Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:05, курсовая работа
Цель: выявить эффективные способы деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить в социально-педагогической литературе особенности детей-сирот.
2. Выявить проблемы детей-сирот.
3. Изучить направления деятельности социального педагога с детьми-сиротами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Положение детей-сирот
1.Сущность понятия «сиротство». Лишение родительских прав…...6
2.Проблемы, связанные с сиротством……………………..………….9
Раздел 2. Социальная защита детей-сирот
2.1 Формы устройства детей-сирот……………………………………14
2.2. Защита прав и интересов сирот……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография………………………………………………
Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляется на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание на срок, установленный договором, но договорные обязательства не всегда и несвоевременно выполняются, и не в полном объеме выплачиваются денежные средства. В приемную семью ребенка могут взять отдельные граждане или супруги. Они получают оплату за свой труд и выполняют функцию воспитателей.
Ребенок старше 10 лет должен давать свое согласие. Нельзя разъединять братьев и сестер. Перспективной формой семейного воспитания осиротевших детей являются замещающие семьи, или семьи патронажных воспитателей. Эта форма применяется с учетом местных условий и возможностей.
Усыновление (удочерение) ребенка — это юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.
Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. В целом под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье.
Усыновлены, могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность. Необходимо выяснить у усыновителей наличие реальных возможностей не только для воспитания, но и для лечения ребенка. Разница в возрасте между усыновителями и усыновленным должна быть не менее 16 лет.
Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие.
При устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязательно должен представить ряд необходимых документов.
Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение. Приемными родителями могут стать супруги, желающие взять на воспитание ребенка. Приемные родители состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Государственные органы и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на воспитание каждого ребенка, а также льготы, установленные законодательством.
Число детей, помещенных в приемную семью, не должно превышать восьми человек. Приемным родителям ежегодно предоставляются отпуска повышенной продолжительности – от 42 до 56 дней.
Работа по организации и поддержке приемных семей для устройства детей-сирот, для создания условий реализации главного права ребенка – жить и воспитываться в семье – является важным и относительно новым направлением в реализации социальной политики.
Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей.
Приемная семья для ребенка – это, по мнению специалистов, бесценный опыт семейных отношений, приучение к труду и умение уживаться с братьями и сестрами [5, с.4].
Таким образом, дальнейшее развитие института приемной семьи особенно важно для детей, которые в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здоровья не могут быть переданы на усыновление (удочерение) [8, с.102].
Дети – не игрушки. И взрослые должны крайне осторожно относиться к своему благородному порыву – осчастливить сироту семьей. Сейчас за каждого ребенка, которого берут в патронатные семьи или под опеку, государство платит немалые деньги, и оно вправе проконтролировать, как родители справляются со своими обязанностями.
Детские дома семейного типа организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать двенадцати человек.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи [27, с.107].
Детские поселки - семейные группы, которые создаются на материнском принципе. От обычной семьи этот тип отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует, и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться другими путями. Помимо принципа матери, как постоянного воспитателя и создателя эмоциональной уверенности, и помимо разнородности детской группы, здесь, в значительной мере проявляют свое действие два других принципа. В первую очередь, это семейный дом со всеми атрибутами родного очага, а затем сообщество поселка, обеспечивающего организационный и социальный тыл для всех отдельных семей.
Детский городок по своей организации близок к детскому поселку, но по воспитательной атмосфере похож на квартирные детские дома. Городок образует несколько павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты и т. п. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере, один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10—14 детях, мальчиках и девочках от 3 лет до 18 лет. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно (приготовление пищи, стирка белья, ведение домашнего хозяйства). Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.
Детские
дома квартирного
типа еще больше приближаются к учреждениям
стационарного типа. В организационно-
Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка органом опеки и попечительства [27, с.109].
В настоящее время - это наиболее интенсивно развивающаяся форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей. Ребенок помещается в патронатную семью на основе договора, заключаемого на основании плана по защите интересов ребенка. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в патронатной семье. Орган опеки и попечительства несет ответственность за защиту прав и здоровья ребенка в течение всего времени нахождения ребенка в патронатной семье.
В отличие от всех известных перечисленных форм семейного устройства патронатное воспитание пригодно для детей с установленным статусом и без него, передаются дети на тот срок, который нужен для ребенка, четко разграничены обязанности сторон учреждения, откуда взят ребенок, или органов опеки и попечительства и патронатных воспитателей [27, с.109].
Сегодня в России все большее развитие получают разнообразные формы передачи детей-сирот в семьи граждан: усыновление, опека и попечительство, приемная и патронатная семья, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.
Таким образом, основным принципом, на котором строится весь институт устройства детей-сирот, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка.
Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, а также при решении всех иных вопросов.
Нужно создание новых форм устройства детей-сирот. Идет активный поиск таких форм – детские деревни, мини – детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.
Деятельность этих учреждений должна отвечать установленным компетентными органами требованиям в области безопасности и здравоохранения по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми.
Поэтому любая форма замещающей семьи предпочтительнее даже прекрасно организованного и материально обеспеченного интернатного учреждения, даже если его сотрудники стремятся обеспечить создание семейных условий для воспитания детей.
Следует
отметить в первую очередь появление
профилактической направленности в
работе с неблагополучными семьями,
активизацию в разработке специальных
методов такой работы. Происходит
совершенствование нормативно-
Таким образом, в российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако значительная часть таких детей остается на попечении учреждений внесемейного воспитания. Наиболее распространёнными видами специализированных детских учреждений для устройства детей, оставшихся без родительского попечения, остаются дома ребёнка, детские дома и школы-интернаты.
2.2.Защита прав и интересов детей-сирот
Социальное сиротство – серьезная нравственная проблема общества. Эти дети – граждане России, и их основные права должны соблюдаться.
В целях социальной защиты детей-сирот государство должно обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Установить для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях, независимо от их типа и ведомственной принадлежности:
- распространить нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников вышеуказанных учреждений на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на опеку (попечительство) в семьи граждан;
Информация о работе Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами