Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить внимание дошкольников с нарушениями зрения, а также подобрать дидактические игры, способствующие развитию внимания детей данной категории.
Объектом изучения в работе выступает процесс внимания в старшем дошкольном возрасте детей с нарушениями зрения.
Предметом исследования мы выделили особенности проявлений внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения и использование дидактических игр как средства развития внимания.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1. Теоретические аспекты изучения процессов внимания у дошкольников с нарушением зрения.
1.1. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………………....5
1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии внимания дошкольников в норме и с нарушениями зрения…………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей старшего возраста с нарушениями зрения в процессе проведения дидактических игр
2.1. Цель, задачи и организация эксперимента………………………………...23
2.2. Методики экспериментального исследования……………………………26
2.3. Результаты эксперимента…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………...40
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С.ПУШКИНА»
Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Курсовая работа № 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
студентка 112 группы
Ораевская Екатерина
Александровна
___________________
(подпись)
Руководитель: Кандидат мед.наук Колодко Валентина Григорьевна |
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава1. Теоретические аспекты изучения процессов внимания у дошкольников с нарушением зрения.
1.1. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с нарушением зрения ……………………………………………………………....5
1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии внимания дошкольников в норме и с нарушениями зрения…………………………………………………14
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей старшего возраста с нарушениями зрения в процессе проведения дидактических игр
2.1. Цель, задачи и организация эксперимента………………………………...23
2.2. Методики экспериментального исследования……………………………26
2.3. Результаты эксперимента…………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. В отечественной психологии внимание определяется как “направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, активность его личности в данный момент и при данных условиях” (Н.Ф.Добрынин) и как организация психической деятельности (К. К. Платонов). Внимание не имеет своего собственного содержания и связано с характер.
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе, а нарушения зрения отрицательно сказываются на свойствах внимания, поэтому для успешности обучения детей с нарушениями зрения в школе, необходимо развивать внимание в дошкольном возрасте. Поскольку у дошкольников ведущей деятельностью является игра, то развитие внимания посредством игры наиболее актуально.
В связи с вышеизложенным очевидна актуальность данной темы курсовой работы.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили:
Цель исследования: изучить внимание дошкольников с нарушениями зрения, а также подобрать дидактические игры, способствующие развитию внимания детей данной категории.
Объектом изучения в работе выступает процесс внимания в старшем дошкольном возрасте детей с нарушениями зрения.
Предметом исследования мы выделили особенности проявлений внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения и использование дидактических игр как средства развития внимания.
Были поставлены следующие задачи:
1. Теоретическое изучение процессов внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения.
2. Экспериментальное
изучение характеристик
3. Определение
роли дидактических игр в
4. Оценка эффективности
проведенной коррекционно-
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень сформированности характеристик внимания. Практически все качества внимания, такие, как концентрация, распределение, переключаемость, объем, продуктивность и устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения. Предполагается, что в процессе проведения дидактических игр складываются благоприятные условия для развития внимания у данной категории детей.
.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процессов внимания у дошкольников с нарушениями зрения.
1.1 Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с нарушением зрения
Внимание – это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
Внимание делится на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Внимание обладает рядом свойств:
О внимании слепых имеются различные и противоречивые данные. Одни авторы (К. Штумпф др.) склонны видеть у слепого повышенную деятельность внимания; другие (Шредер, Ф. Цех) и главным образом учителя слепых, наблюдающие поведение учащихся во время занятий, утверждают, что внимание слепых развито ниже, чем у зрячих.
А. Г. Литвак отмечает, что «исследования по данной теме в современной тифлопсихологии практически отсутствуют», поэтому при изучении темы «Внимание слепых» необходимо опираться на сведения по этой теме из курса общей психологии с тем, чтобы иметь возможность проследить проявление видов и свойств внимания при нарушениях зрения. Поэтому при изучении данной темы чрезвычайно важным является посещение школы слепых и слабовидящих с целью наблюдения за вниманием школьников с тяжелыми нарушениями зрения.
Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отраженном объекте. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение произвольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так, восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей – в процесс припоминания и т.д. Придавая психической деятельности избирательную направленность, внимание в то же время дает эффект сенсибилизации, которую нужно понимать не только как повышение чувствительности, но и, как указывал С.Л. Рубинштейн, как повышение восприимчивости к впечатлениям, мыслям, действиям и т.д. Внимание также обеспечивает также сосредоточение сознания на объекте деятельности при одновременном его отвлечении от всего постороннего, мешающего деятельности в заданном направлении.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте и слабовидении приводит к невозможности или затрудненности зрительного отражения мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная роль принадлежит вниманию.
В XIX-начале XX века в тифлопсихологии было широко распространено мнение, согласно которому выпадение функций зрительного анализатора вызывает автоматические изменения всех свойств внимания, и в первую очередь его устойчивости, интенсивности, концентрированности в положительную сторону.
Буржуазные тифлопсихологи стремились оторвать внимание от детерминирующей его окружающей среды человеческой деятельности, объяснить его как феномен духа, а заодно и противопоставить зрительное восприятие слуховому и осязательному.
Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифференцированно опредмеченных, эмоционально окрашенных, не только способствует, но, напротив, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают непосредственный интерес. Резкое сокращение внешних воздействий вызывает не только так называемый сенсорный голод, но и отрицательно сказывается на o6ъеме, устойчивости, концентрированности и других свойствах внимания.
Уменьшение количества различных раздражений при нарушениях зрения не может способствовать и устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляют слепых и ведут к рассеиванию внимания.
По мнению Л.С.Выготского, вообще неверно ставить вопрос о сравнительном развитии психических функций у слепых и зрячих как количественную проблему: «Нужно спрашивать не о количественном, а о качественном, функциональном различии одной и той же деятельности у слепых и зрячих. В каком направлении развивается внимание у слепого? Вот как надо спрашивать. И здесь, в установлении качественных особенностей, сходятся все. Точно так же, как у слепого есть тенденция к развитию памяти специфическим образом, у него есть тенденция к специфическому развитию внимания. Или вернее: как одним, так и другим процессом овладевает общая тенденция к компенсации слепоты и дает им обоим одно направление».
Своеобразие внимания у слепого заключается в особой силе сосредоточения последовательно вступающих в поле сознания раздражении слуха и осязания, в отличие от симультанно, т. е. сразу вступающих в поле зрения зрительных ощущений, вызывающих быструю смену и рассеивание внимания вследствие конкуренции многих одновременных стимулов. Когда мы хотим собрать наше внимание, по словам К. Штумпфа, мы прикрываем глаза и искусственно превращаемся в слепых. В связи с этим стоит и противоположная, уравновешивающая и ограничивающая особенность внимания у слепого: полнейшей концентрации на одном предмете до полного забвения об окружающем, полного погружения в предмет (что мы встречаем у зрячих) у слепых не может быть; слепой вынужден при всех обстоятельствах сохранять известный контакт с внешним миром «через ухо» и потому до известной степени всегда должен распределять свое слуховое внимание в ущерб его концентрации.
У большинства незрячих или слабовидящих детей патология зрения является врожденной, поэтому ход их психического развития своеобразен и по темпу и по качественной характеристике. Характер реакций и повеление детей с нарушением зрения в младенческом возрасте (2-3 –месячных) зачастую не отличаются от тех, что наблюдаются у нормально видящих сверстников. Их внимание непроизвольно по сути и зависти от качества внешних раздражителей: слабовидящих привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, как слабовидящих, так и незрячих – громкие, резкие звуки.
Слуховое внимание (выделение и дифференциация слуховых впечатлений) у незрячих детей прочно связано с развитием и созданием широкого осязательного поля. Однако их меньшая подвижность и активность, более позднее выделение отдельных специфических раздражителей, являющихся сигналами жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира, отрицательно влияют на развитие как непроизвольного, так и произвольного внимания. Однако при благоприятных условиях психического развития таких детей – при активной помощи взрослого в организации общения и активизации деятельности всех сохранных анализаторов – вторичных отклонений в развитии внимания можно избежать.
Существование высших видов внимания – произвольного и послепроизвольного – непосредственно связано с деятельностью, в которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Включение лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать преодолению трудностей в развитии непроизвольного и строящегося на его основе произвольного внимания.
Развитие внимания у
детей данной категории несколько
замедленно во времени. Наблюдения за
незрячими и слабовидящими
Для успешного развития внимания слепых и слабовидящих играет определенную роль и возникающая у них необходимость отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего не значащих или имеющих второстепенное значение для зрячих, а при нарушениях зрения получающих сигнальное значение и выступающих на первый план.