенка, им необходимо как можно больше узнать о самом ребенке и его прошлом, чтобы понять, с чем предстоит иметь дело, и начать семейную жизнь с позитивного общения. Конечно, невозможно узнать все о жизни ребенка, но полученная информация поможет преодолеть возможные проблемы и подготовиться к их решению [27, с.120]

    2.Социальная защита детей-сирот

    2.1.Формы устройства детей-сирот

      Опека - наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот в целях их содержания, воспитания и образования.

      Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом [8, с.86].

      Согласно  п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

      Основные  функции опеки и попечительства закреплены в Семейном кодексе и в законах субъектов Российской Федерации, конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

      Семейный  кодекс (п. 1, ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

      Органы  опеки и попечительства, получив  сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, которое заключается, в частности, в проверке достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей.

      Наряду  с этим, органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей, а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

      Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

      Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в установленном законодательством РФ порядке.

      Обязанности по опеке (попечительству) выполняются  безвозмездно, на содержание ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства, порядок и размер выплаты установлен Правительством РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, как опекун выполняет свои обязанности (ими обычно становятся близкие родственники ребенка). Он должен воспитывать ребенка и заботиться о его здоровье. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ) [9, с.168].

Информация о работе Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами